ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 254
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 . Научно-информационный центр CALS – технологий (НИЦ). Разрабатывает конкретные программы и рекомендует их для исполнения на предприятиях, которые захотят разработать СМК. Эти программы являются заготовками, содержащими основные пункты того или иного процесса (примеры структурных схем, таблиц-матриц, оформление СТП, инструкций). Эти заготовки позволяют быстрее разработать систему СМК и даже обойтись без услуг консультантов. Каждое предприятие применительно к своим условиям и задачам редактирует предложенные программы. Программы представляют собой набор Модулей СМК по различным вопросам и процессам. НИЦ предлагает около 10 различных модулей, которые могут закупаться отдельно или целиком. Каждый модуль состоит из нескольких файлов.
Первый модуль – описание: «Модель СМК»:
-
примеры структурных и функциональных схем; -
описание ЖЦП и процессов управления на нем; -
разработка конструкторской документации; -
оценка проекта.
В общем, это Модуль затрагивает процессы Моделей СМК. Этот Модуль в какой-то мере в общих чертах повторяет содержание Руководства по качеству.
Второй модуль – «Документация»:
-
Политика предприятия в области качества; -
Руководство по качеству (рекомендации); -
Рекомендации по разработке СТП; -
Рекомендации по Инструкциям.
Третий модуль – «Информация»:
-
организация маркетинговых исследований; -
виды контроля и их организация; -
формы документов по Отчетам по качеству; -
Анализ затрат на качество.
Четвертый модуль – «Электронное описание продукции»:
-
комплектующие продукции; -
чертежи и Технические паспорта; -
электронное описание технологий и испытаний; -
видеоролики, характеризующие качество продукции.
Кроме того, могут быть модули «История предприятия», «Эксплуатация», «Взаимодействие с потребителем продукции» .
Современное производство не может обойтись без компьютерной техники, поэтому рекомендуемые Модули способствуют более эффективному внедрению СМК на Российских предприятиях.
Вопросы для самопроверки:
1. Значение CALS – технологий для разработки СК.
2. Содержание модулей в CALS.
3. Организации, занимающиеся технологией CALS.
4. Компьютерное обеспечение СК.
5. Преимущества использования программ CALS.
Литература: [14, 16].
14. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Конкурентоспособность продукции является более широким понятием, чем качество. Качество затрагивает главным образом технические показатели, которые в той или иной степени точности можно измерить: надежность, эргономичность, пищевая ценность. Следовательно, эти показатели проектируются для изделий.
Конкурентоспособность в дополнение к качеству зависит от многих факторов:
1. Коммерческих (торговых): цена; форма оплаты (предоплата, на консигнационной основе, поэтапная оплата, кредит и др.); реклама и стимулирование сбыта; имидж предприятия и товара и многие другие.
2. Организационно-сбытовых: вид и объем рынка, близость поставщика и организация с ним связей, наличие посредников, виды транспорта, объем партий по поставке, предоставление скидок.
Коммерческие показатели конкурентоспособности товаров: эти показатели характеризуют уровень спроса на тот или иной товар, его модель. В условиях компьютерного учета эти показатели иллюстрируют товародвижение, товарные запасы, быстроту реализации. Их анализ позволяет вовремя произвести корректирующие и предупреждающие действия по закупкам и оптимизации товарных запасов.
1. Уровень реализации продукции. Отчет по реализации товаров проводится с помощью средств вычислительной техники.
Таблица 14.1. Структура ассортимента товаров по уровню реализации
Вид товара | Предложение, шт. | Доля, % | Реализация, шт. | Уровень реализации, %%. | Товарные запасы, шт. |
1 | 1000 | 10 | 930 | 930/1000*100=93% | 70 |
2 | 3010 | | 300 | 9,9 | 2710 |
3 | и т.д. | | | | |
Сумма | 4010 | 100,0 | | | |
Предложение товаров – это остатки плюс поступление товаров за определенный период (месяц, квартал, год). Зависимость между уровнем реализации и конкурентоспособностью товаров (уровнем спроса на него) прямая: чем выше цифра, тем выше спрос и конкурентоспособность .
2. Эффективность реализации. Определяется количеством товара, проданного за один рабочий день.
Таблица 14.2. Эффективность реализации отдельных видов (групп) товаров
Вид товара | Реализация, шт. | Количество рабочих дней | Эффективность реализации, шт/день |
1 | 150 | 25 | 6 |
2 | 50 | 20 | 2,5 |
3 | и т.д. | | 13 |
Этот показатель служит для расчета объема закупок на предстоящий период. Например, 6 шт/день *300 рабочих дней в году = 1800 шт. в целом предстоит закупать товара в следующем году.
3. Прибыль от продажи отдельных видов товара. Этот показатель выявляет наиболее эффективные экономически товары.
Таблица 14.3. Расчет прибыли по отдельным видам товара
Вид товара | Себестои-мость товара | Розничная цена | Прибыль на 1 шт. | Реализация, шт. | Сумма прибыли по данному товару. |
1 | 380 | 420 | 40 | 12 | 480 |
2 | 250 | 330 | 80 | 10 | 800 |
3 | и т.д. | | | | 140 |
4. Цена балла качества - этот показатель определяет зависимость (или независимость) цены товара от его качества.
Таблица 14.4. Определение соотношения цены и качества товара
Вид товара | Цена товара | Полученный балл | Цена балла |
1 | 1200 | 1,0 | 300 руб/балл |
2 | 480 | 3,5 | 137 руб/балл |
3 | и т.д. | | |
Баллы получают при экспертных или сенсорных оценках. Зависимость обратная: чем ниже цена балла, тем предпочтительнее для покупателя товар.
5. Эластичность спроса – изменение объема продаж после снижения цены. Этот показатель должен быть меньше единицы, и чем он больше, тем более эластичный по цене товар. С ним можно манипулировать по изменению цен.
(3)
6. Уровень качества. Это почти единственный показатель, который в разных вариантах применяется для оценки конкурентоспособности продукции. По своему содержанию уровень качества может быть:
-
единичный (по одному показателю); -
групповой (по группе показателей в одном аспекте); -
комплексный, учитывающий все аспекты, все стороны качества продукции Кк:
, (4)
где: Кк – комплексный показатель качества;
К вес. – коэффициент весомости, определяемый при ранжировании показателей;
Хi – значения конкретных единичных показателей;
Комплексный уровень качества наиболее предпочтителен для доказательства конкурентоспособности разрабатываемой продукции.
К сожалению, можно сказать, что проблем с оценкой качества продукции много, они до сих пор кардинально не решены, и каждое предприятие (торговое или промышленное) имеет свои методики, а чаще их не имеет.
Вопросы для самопроверки:
1. Уровень реализации, его определение.
2. Эффективность реализации, характеристика.
3. Комплексный уровень качества продукции, его определение.
4. Соотносительность понятий качество и конкурентоспособность.
5. Перечислите показатели, применяемые для оценки конкурентоспособности товара.
6. Что такое ранжирование свойств (факторов)?
7. Факторы, формирующие конкурентоспособность товара (предприятия).
8. Основные проблемы в оценке качества и конкурентоспособности товара.