Файл: Занятие 1 Задание по теме Понятия педагогического проектирования и диагностика ситуации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При реализации крупномасштабных дорогостоящих или социально значимых проектов обычно применяют метод, который получил название, SWOT-анализ, включающий аббревиатуру:

  • S - strengths (сильные стороны);

  • W - weaknesses (слабые стороны);

  • -О- opportunities (возможности);

  • -Т- threats (угрозы).

Пункты S и W содержат описание результатов анализа, которые указывают на наличие тех или иных ресурсов (внутренних) и дают их оценку. Третий (О) и четвертый пункты (Т) прогнозируют позитивное (возможности) или негативное (угрозы) воздействие внешней среды на планируемое действие. При реализации педагогических или социальных проектов успешность реализации проекта, как правило, зависит от принятия участниками идеологии планируемых изменений. Поэтому возможные «угрозы внешней среды» - это тот самый субъективный фактор, от грамотного учета которого во многом зависят результаты проекта.

Осознанное применение педагогом технологий планирования и программирования влияют и на организацию и систематизацию не только рабочего, но и личного времени. К сожалению, тенденцией последнего времени стало увеличение содержательной нагрузки на педагога, рост документальной отчетности, повышение требований к результативности работы. Особенно это влияет на добросовестных увлеченных педагогов дополнительного образования, у которых от стремления к эффективным результатам границы выполнения профессиональных обязанностей размываются, ненормированный рабочий день становится нормальным состоянием и «растягивается» на 12-14 часов. В свою очередь, состояние эмоционального выгорания и пограничные формы утомления, вызванные тем, что рабочий день педагога, как правило, продолжается за рамками основной деятельности, не способствуют росту отдачи и повышения качества работы. В результате получается замкнутый круг, выход из которого возможен при изменении самой структуры распределения рабочего времени. Повышение уровня способности педагога к самоорганизации становится важным фактором оптимизации педагогического процесса в образовательных учреждениях и механизмом профессионального развития. Здесь на помощь педагогу может прийти технология тайм- менеджмента, ставшая популярной в России с начала XXI в.

Технология тайм-менеджмента основывается на принципе, сформулированном итальянским экономистом В. Парето
[1]. Принцип гласит, что управление профессиональной деятельностью соответствует соотношению 80 : 20. Оно показывает степень эффективности организации рабочего времени, т. к. в процессе работы за счет 20 % расходуемого времени достигается 80 % результатов. Остальные 80 % времени дают лишь 20 % ожидаемых результатов.

Поэтому рациональное планирование и использование рабочего и личного времени находится в центре внимания технологии тайм- менеджмента. Затрачивая чуть больше времени на планирование, педагог может сократить срок исполнения и сэкономить время и силы в целом.

Основные методы, рекомендуемые технологией тайм- менеджмента:

  • - ранжирование дел: «горит» - «может подождать», расстановка приоритетов;

  • - ежедневное планирование дня. Рациональное использование плаиингов и электронных записных книжек;

  • - выявление и исключение «поглотителей времени»;

  • - овладение стратегией отказа.

Таким образом, если педагог стремится оптимизировать свою деятельность, то самое главное для него - это составить общий список дел и установить приоритетность выполняемых профессиональных задач. Все дела, которые предстоит выполнить в конкретный отрезок времени, необходимо разделить на три категории: Л (важнейшие дела), В (значимые дела), С (несущественные дела).

Приоритет в выполнении нужно отдавать делам категорий Ли В как несущим основную содержательную нагрузку. Самые сложные и, возможно, неприятные дела необходимо делать с утра в первую очередь. Во время выполнения мелких, несущественных дел количество переключений (т. е. отвлечений от одного дела в пользу другого) должно быть минимально. Но вот в процессе выполнения какой-то долгосрочной и большой задачи количество переключений должно быть, наоборот, велико. Иначе к моменту окончания работы над ней, усталость педагога будет пограничной.

Умение делегировать полномочия также помогут педагогу разгрузить свой рабочий день. Делегирование - это способ эффективного управления, при котором происходит передача задачи, а также полномочий и ответственности на выполнение другим лицам. При планировании времени очень важно установить, какую работу педагог должен выполнить лично, а какую можно перепоручить родителям или даже самим обучающимся. Ведь привлечение старших ребят к некоторым организационным моментам (написать и разнести объявления, подготовить инвентарь или оборудование к занятию, проверить списки, найти необходимую информацию в интернете и пр.) станут для подростков ступенькой к самоуправлению, а для педагога - возможностью посвятить больше времени важнейшим делам.



Следующим важным элементом технологии тайм-менеджмента является выявление «поглотителей времени» - организационных и личностных помех. Для их обнаружения необходимо на протяжении определенного отрезка времени (например, в течение месяца) приучить себя вести ежедневные записи с почасовой и поминутной фиксацией всех малых и больших дел, встреч, разговоров, «перекуров и перекусов». После анализа дневных помех нужно будет исключить 5 повторяющихся причин потери времени. Даже короткий временной отрезок, посвященный пристальному вниманию к своей организационной культуре, поможет педагогу определить особенности своего биоритма, графика активности, поможет сформировать продуктивный индивидуальный рабочий стиль.

Самоконтроль как обзор итогов прошедшего дня является частью управляющей функции педагога. Вектор развития здесь будет идти от самоконтроля к контролированию процесса работы. Контроль в широком смысле - это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект. Таким образом, контролирование процесса работы - это сравнение промежуточных результатов с изначальными задачами, контролирование итогов - это сравнение замысла с результатом.

Когда педагог освоит технологии самоорганизации, научится осознанно использовать пики своей интеллектуальной, творческой, физической активности, эффективное достижение запланированных результатов повысит и его собственную самооценку, и оценку его профессионализма среди коллег, родителей, самих детей.