Файл: Курсовая работа формирование имиджа российских политических партий в сети интернет раскосова Дарина Вячеславовна.doc
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Политики зачастую пользуются Интернет–технологии и социальные сети для привлечения внимания электората и взаимодействия с ним. Данный факт, в первую очередь, связывают с тем, что технические возможности социальных сетей как платформы для выстраивания коммуникации между людьми, обмена и передачи информации и объединения их в группы с целью дальнейшего взаимодействия, с каждым днем становятся шире.
До появления соцсетей в Интернете таковыми, какими мы знаем сейчас, словосочетание «социальная сеть» имело несколько иное значение и означало научную концепцию, обозначающую буквально социальные связи между определенными группами людей. Так, например, считали Фердинанд Теннис и Эмиль Дюркгейм в конце XIX в., когда выдвигали первые теории относительно особенностей взаимодействия социальных групп [3, с. 28].
С появлением Интернета рамки термина существенно расширились. На сегодняшний день совершенно очевидно, что термин «социальная сеть» подразумевает гораздо больше, чем малочисленная группа коммуници– рующих физическом пространстве людей. В контексте использования соцсетей в сети Интернет данный термин впервые был использован в 2005 г. Тимом О’Рейли [4].
В настоящее время соцсети – лучшая платформа для взаимодействия уровня b2c, b2b, g2c. В социальных сетях сегодня можно реализовывать такие задачи, как развитие брендов, укрепление коммуникации политических институтов с гражданами.
Принято считать, что политика появилась в соцсетях вместе с регистрацией в Twitter аккаунта Барака Обамы в марте 2007 г. Приоритетной задачей в работе кампании Обамы в социальных сетях перед выборами в 2008 г. было увеличение числа явившихся на выборы демократов. Тогда явка на составила рекордные по тем временам 64% (в 2000 г. на избирательные участки пришло 50% населения, в 2004 – 61%).
Соцсеть mybarakobama.org была разработана командой политика с целью сбора средств в избирательный фонд и на организацию мероприятий в поддержку его кандидатуры на президентских выборах в США. Вся база персональных данных о тех, кто такие пожертвования вносил, от адресов электронной почты, до тонких характеристик онлайн– поведения этих людей, использовалась штабом Обамы для дальнейшего взаимодействия с ними, настройки рассылки адресных сообщений. На сегодняшний день официальный аккаунт экс–президента Соединенных Штатов Барака Обама насчитывает более 129 млн. подписчиков [5, с. 22].
Летом 2011 г. в Америке состоялись Интернет–дебаты. Это был первый случай в истории, когда дебаты кандидатов на пост президента от партии республиканцев были проведены в режиме реального времени в социальных сетях.
По мере того, как каждая социальная сеть наращивает свой инструментарий, увеличивается присутствие политических партий в социальных сетях и растет сила их влияния на общество.
Подтверждение тому можно найти в сводках аналитики, предоставляемой центрами сбора статистических данных. Ниже представлены данные немецкой компании Statista, деятельность которой заключается в сборе и аналитике рыночных и потребительских данных. База компании включает более 1.000.000 статистических данных по более чем 80.000 темам из более чем 22.500 источников и 170 различных отраслей промышленности.
Опрос, проведенный в июне 2020 г., немецкой компанией Statista, специализирующейся на рыночных и потребительских данных, показал, что 72% взрослого населения США считают, что компании социальных сетей обладают слишком большой властью и влиянием в политике. В частности, 82% взрослого населения США, идентифицировавших себя как республиканцы, считали, что это так [6]. Для сравнения только 63% американских демократов или экономных демократов сказали, что социальные медиа–компании обладают слишком большой властью и влиянием в политике.
Обратимся к ситуации в России и разберемся, с чего началась история взаимодействия политических институтов с гражданами. Российское пространство для политического онлайн–общения ведет не такую насыщенную жизнь, в сравнении с американским опытом. Современные политические акторы используют более привычные и консерваторские стратегии для общения с гражданами. Во многом это связано еще и с тем, что граждане России доверяют в большей степени именно традиционным СМИ. Российский гражданин охотнее поверить написанному в газете или озвученному в радиопрограмме, чем посту в социальных сетях. Так, по данным «Левада-Центра», 74% граждан узнают о новостях по телевизору, 39% – из социальных сетей, 38% – из Интернет-СМИ. Однако нужно отметить, что за последний год число тех, кто узнает новости из социальных сетей, выросло на 6-10%. Каждая социальная сеть имеет свою уникальную аудиторию, разделенную на возрастные группы. Аудитория Одноклассники – это, в основном, пользователи среднего и старшего возраста. Молодая аудитория представлена в социальных сетях ВКонтакте и Телеграм [2].
До России методы политической коммуникации, связанные с использованием соцсетей, начали использоваться только в 2011 г. Тогда весной «Единая Россия» сделала официальное заявление – партия начинает активное взаимодействие с электоратом в социальных сетях. В сентябре 2020 г. состоялись выборы губернатора Краснодарского края. Агитации в Интернет ресурсах была у кандидатов первой по популярности среди всех площадок, т. к. они именно там находится их целевая аудитория. В ходе предвыборной кампании Вениамина Кондратьева публиковались материалы в социальных сетях. 23 сентября состоялась инаугурация губернатора Краснодарского края. Видеоматериал был опубликован в социальной сети Youtube, а также самим Кондратьевым в социальных сетях [1, с. 4].
Первый российский политик, создавший собственный аккаунт в соцсети, был Сергей Миронов, экс-спикер Совета федерации 11 января 2008 г. Миронов завел блог на LiveJournal.
Анализ количества постов и лайков в социальных сетях главных акторов на российской политической арене показывает, что от числа подписчиков на аккаунты лидеров партий и комментариев под публикациями не зависит уровень доверия граждан к партии и ее представителям. Более приоритетные направления в работе с гражданами в социальных сетях – применение современных методов работы с электоратом на онлайн–платформах и использование их в соответствии с трендами и интересами аудитории. В данном случае количество подписчиков не равно количеству реально проголосовавших за кандидата. Работа политика в соцсетях должна быть ориентирована в первую очередь на качество контента и индивидуальное внимание к каждому, кто проявил к нему интерес в соцсетях.
Для разработки методики взаимодействия с подписчиками известных политиков, стоит более детально рассмотреть возможности социальных сетей, позволяющие политическим деятелям использовать их в своих целях и сопоставить их с особенностями Интернет– поведения подписчиков.
Социальные сети от других площадок для коммуникации отличает ряд преимуществ, одним из которых является легкость, с которой всегда можно в режиме реального времени связаться с любым человеком, где бы он ни находился. Поэтому политики, высокопоставленные чиновники могут всегда быть в курсе последних событий, и главное – реакции на эти события, где бы ни находились.
Кроме того, большую часть пользователей социальных сетей составляет молодая аудитория. С этой точки зрения соцсети выступают идеальной площадкой для коммуникации с ней.
Выводы по первому разделу
Изучив подробную информацию можно сделать вывод, что социальные сети, помимо прочего, предоставляют возможность оперативно генерировать новые решения с пользой для общества и тут же вводить их в работу. Этой возможности способствует отсутствие властной вертикали и возможность прямого взаимодействия без посредников акта коммуникации между властью и обществом.
Скорость взаимодействия в данном случае только возрастает. В режиме онлайн на одной платформе можно оперативно обмениваться информацией. Например – неотъемлемая в настоящее время часть работы любой компании возможность проводить видеоконференции позволяет значительно упростить взаимодействие участников коммуникации вне зависимости от внешних факторов.
Социальные сети позволяют в то же время политикам получать оперативную обратную связь, а гражданам – быстро и эффективно говорить о своих интересах. Уже существуют прогнозы о том, что политика и вовсе переместится в онлайн–пространство.
Сегодня социальные сети – один из наиболее эффективных инструментов политической силы любого субъекта политики. И чем больше будет возможностей у социальных сетей, тем активнее они будут использоваться политическими акторами в собственных целях, в том числе и в проведении предвыборной кампании. При этом важно выработать уникальную методику, благодаря которой эффективность работы представителей публичной политики будет напрямую выражаться в количественных показателях уровня доверия и процентах проголосовавших граждан.
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РФ, ЭВОЛЮЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИХ ИМИДЖА
2.1.Оценка влияния социальных сетей и медиа-площадок на формирование имиджа политических партий РФ
В данном исследовании был проведен сравнительный анализ аудитории политических партий и политических деятелей России. Цели исследования – выявить самые популярные и непопулярные социальные сети партий и политиков среди Интернет–пользователей, обосновать причины популярности и непопулярности, определить корреляцию между известностью аккаунтов социальной сети партий и успехом в Выборах 2021.
Статистика популярности социальных сетей в мире и в России. Для того чтобы показать, что социальные сети сейчас имеют огромное влияние на общество будет приведена статистика использования новых медиа в мире и в России, а также будут рассмотрены самые
популярные медиа-площадки как в мире, так и в России на данный момент. Статистика была подготовлена компаниями Hootsuite и WeAreSocial.
Общее кол-во активных пользователей соцсетей | Процент активных пользователей соцсетей относительно населения Земли | Прирост активных пользователей соцсетей в мире на январь 2021 года | Кол-во активных пользователей соцсетей, заходящих с мобильного телефона | Кол-во процентактивных пользователей соцсетей, заходящих с мобильного телефона |
4,2 млрд | 53,6% | + 13,2% пользователей | 4,15 млрд | 98,8% |
Таблица 1.1 Использование социальных сетей в мире.
Источник: ежегодный отчет We are Social и Hootsuite о состоянии цифровой среды Global Digital 2021. Данные за январь 2021 (Интернет пользователи в возрасте 16–64 лет)
В рейтинге (рис.1.1) самых популярных социальных сетей в мире на первом месте стоит Facebook: на январь 2021 года в Facebook насчитывается 2,7 миллиарда активных пользователей. На втором месте – Youtube: активных пользователей – около 2,3 миллиарда. На третьем месте – мессенджер Whatsapp (2 млрд пользователей). Четвертым по списку стоит мессенджер от Facebook, которым пользуются 1,3 млрд человек по всему миру. На пятом месте Instagram – 1,2 млрд активных пользователей. На шестом месте – Wechat, китайская социальная сеть, в которой зарегистрированы 1,2 млрд человек. Tiktok находится на шестом месте, и им пользуются 689 миллионов человек. В рейтинге также представлены китайский мессенджер QQ (617 млн пользователей), Douyin (600 млн), Sina Weibo (511 млн), Telegram (500 млн), Snapchat (598 млн), Kuaishou (481 млн), Pinterest (442 млн), Reddit (430 млн), Twitter (353 млн), Quora (300 млн).