Файл: Курсовая работа формирование имиджа российских политических партий в сети интернет раскосова Дарина Вячеславовна.doc
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оттенки цветов, являются составной частью окружающей действительности, присутствует во всех чувственно воспринимаемых явлениях и предметах. Поэтому политические субъекты часто используют цвет не только в качестве отличительного знака, позволяющего идентифицировать партии, движения, но и как самостоятельный символ, которые обладает широким спектром регулирования. Цвет политической партии влияет на эмоциональное состояние избирателя сильнее, чем фотография кандидата.
Внешняя составляющая имиджа партии Захара Прилепина тоже имеет свои особые черты. Символика выполнена в красных и фиолетовых цветах. Конкретно – на фиолетовом полотнище характерная "закорючка" в виде буквы "З". На верхней фиолетовой плоскости расположен словесный элемент «ЗА», на нижней фиолетовой плоскости расположен словесный элемент «ПРАВДУ». Красный цвет отвечает за возбуждения и привлечения к себе внимания, он символизирует протест и несогласие с методами управления действующей власти. Фиолетовый – цвет печали и угнетенности, подавленности. Как политический символ, он используется, в основном, в плакатах и карикатурах для того чтобы придать изображаемому предмету опасности и вызвать у объектов негативное отношение к конкретным социально – политическим явлениям.
Таким образом, можно сказать о том, что имидж новой партии основывается прежде на культурных ценностях, движущая сила партии – деятели культуры, позиционирующие себя как защитники русской культуры. Уникальность заключается в самой идеи, а именно строительство гражданского общества, в сочетании монархического уклада и экономики направленной на социализм, многих Россиян может заинтересовать данный курс.
1.2.Использование социальных сетей как инструмента
политической коммуникации
Сегодня развитие информационных технологий идет более интенсивно и на качественно ином уровне, что позволяет констатировать существенные линии расхождения в мировосприятии, ценностных ориентациях, способах взаимодействия, во всех направлениях жизнедеятельности представителей не только поколения 1–3 (дед – внук), но представителей поколения 1–2 (отец–сын). Цифровые возможности и риски стали атрибутом повседневности. Постоянно совершенствующиеся портативные компьютеры и мобильные устройства позволяют человеку перманентно коммуницировать в цифровом пространстве, в том числе через формат социальных сетей [1; 5; 10; 21].
Развитие цифровых платформ есть процесс постоянный. В современных условиях потребность общества и государства в цифровизации резко возрастает [23]. Современная Интернет–коммуникативная среда изменяет сложившийся экономический уклад, социально–политическую систему, образ жизни людей, конструируя новую реальность, открывая новые возможности координации деятельности, гражданского участия и контроля. Российские власти стремятся придать новый импульс цифровой трансформации, что нашло адекватное отражение в государственной политике поддержки отрасли [7; 8; 11]. К 2024 году в России должны появиться не меньше десяти национальных компаний–лидеров, способных конкурировать на мировых рынках, и не меньше 500 малых и средних бизнесов в сфере создания цифровых технологий и оказания цифровых услуг. Цифровые платформы активно внедряются в образование [19; 20; 22], здравоохранение [18], применяются для создания «умного города» [12]. Количество студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями, через 8 лет будет составлять 120 тыс. в год. Во всех федеральных органах исполнительной власти назначены руководители по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer), аналогичные назначения происходят и в регионах [17]. Вместе с тем реализация федерального проекта
«Цифровой регион», стоимость которого оценивалась в 137 млрд руб. до 2024 года, включая бюджетные и внебюджетные источники, сталкивается с трудностями. Признавая необходимость единых подходов и стандартов, эксперты считают, что создать единый проект цифровизации для всех регионов проблематично из-за разности в потенциале развития, степени оснащенности и проникновения информационно–коммуникативных технологий и другой специфики. Сейчас проект «Цифровой регион» дорабатывается в аспекте ориентации на стратегии цифровизации экономики и социальной сферы конкретных регионов, с учетом их специфики [9; 14]. Основными задачами проекта, которые воспроизводятся и в партийных документах, являются подготовка нормативной базы для внедрения цифровых технологий в регионах, обеспечение цифровизации ЖКХ и энергетики, а также развитие в регионах IT–платформ и вовлечение граждан в процессы управления регионами через эти платформы. При этом необходимо подчеркнуть важность внедрения единых стандартов, которые позволят интегрировать региональные IT–системы, аккумулировать и анализировать общую статистику, использовать ее для управления регионом, принятия политических и иных решений.
В 2021–2025 гг. эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации государственных органов, активный перевод всех государственных услуг в электронный вид.
Цифровое пространство становится неотъемлемым компонентом функционирования и политической сферы [23]. Политические партии используют потенциал цифровых платформ для взаимодействия с властью, гражданами и между собой, расширения вертикального и горизонтального взаимодействия пользователей [3; 6]. Цифровизация активно внедряется в избирательный процесс. С 2017 года реализуется проект «Мобильный избиратель», позволяющий гражданам голосовать вне зависимости от места нахождения, что делает процедуру голосования более доступной. В рамках данного проекта апробируется механизм функционирования цифровых участков, успешно зарекомендовавших себя в ходе нескольких избирательных кампаний, в том числе на выборах президента России в 2018 году. Еще в 2018 году Э. Панфилова сообщила, что избирательная система России «стоит на пороге «цифрового скачка», когда будет создана система онлайн-голосования без явки на избирательный участок, «аналогов которой в мире не будет» [16].
В 2019 году ЦИК России стал участником национальной программы «Цифровая экономика». На ее базе создается новая цифровая платформа, которая призвана стать современной версией хорошо себя зарекомендовавшей системы ГАС «Выборы» и обеспечить предоставление цифровых сервисов для всех участников избирательного процесса – наблюдателей, представителей СМИ, государственных органов, органов местного самоуправления и учреждений, взаимодействующих с избирательной системой и др. В ближайшее время также планируется внедрение целого ряда сервисов, а именно: сервисов выдвижения кандидатов в состав территориальных избирательных комиссий, сдачи финансовой отчетности кандидатов, политических партий и избирательных объединений, подачи и проверки документов и др. На сервисах информирования для избирателей граждане могут проверить и актуализировать данные о себе в регистре избирателей, проверить свое включение в списки избирателей, получить информацию о кандидатах, избирательных объединениях, избирательном участке и комиссии, а также подать заявление о голосовании вне помещения для голосования. Цифровизация избирательного процесса делает избирательные процедуры более доступными и прозрачными, тем самым повышая роль, социальный статус, гражданскую ответственность человека, мотивируя его на активное и осознанное участие в политической жизни страны [2]. Активным потребителем цифровых сервисов и актором избирательного процесса являются СМИ. Наряду с
оперативным получением актуальной информации, через цифровые сервисы СМИ смогут подавать заявления на аккредитацию для присутствия на избирательных участках.
Один из информационных проектов ЦИК России – это проект «Политические партии в Российской Федерации». Данный проект позволяет в автоматическом режиме получать полномасштабные сведения о направлениях деятельности политических партий страны на основе данных партийной отчётности, поступающие из ГАС «Выборы», аналитических работ экспертов, специалистов ЦИК и др. Важно, что информация о партиях будет в публичном доступе. Новый Youtube канал «Просто о выборах» представит обучающие видеоматериалы, включающие мини–лекции, информационные ролики, репортажи с мероприятий, что станет особенно востребованным молодежью.
Проанализируем далее партийную цифровизацию в социальных сетях. Доступность использования данного ресурса приводит к увеличению круга его пользователей. В недавнем прошлом социальные сети играли роль некоего виртуального элитарного клуба, своеобразной закрытой площадки для определенного круга избранных лиц. Например, изначально ВКонтакте объединял представителей научных и учебных сообществ, которые обменивались опытом, мнениями по актуальным проблемам современности, высказывались по резонансным событиям государственной внутренней и внешней политики, информировали о своих научных, общественных и личных достижениях и т.д. Сегодня достаточно портативного устройства и постоянно действующего Интернет–соединения, чтобы открытое сетевое пространство стало доступно для человека с практически любым уровнем интеллекта, профессиональных и витальных потребностей, политических интересов и пристрастий, жизненных планов и т.д.
Политическая практика свидетельствует о том, проблемы интенсификации процесса партийной цифровизации актуализируются не только на уровне парламентских партий, но и на уровне региональных партий. При этом в регионах активность граждан в социальных сетях значительно ниже по сравнению со столичными регионами. Сегодня возросли не только масштабность и глубина проникновения социальных сетей в повседневную жизнь и политику, но трансформировалось и их назначение. Несколько лет назад социальные сети использовались скорее, как информационный ресурс для озвучивания тех или иных достижений политических акторов. Сегодня, помимо информационной функции, актуализировались функции общения и социально–политического взаимоотношения в онлайн–пространстве, а также формирования виртуальных групп по политическим интересам и предпочтениям, а также групп поддержки того или иного политического лидера или партии. Нередко социальные сети не только реагируют на резонансные политические события и решения, но и формируют политическую повестку. Через социальные сети гражданин непосредственно контактирует с партией, оперативно осуществляется обратная связь, анализируется реакция граждан на решения и деятельность партии, есть возможность быстро и напрямую озвучить насущные социально–политические проблемы, требующие первостепенного решения.
Динамика и устойчивость территориально–политических систем во многом зависит от баланса сил и интересов акторов регионального политического процесса, эффективности коммуницирования партий со своими конституентами, сторонниками и активистами, поэтому политическая конкуренция наиболее заметна и результативна именно на региональном уровне. И если об изменении политической конъюнктуры партий на федеральном уровне можем смело судить по их политическим программам, то взаимоотношения партии и населения на региональном уровне в определенной степени можно проанализировать по степени заинтересованности и поддержки населением социальных платформ партий или их региональных отделений.
Коронавирусные ограничения вынудили политические партии задействовать Интернет–пространство. Цифровизация стала одним из основополагающих направлений деятельности таких партий, как «Единая Россия», ЛДПР, «ПАРНАС», «Гражданская платформа», однако существенных сдвигов на данном направлении удалось добиться только партии «Единая Россия».
Особенность социальных сетей как платформы для политического взаимодействия обусловлена теми возможностями, которые данная социальная сеть предоставляет. Она объединяет индивидов в сообщество граждан, которые могут заявлять о своей политической позиции не только через выборы и референдумы, но и в перманентном режиме взаимодействуя между собой и властью. Помимо этого, социальная сеть предоставляет возможность коллективного потребления информации, ее анализа, оценки деятельности и полученных результатов. Как справедливо отмечают М. С. Васильев и Я. И. Игнатовский, социальные сети сегодня «представляют из себя некоторую вариацию центра публичной политики, с той лишь существенной разницей, что не все представители данного сообщества являются экспертами в политической деятельности» [4, с.29].
Социальная активность меняет сущность потребления социально – политической информации третьими лицами. Комплексные возможности интерфейса социальных сетей позволяют любым пользователям, в том числе не являющимися экспертами и специалистами происходящих политических событий, явлений, процессов, тем не менее давать им оценку, опираясь на комментарийную активность членов данной группы, солидаризируясь с высказанными суждениями и мнениями. Оценка многих партийных проектов и действий происходит не только благодаря зафиксированным в отчетах или озвученным достижениям, но и комментариям в социальных сетях, общественной реакции на деятельность партий в целом. В этом контексте социальные сети могут позиционироваться как своеобразный институт опосредованного влияния на представителей партийнополитической элиты.
Внешняя составляющая имиджа партии Захара Прилепина тоже имеет свои особые черты. Символика выполнена в красных и фиолетовых цветах. Конкретно – на фиолетовом полотнище характерная "закорючка" в виде буквы "З". На верхней фиолетовой плоскости расположен словесный элемент «ЗА», на нижней фиолетовой плоскости расположен словесный элемент «ПРАВДУ». Красный цвет отвечает за возбуждения и привлечения к себе внимания, он символизирует протест и несогласие с методами управления действующей власти. Фиолетовый – цвет печали и угнетенности, подавленности. Как политический символ, он используется, в основном, в плакатах и карикатурах для того чтобы придать изображаемому предмету опасности и вызвать у объектов негативное отношение к конкретным социально – политическим явлениям.
Таким образом, можно сказать о том, что имидж новой партии основывается прежде на культурных ценностях, движущая сила партии – деятели культуры, позиционирующие себя как защитники русской культуры. Уникальность заключается в самой идеи, а именно строительство гражданского общества, в сочетании монархического уклада и экономики направленной на социализм, многих Россиян может заинтересовать данный курс.
1.2.Использование социальных сетей как инструмента
политической коммуникации
Сегодня развитие информационных технологий идет более интенсивно и на качественно ином уровне, что позволяет констатировать существенные линии расхождения в мировосприятии, ценностных ориентациях, способах взаимодействия, во всех направлениях жизнедеятельности представителей не только поколения 1–3 (дед – внук), но представителей поколения 1–2 (отец–сын). Цифровые возможности и риски стали атрибутом повседневности. Постоянно совершенствующиеся портативные компьютеры и мобильные устройства позволяют человеку перманентно коммуницировать в цифровом пространстве, в том числе через формат социальных сетей [1; 5; 10; 21].
Развитие цифровых платформ есть процесс постоянный. В современных условиях потребность общества и государства в цифровизации резко возрастает [23]. Современная Интернет–коммуникативная среда изменяет сложившийся экономический уклад, социально–политическую систему, образ жизни людей, конструируя новую реальность, открывая новые возможности координации деятельности, гражданского участия и контроля. Российские власти стремятся придать новый импульс цифровой трансформации, что нашло адекватное отражение в государственной политике поддержки отрасли [7; 8; 11]. К 2024 году в России должны появиться не меньше десяти национальных компаний–лидеров, способных конкурировать на мировых рынках, и не меньше 500 малых и средних бизнесов в сфере создания цифровых технологий и оказания цифровых услуг. Цифровые платформы активно внедряются в образование [19; 20; 22], здравоохранение [18], применяются для создания «умного города» [12]. Количество студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями, через 8 лет будет составлять 120 тыс. в год. Во всех федеральных органах исполнительной власти назначены руководители по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer), аналогичные назначения происходят и в регионах [17]. Вместе с тем реализация федерального проекта
«Цифровой регион», стоимость которого оценивалась в 137 млрд руб. до 2024 года, включая бюджетные и внебюджетные источники, сталкивается с трудностями. Признавая необходимость единых подходов и стандартов, эксперты считают, что создать единый проект цифровизации для всех регионов проблематично из-за разности в потенциале развития, степени оснащенности и проникновения информационно–коммуникативных технологий и другой специфики. Сейчас проект «Цифровой регион» дорабатывается в аспекте ориентации на стратегии цифровизации экономики и социальной сферы конкретных регионов, с учетом их специфики [9; 14]. Основными задачами проекта, которые воспроизводятся и в партийных документах, являются подготовка нормативной базы для внедрения цифровых технологий в регионах, обеспечение цифровизации ЖКХ и энергетики, а также развитие в регионах IT–платформ и вовлечение граждан в процессы управления регионами через эти платформы. При этом необходимо подчеркнуть важность внедрения единых стандартов, которые позволят интегрировать региональные IT–системы, аккумулировать и анализировать общую статистику, использовать ее для управления регионом, принятия политических и иных решений.
В 2021–2025 гг. эксперты прогнозируют существенный рост уровня цифровизации государственных органов, активный перевод всех государственных услуг в электронный вид.
Цифровое пространство становится неотъемлемым компонентом функционирования и политической сферы [23]. Политические партии используют потенциал цифровых платформ для взаимодействия с властью, гражданами и между собой, расширения вертикального и горизонтального взаимодействия пользователей [3; 6]. Цифровизация активно внедряется в избирательный процесс. С 2017 года реализуется проект «Мобильный избиратель», позволяющий гражданам голосовать вне зависимости от места нахождения, что делает процедуру голосования более доступной. В рамках данного проекта апробируется механизм функционирования цифровых участков, успешно зарекомендовавших себя в ходе нескольких избирательных кампаний, в том числе на выборах президента России в 2018 году. Еще в 2018 году Э. Панфилова сообщила, что избирательная система России «стоит на пороге «цифрового скачка», когда будет создана система онлайн-голосования без явки на избирательный участок, «аналогов которой в мире не будет» [16].
В 2019 году ЦИК России стал участником национальной программы «Цифровая экономика». На ее базе создается новая цифровая платформа, которая призвана стать современной версией хорошо себя зарекомендовавшей системы ГАС «Выборы» и обеспечить предоставление цифровых сервисов для всех участников избирательного процесса – наблюдателей, представителей СМИ, государственных органов, органов местного самоуправления и учреждений, взаимодействующих с избирательной системой и др. В ближайшее время также планируется внедрение целого ряда сервисов, а именно: сервисов выдвижения кандидатов в состав территориальных избирательных комиссий, сдачи финансовой отчетности кандидатов, политических партий и избирательных объединений, подачи и проверки документов и др. На сервисах информирования для избирателей граждане могут проверить и актуализировать данные о себе в регистре избирателей, проверить свое включение в списки избирателей, получить информацию о кандидатах, избирательных объединениях, избирательном участке и комиссии, а также подать заявление о голосовании вне помещения для голосования. Цифровизация избирательного процесса делает избирательные процедуры более доступными и прозрачными, тем самым повышая роль, социальный статус, гражданскую ответственность человека, мотивируя его на активное и осознанное участие в политической жизни страны [2]. Активным потребителем цифровых сервисов и актором избирательного процесса являются СМИ. Наряду с
оперативным получением актуальной информации, через цифровые сервисы СМИ смогут подавать заявления на аккредитацию для присутствия на избирательных участках.
Один из информационных проектов ЦИК России – это проект «Политические партии в Российской Федерации». Данный проект позволяет в автоматическом режиме получать полномасштабные сведения о направлениях деятельности политических партий страны на основе данных партийной отчётности, поступающие из ГАС «Выборы», аналитических работ экспертов, специалистов ЦИК и др. Важно, что информация о партиях будет в публичном доступе. Новый Youtube канал «Просто о выборах» представит обучающие видеоматериалы, включающие мини–лекции, информационные ролики, репортажи с мероприятий, что станет особенно востребованным молодежью.
Проанализируем далее партийную цифровизацию в социальных сетях. Доступность использования данного ресурса приводит к увеличению круга его пользователей. В недавнем прошлом социальные сети играли роль некоего виртуального элитарного клуба, своеобразной закрытой площадки для определенного круга избранных лиц. Например, изначально ВКонтакте объединял представителей научных и учебных сообществ, которые обменивались опытом, мнениями по актуальным проблемам современности, высказывались по резонансным событиям государственной внутренней и внешней политики, информировали о своих научных, общественных и личных достижениях и т.д. Сегодня достаточно портативного устройства и постоянно действующего Интернет–соединения, чтобы открытое сетевое пространство стало доступно для человека с практически любым уровнем интеллекта, профессиональных и витальных потребностей, политических интересов и пристрастий, жизненных планов и т.д.
Политическая практика свидетельствует о том, проблемы интенсификации процесса партийной цифровизации актуализируются не только на уровне парламентских партий, но и на уровне региональных партий. При этом в регионах активность граждан в социальных сетях значительно ниже по сравнению со столичными регионами. Сегодня возросли не только масштабность и глубина проникновения социальных сетей в повседневную жизнь и политику, но трансформировалось и их назначение. Несколько лет назад социальные сети использовались скорее, как информационный ресурс для озвучивания тех или иных достижений политических акторов. Сегодня, помимо информационной функции, актуализировались функции общения и социально–политического взаимоотношения в онлайн–пространстве, а также формирования виртуальных групп по политическим интересам и предпочтениям, а также групп поддержки того или иного политического лидера или партии. Нередко социальные сети не только реагируют на резонансные политические события и решения, но и формируют политическую повестку. Через социальные сети гражданин непосредственно контактирует с партией, оперативно осуществляется обратная связь, анализируется реакция граждан на решения и деятельность партии, есть возможность быстро и напрямую озвучить насущные социально–политические проблемы, требующие первостепенного решения.
Динамика и устойчивость территориально–политических систем во многом зависит от баланса сил и интересов акторов регионального политического процесса, эффективности коммуницирования партий со своими конституентами, сторонниками и активистами, поэтому политическая конкуренция наиболее заметна и результативна именно на региональном уровне. И если об изменении политической конъюнктуры партий на федеральном уровне можем смело судить по их политическим программам, то взаимоотношения партии и населения на региональном уровне в определенной степени можно проанализировать по степени заинтересованности и поддержки населением социальных платформ партий или их региональных отделений.
Коронавирусные ограничения вынудили политические партии задействовать Интернет–пространство. Цифровизация стала одним из основополагающих направлений деятельности таких партий, как «Единая Россия», ЛДПР, «ПАРНАС», «Гражданская платформа», однако существенных сдвигов на данном направлении удалось добиться только партии «Единая Россия».
Особенность социальных сетей как платформы для политического взаимодействия обусловлена теми возможностями, которые данная социальная сеть предоставляет. Она объединяет индивидов в сообщество граждан, которые могут заявлять о своей политической позиции не только через выборы и референдумы, но и в перманентном режиме взаимодействуя между собой и властью. Помимо этого, социальная сеть предоставляет возможность коллективного потребления информации, ее анализа, оценки деятельности и полученных результатов. Как справедливо отмечают М. С. Васильев и Я. И. Игнатовский, социальные сети сегодня «представляют из себя некоторую вариацию центра публичной политики, с той лишь существенной разницей, что не все представители данного сообщества являются экспертами в политической деятельности» [4, с.29].
Социальная активность меняет сущность потребления социально – политической информации третьими лицами. Комплексные возможности интерфейса социальных сетей позволяют любым пользователям, в том числе не являющимися экспертами и специалистами происходящих политических событий, явлений, процессов, тем не менее давать им оценку, опираясь на комментарийную активность членов данной группы, солидаризируясь с высказанными суждениями и мнениями. Оценка многих партийных проектов и действий происходит не только благодаря зафиксированным в отчетах или озвученным достижениям, но и комментариям в социальных сетях, общественной реакции на деятельность партий в целом. В этом контексте социальные сети могут позиционироваться как своеобразный институт опосредованного влияния на представителей партийнополитической элиты.