Файл: Курсовая работа формирование имиджа российских политических партий в сети интернет раскосова Дарина Вячеславовна.doc
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 1.1 Рейтинг самых популярных социальных сетей в мире
Источник: ежегодный отчет We are Social и Hootsuite о состоянии цифровой среды Global Digital 2021. Данные за январь 2021 (Интернет пользователи в возрасте 16–64 лет).
В России же на январь 2021 года в социальных сетях зарегистрировано 99 миллионов граждан. Согласно данным из таблицы 1.2: из 99 миллионов российских пользователей 98,8% посещали и активно пользовались социальными сетями в декабре 2020 года. Примечательно, что в среднем на российского Интернет– пользователя приходится 7,3 аккаунта в социальных сетях. Это значит, что российский пользователь не ограничивается одной или двумя социальными сетями.
Посещали или использовали социальные сети и/или мессенджеры в прошлом месяце | Активно использовали социальные сети и/или мессенджеры в прошлом месяце | Средняя продолжительность времени, потраченного на соц.сети (в день) | Среднее количество аккаунтов в социальных сетях на одного Интернет– пользователя | Процент Интернет– пользователей, пользующихся социальными сетями для работы |
98.8% | 91,2% | 2 часа 28 мин | 7,3 | 32% |
Таблица 1.2 Использование социальных сетей в России
Источник: ежегодный отчет We are Social и Hootsuite о состоянии цифровой среды Global Digital 2021. Данные за январь 2021 (Интернет пользователи в возрасте 16–64 лет)
На рис. 1.2 представлена диаграмма, в которой можно увидеть процентное соотношение использования социальных сетей Интернет– пользователей в России. Самой популярной медиа-платформой в России является Youtube (85,4% Интернет–пользователей). На втором месте стоит отечественная социальная сеть ВКонтакте: ею пользуются 78% российских пользователей. На третьем месте Whatsapp – 75,8%. На четвертом Instagram (запрещено на территории РФ): от общего количества Интернет–пользователей на эту соц. сеть приходится 61,2%. Следующая платформа – Одноклассники (47,1%). На шестом месте мессенджер Viber (42,5%). Далее идут Facebook (38,9%), Tiktok (30,3%), Telegram (27,4%), Skype (24,4%), Twitter (18,6%), FB Messenger (15,5%), Pinterest (14,8%), Snapchat (10,1 %), Twitch (9,5%), Likee (7,3%).
Рисунок 1.2 Топ самых популярных социальных сетей в России за 2021 год.
Источник: ежегодный отчет We are Social и Hootsuite о состоянии цифровой среды Global Digital 2021. Данные за январь 2021 (Интернет пользователи в возрасте 16–64 лет).
По приведенной выше статистике, можно вывести некоторое различие между поведением российских пользователей социальных сетей от пользователей социальных сетей в других странах. Самая популярная социальная сеть в мире Facebook, у россиян она стоит почти в середине рейтинга. В то же время российские пользователи предпочитают больше всего проводить свое свободное время в Youtube и ВКонтакте. Самым популярным мессенджером у россиян остается Whatsapp, как и у остального мира.
Рисунок 1.3 Кол-во активных пользователей социальных сетей в России за март 2022 года.
Источник: ежегодный отчет Brand analytics о том, как изменилась активность в соцсетях в марте 2022 года.
В марте 2022 года Роскомнадзор заблокировал ряд зарубежных соцсетей: Twitter, Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram (признана в России экстремистской организацией) и другие. В связи с этим лидерами по росту активных пользователей стали Telegram – плюс 23%, ВКонтакте – плюс 14%, Одноклассники – плюс 6%. Лидером по «потерям» среди заблокированных соцсетей стал Instagram: 31% по числу пользователей. На втором месте Facebook: число пользователей снизилось на 11%. Twitter – минус 9%. С учетом представленной в диаграмме статистике можно предположить, что в апреле состав первой тройки по числу активных пользователей в России изменится.
Анализ аудитории социальных сетей российских политических партий: сравнение. Далее будет проведен сравнительный анализ аудитории у политических партий, чьи представители прошли по итогам Выборов 2021 в Государственную думу VIII созыва. Для сравнения были взяты 9 партий: Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Новые люди, Яблоко, Родина, Гражданская Платформа, Партия Роста. Социальные сети в данной таблице выставлены по популярности среди россиян слева направо. Таким образом, в таблице 1.3 представлены следующие социальные сети: Youtube, Вконтакте, Одноклассники, Telegram. Мессенджер Whatsapp и Viber, социальная сеть Tiktok не были задействованы в анализе, так как официальных страниц указанных политических партий не присутствуют на этих платформах.
Соц.сети и мессенджеры/Партии | Youtube | Vk | Telegram | Одноклассники |
Единая Россия | | 116K | 35,5K | 75K |
КПРФ | 137K | 98,6K | | 30,9K |
Справедливая Россия | 32,3K | 32,5K | | 20,2K |
ЛДПР | 13,1K | 136,6K | 1,9K | 77,3K |
Новые люди | 13,3K | 34,7K | 31K | 979 |
Яблоко | 16,4K | 21,7K | 1,5K | 6K |
Родина | 1,3K | 7,4K | 1K | |
Гражданская платформа | 211 | 23K | | |
Партия Роста | 3,5K | 1 7,4K | 1,7K | 2,9K |
Таблица 1.3 Аудитория политических партий в социальных сетях
Источник: Составлено автором (данные за октябрь 2021 года)
Для начала хотелось бы сразу отметить, что из 6 платформ рейтинга самых популярных социальных сетей в России, три из них вообще не используются партиями: это Whatsapp, Viber и Tiktok. Можно сделать предположение, что это связано с тем, что Whatsapp и Viber не предоставляют такой функции как каналы, которые есть в Telegram. Телеграм каналы представляют собой чат, который ведется одним пользователем и имеет вид блога или микроблога, то есть это одновекторный способ передачи информации своей аудитории. Tiktok также не пользуется популярностью среди политических партий. Это довольно молодая платформа и имеет репутацию социальной сети для детей и подростков. Однако на данный момент Tiktok является одной из самых быстрорастущих площадок, приобретает силу и предоставляет пользователем различный и многообразный контент: от смешных видео–пародий до оппозиционных роликов, призывающих к политическому протесту [1; с. 28].
В таблице находятся лишь одна социальная сеть, аккаунты которых есть у каждой партии – это ВКонтакте.
Самыми медийными политическими партиями являются хорошо известные Единая Россия, КПРФ, ЛДПР и Справедливая Россия. Яблоко также не отстает от лидеров по подписчикам, можно отметить, и партию Новые Люди, которая была создана совсем недавно (в 2020 г.), однако уже имеет хорошие результаты по охвату аудитории (ВКонтакте и в Telegram).
Плохие относительно показатели демонстрируют такие партии, как Родина и Партия Роста. Некоторые из их социальных сетей не достигают отметки в 5 тысяч подписчиков. Причиной тому может послужить ведение аккаунта командой партий, так как известность партии зависит не только от рекламы на телевидении и раздачи листовок, но и от репрезентации партий в своих социальных сетях.
Это можно обосновать тем, что в записи в паблике ВКонтакте Единой России тексты постов хорошо структурированы (поделены на абзацы, в качестве маркеров используются emojis) и способствует привлечению внимания к самому видео. Для лучшей организации информации сообщество Единой России использует хэштеги. В то же время в паблике партии Родина посты содержат не оформленные ссылки на их официальный сайт. Данные посты не привлекают внимание пользователя и делают поиск нужной информации в паблике сложным процессом. Если пролистать всю ленту сообщества партии Родина во ВКонтакте, – то она состоит из похожих записей. Таким образом,
можно сделать вывод, что в какой–то степени продвижение в социальных сетях влияет на популярность и узнаваемость партии. Стоит добавить, что визуальное оформление контента и само содержимое постов играют огромную роль в привлечении аудитории, и в последствии сказывается на узнаваемости самой политической партии.
2.2. Анализ активности и аудитории отечественных политических партий
Анализ аудитории социальных сетей российских политических лидеров: сравнение. В таблице 1.4 будут рассмотрены аудитории российских политических деятелей. Для анализа были взяты представители партии, прошедшие в Государственную Думу по результатам выборов 2021. Социальные сети расположены по популярности среди россиян слева направо.
Соц.сети и мессенджеры/ Представители партии | Youtube | ВКонтакте | Одноклассники | Telegram |
Дмитрий Медведев(ЕР) | | 2,2М подписчиков | | |
Сергей Собянин(ЕР) | | 397К подписчиков | 48,3K | 49,6K |
Рамзан Кадыров(ЕР) | 67,2K | 676K подписчиков | | |
Геннадий Зюганов(КПРФ) | 1,25K | 120K подписчиков | | |
Валерий Рашкин(КПРФ) | | 5,9K подписчиков | | |
Сергей Обухов(КПРФ) | | 2,3K подписчиков | | 19K |
Сергей Каргинов(ЛДПР) | | 1,2K подписчиков | | |
Сардана Авксентьева (Новыелюди) | | 281 подписчик | | |
Таблица 1.4 Аудитория политических деятелей в социальных сетях
Источник: Составлено автором (данные за октябрь 2021 года)
Безусловно, самый медийный политический деятель в России – это Дмитрий Медведев. Его аккаунт во ВКонтакте насчитывает около 2.2 миллионов подписчиков. Его однопартийцы – Сергей Собянин, мэр Москвы член Бюро Высшего совета партии «Единая Россия», и Рамзан Кадыров, Глава Чеченской Республики и Член Высшего совета Партии "Единая Россия", – также не отстают от Председателя "Единой России" и демонстрируют активное продвижение в социальных сетях и хороший отклик от аудитории. Стоит отметить, что Рамзан Кадыров – лидер по подписчикам в Youtube.
Представители партии КПРФ неплохо продвигаются в социальных сетях: количество подписчиков измеряется в тысячах, а у Председателя партии страница ВКонтакте имеет 120 тыс. подписчиков.
Согласно таблице 1.4 в ЛДПР присутствует следующая ситуация: Владимир Жириновский, председатель данной партии, имеет очень хорошие показатели в социальных сетях, то есть большую аудиторию и постоянно обновляемый контент. Однако невозможно сказать такого же об его однопартийцах. Например, у Сергея Каргинова есть только страница во Вконтакте, однако у нее не очень большая аудитория (1,2 тыс. человек). По итогам, представители партии ЛДПР не особо медийны, некоторые не имеют аккаунтов в какой–либо социальной сети, либо они есть, но не ведутся в настоящем времени. В то же время Председатель партии деятельно вовлечен в ведении своих аккаунтов и имеет большое количество подписчиков.
Низ нашей таблицы – это Справедливая Россия, чьи представители показывают самые низкие показатели по подписчикам и вовлеченности в социальные сети.
Таким образом, можно сделать вывод, что Единая Россия снова стоит на первом месте по количеству аудитории, представители КПРФ стабильно ведут социальные сети и имеют определенную целевую аудиторию на всех своих аккаунтах. ЛДПР же представляют неоднозначную картину из медийного председателя и немедийных представителей. Новые люди напротив состоит из медийных представителей и немедийного председателя. Представители Справедливой России имеют самую маленькую аудиторию среди всех, однако в ходе исследования не было обнаружено корреляции между ведением представителями своих аккаунтов и популярностью, следовательно, можно заявить, что тема непопулярности представителей партии Справедливой России остается открытой.