Файл: Занятие 1 Задание по теме Понятия педагогического проектирования и диагностика ситуации.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4.Послепроектныйэтап. Апробация, распространение результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими).
2. Виды педагогических проектов.
Рассмотрим три вида проектов: педагогический, культурологический и учебный проекты.
В предложенной классификация основными параметрами являются: направление деятельности и категории участников. Это даёт возможность не «растекаться по древу», а четко сосредоточится на разработке проекта, и осознать для чего это делается. В свою очередь каждый из проектов может подразделяться на виды.
И все-таки, надо признать, что предложенные варианты носят условный характер.
Педагогический проект – такие проекты ориентированы на изменения подходов в преподавании и организации образовательного процесса с учетом условий конкретного образовательного учреждения.
В целом проект должен способствовать улучшению образовательной среды ОУ.
- Социально-педагогический проект – фокусируется на проблемах воспитательного характера, решение которых должно способствовать гуманизации отношений между участниками образовательного процесса, и направлено на построение «идеального» общества.
- Социокультурный проект – ориентирован на решения проблем общекультурной направленности и на создание условий для адаптации граждан в социуме.
- Учебно-методический проект - нацелен на решение педагогических проблем в профессиональной сфере и самообразовании педагогов образовательного учреждения, возникающих при реализации ФГОС.
Культурологический проект – в целом ориентирован на развитие духовно-нравственной личности, на создание или совершенствование социокультурных связей между участниками образовательного процесса, выстраивание образовательного учреждения.
- Культурно-просветительский проект – нацелен на разрешение проблем поликультурного образования. Фокусируется способствующей развитию личности и расширению кругозора. Имеет информационно-лекционный характер. Может быть составной частью воспитательной и учебной работы в школе.
- Культуротворческий проект – ориентирован на погружение в социокультурные практики эстетических дисциплин и на развитие творческих способностей личности или коллектива.
- Культурно-образовательный проект - ориентирован на соединение концептуальных идей ООП образовательного учреждения с городской образовательной средой с целью социализации учащихся.
Учебный проект – специально организованный учителем проект, ориентированный на обучение самостоятельной деятельности учащихся при решении реальных, взятых из жизни проблем, при использовании всех возможностей, которые предоставляет школа.
- Учебно-познавательный проект – функциональность проекта определяется задачами, обозначенными в содержании прикладных программ ООП учреждения («Смысловое чтение», «Информационная грамотность», «Социализация и воспитание», «Формирование УУД») и содержанием самого проекта.
Очень важно учитывать стремление учащегося, прежде всего, решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
Информационный характер такого типа проектов позволяет заложить основы критического мышления при написании исследовательских (письменных) работ.
- Учебно-исследовательский проект – характеризуется исследовательскими подходами для достижения задач, где экспериментально-исследовательская работа является наиболее действенным средством в обучении. Позволяет расширять содержание предметных дисциплин.
- Учебно-воспитательный проект – ориентирован на становление личности, будущего гражданина и патриота своей страны, достойного носителя культурных традиций своего народа, а также на понимании и принятии культуры других наций и стран.
3. Определите существенные черты авторитарных и гуманистических систем воспитания.
Авторитарное воспитание – это воспитание, в основе которого лежит беспрекословное подчинение воспитанника (учащегося) педагогу.
Сущность авторитарного воспитания заключается в том, что взрослые, которые занимаются воспитанием (воспитатель, педагог, родитель и т.д.) очень требовательны и строги по отношению к детям, держат их под постоянным и жестким контролем. Просьбы и жалобы, не отвечающие запросам со стороны взрослого – игнорируются, так как считаются баловством. Мнение взрослого ставится выше мнения ребенка. От ребенка требуют беспрекословного послушания, в случае если ребенок ослушался, то его неминуемо ждет наказание.
Авторитарный тип воспитания – это низкая удовлетворяемость потребностей и нужд ребенка и высокие требования со стороны взрослого.
При авторитарном типе воспитания, взрослые не вникают в нужды ребенка, их не интересуют его жизненные проблемы и желания. Так же им не интересен внутренний мир ребенка и его переживания.
Авторитарное воспитание вызывает у детей серьезные психологические проблемы, возникновение агрессии. У мальчиков чаще всего развивается несамостоятельность, у девочек – недостаточная целеустремленность.
В процессе такого типа воспитания у детей формируются две крайности:
С одной стороны, дети закомплексованы, имеют низку самооценку и целеустремленность. Боятся ошибиться, самостоятельно принять решение. Чужое мнение их пугает и расстраивает.
С другой стороны они могут проявлять агрессивность, очень наглы и эгоистичны. В подростковом возрасте могут бросать вызов старшим или даже обществу, совершать безумные поступки. Их ненависть и агрессивное поведение вызваны желанием причинить такую же боль, как они ощутили в детстве другим людям.
Дети, которые были воспитаны в авторитарной семье, психологически разрушены и опустошены, имеют множество комплексов. Пытаясь заглушить свою боль и заполнить душевную пустоту, они часто совершают поступки, которые противоречат нравственным и моральным нормам. В последствие из детей вырастают взрослые, которые решая свои психологические проблемы, совершают правонарушения.
В том случае, если ребенок не справляется с требованиями, которые ему предъявляет авторитарный взрослый, то его наказывают и унижают. Все это может вызвать протест и враждебность по отношению к взрослому. Это связано с тем, что в силу возраста ребенок не может иначе сохранить собственное достоинство и отстоять себя.
Протест может протекать в «открытую», когда ребенок делает наперекор взрослому. А может, напротив, протекать скрыто, когда ребенок таит и копит в себе обиды до поры. В настоящее время, в современной школе, до сих пор считается, что эффективным является именно авторитарный стиль воспитания. Это мнение сохранилось еще со времен советской школы и присуще учителям старой закалки. При авторитарном типе воспитания, ребенок не воспринимается как равный участник воспитательно-образовательного процесса. Его мнение не учитывается. И это несмотря на то, что все больше молодых и прогрессивных педагогов доказали на собственном практическом опыте неэффективность авторитарного воспитания и успешность применения гуманистического подхода к воспитанию.
По своей природе авторитаризм эффективен в младшем возрасте, в этот период у детей присутствует безусловное уважение личности педагога. Однако с возрастом дети начинают проявлять нежелание подчиняться чьему-то мнению, они начинают относиться к педагогу ровно так же, как и он относится к ним (могут повысить голос, показывают непослушание и т.д.). Все это формирует у детей неверную модель поведения, оказывает негативное влияние на психологическое развитие.
Гуманистическое направление в педагогике является относительно молодым. Оно возникло в конце 50-х начале 60-х годов в Америке. В основе гуманистического воспитания, положены идеи гуманистической психологии.
Гуманистическое воспитание имеет личностно-ориентированный характер и направлено на преодоление авторитаризма в воспитании и обучении детей.
В центре воспитательно-образовательного процесса ставится личность ребенка, его интересы, мнения, стремления, желания и т.д. Исходя из потребностей и возможностей детей, педагог выстраивает процесс воспитания.
Основная цель гуманистической педагогики – это формирование полноценной и разносторонне развитой личности, обладающей необходимым набором знаний, умений и навыков.
Гуманизация воспитания и обучения предполагает своего рода «очеловечивание» данных процессов, то есть, такую их направленности, при которой на первое место выходит личностный смысл данных процессов.
В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться при реализации процессов обучения и воспитания. Отметим следующие признаки гуманистической педагогики:
1. Создание эмоционально положительной и благоприятной среды, комфортной для воспитания и обучения.
2. Дети являются равными участниками педагогического процесса, они имеют возможность принимать равное активное участие в педагогическом процессе.
3. Установление благоприятного эмоционального климата в детском коллективе, основанном на межличностных отношениях в группе (классе).
4. Реализуемые педагогом образовательные программы должны быть направлены на максимальное развитие творческого потенциала и возможностей каждого ребенка.
5. Предоставление детям возможности обсуждения с педагогом возникающих в процессе обучения и воспитания проблем, совместный выбор методов и средств их преодоления, осуществление самооценки собственной деятельности.
6 Отказ от использования жесткой оценочной шкалы успеваемости, которая оказывает на детей определенное психологическое давление.
Такое построение учебного процесса и педагогического взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы – от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться на устойчивую мотивацию и потребности детей.