Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С.А. Шейфер писал, что любой вид непроцессуальной информации не обладает свойством допустимости.[13] В первую очередь, это объясняется способами её получения, свободными от формы, накладываемой уголовно-процессуальным законом на приемы познания, вследствие чего полученные результаты всегда являются менее надежными, чем полученные процессуальным путем. Далее автор указывал, что введение в уголовный процесс непроцессуальной информации в качестве доказательства возможно при условии, что управомоченные органы должны иметь возможность проследить весь путь формирования доказательств, чтобы убедиться в надежности источника и в том, что в этом процессе не произошло искажение сведений, содержащихся в доказательстве.

При получении предметов, документов, до возбуждения уголовного дела в результате проведения оперативно-розыскного мероприятия - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, последние в дальнейшем могут получить статус доказательств, поскольку при всей своей не процессуальной форме, они имеют значение для установления субъективной стороны преступления при расследовании уголовного дела.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, Д.Г. Шашин и А.В. Коршунов совершенно справедливо определяют, как «...ОРМ связанное с совокупностью действий по проникновению внутрь какого - либо объекта (помещения, здания, сооружения, участка местности и транспортного средства) и его осмотру в целях обнаружения следов противоправной деятельности, орудий и средств совершения преступлений, других предметов, веществ и документов, имеющих отношение к совершению преступления, а также для иных задач ОРД».[14]

Значимость вышеуказанного ОРМ подтверждается использованием в дальнейшем его результатов в качестве доказательств по возбужденным уголовным делам, например - приговор от 15 марта 2017 г. по делу № 1-19/2016 Моршанского районного суда, в котором акт обследования и протокол изъятия составленные по итогам ОРМ - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, именуются иными документами в соответствии со ст. 84 Уголовно-процессуального Кодекса РФ,[15] и соответственно признаются доказательствами.[16] При этом следует отметить, что такого документа, как «акт обследования» ни в ФЗ «Об ОРД», ни в УПК РФ нет.


Указанные примеры, как и многие подобные практические ситуации, наглядно свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовых подходов к использованию результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств по уголовным делам, так как федеральный закон об ОРД не предъявляет к проводимым оперативно-розыскным мероприятиям требований уголовно-процессуального кодекса РФ, а ст. 89 уголовно-процессуального кодекса РФ конкретно указывает на запрещение использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям предъявляемым к доказательствам указанным кодексом, и единственным связующим звеном в данном случае является ведомственная инструкция «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд», которая не добавляет допустимости результатам оперативно-розыскной деятельности, а только прописывает процедуру представления, но и в этом случае несовершенство законодательства позволяет «придумывать» наименования не процессуальным документам, которые в дальнейшем учитываются судом как доказательственные.[17]

В связи с содержанием и условий способа получения, а также правомерности ОРМ - обследование, можно говорить о возможности использования результатов данного ОРМ в качестве прямого доказательства по уголовным делам экономической направленности. При этом следует учесть, что проверка данных, полученных в результате обследования, будет осуществляться в рамках возбужденного уголовного дела путем осуществления допросов и иных следственных действий в отношении тех лиц, у которых были обнаружены предметы и документы, признанные в дальнейшем вещественными доказательствами.

Полученные не процессуальные сведения являются не менее надежными, чем процессуальные, поскольку фактически получены из открытых и надежных источников, путь их появления отражен в служебных документах составленных оперативными сотрудниками, искажение сведений в изъятых предметах и документах имеющих доказательственное значение невозможно по причине гласности и открытости проводимого мероприятия, составления протокола изъятия, возможности внести в него всеми присутствующими лицами имеющихся заявлений.

Таким образом, можно рассматривать некоторые оперативно-розыскные мероприятия, и их результаты как элементы уголовно-процессуального доказывания, и признания полученных данных при их осуществлении доказательствами по уголовному делу, поскольку информация, например, полученная в результате ОРМ -обследование, не меняет своего источника.


ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1 Основания и поводы проведения оперативно-розыскных мероприятий

Оперативно - розыскные мероприятия представляются в виде составного структурного элемента ОРД, заключающимся из совокупности согласованных действий, обращенных на разрешение определенных тактических задач. Как уже было обозначено выше, рассматриваемые мероприятия обладают разведывательно-поисковым характером, который устремлен на получение сведений:[18]

- о субъектах, задумывающих, подготавливающих и совершающих преступные деяния;

- существовании следов незаконной деятельности;

- местопребывании лиц, укрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших личностей;

- прочих сведений, необходимых для предупреждения, пресечения и выявления преступных деяний.

Для принятия оперативным сотрудником решения о производстве ОРМ необходимо наличие поводов и оснований. Поводами могут выступать поступившие к оперативнику источники информации о признаках противозаконного деяния (события, процесса, явления) которые содержатся в сфере оперативно - розыскных отношений. То есть установленные оперативно-розыскным законодательством либо правовым актом оперативно-розыскного органа и поступившие к оперативному сотруднику источники (источник) достоверной информации (преимущественно, документально оформленные), которые должны включать информацию о реальном основании для производства оперативно-розыскных мероприятий (п.1, 3-6 ч.1 ст.7 ФЗ об ОРД).[19]

Основаниями выступают содержащиеся в поводах объективные сведения о тех или иных признаках общественной опасности и противозаконности деяния, призывающие к оперативному реагированию.[20]

Основания для совершения ОРМ содержат в себе перечень из 13 позиций, зафиксированных в ст. 7 ФЗ об ОРД. В частности, применительно к ОРМ в виде «основания» полагается выделять как формально-определенные поводы для их совершения, выступающие в качестве обстоятельства, побуждающего к началу определенного действия, так и непосредственно основания совершения ОРМ, в качестве которых рекомендуется подразумевать реальные сведения, информацию о фактах, спрашивающие проверки с помощью реализации ОРМ.[21]


Как основание для совершения ОРМ необходимо уяснять правовой факт, вызывающий оперативно-розыскные отношения, результатом которого может выступать ограничение прав и свобод личности.

При том что отсутствует законодательное определение, значение оснований для совершения ОРМ неопровержимо, поскольку лишь они вызывают легитимные правоотношения для деятельности оперативно-розыскных подразделений либо, по-другому, дают права оперативным сотрудникам реализовывать ОРМ.

Основания производства ОРМ можно распределить на фактические и правовые (формальные).

Фактические основания выступают в виде реальных непосредственных причин совершения розыскных мероприятий, представленные как фактические сведения о признаках определенных противозаконных деяний либо указаний законодателя.

Среди фактических оснований распознают:

- необходимость разрешения задачи предотвращения совершения преступного деяния и (раскрытия) скрытых деяний (ст. 1, 2 ФЗ об ОРД);

- существование сведений о совершении преступного деяния (ч. 1 ст. 7);

- существование достоверных сведений о безвестном отсутствии личности (п. 4 ч. 1 ст. 7);

- необходимость следования административно-правовым режимам (ст. 5, ч. 1 и 2 ст. 7);

- необходимость реализации международного договора РФ (п. 6 ч. 1 ст. 7).

Юридические основания выступают в виде установленных оперативно-розыскным законодательством либо другим правовым актом и поступивших к оперативнику источники реальной информации (прежде всего, документально оформленные), которые должны включать информацию о фактическом основании для совершения ОРМ.

К ним причисляются: наличие возбужденного уголовного дела (п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД), задание следователя, органа дознания, предписания прокурора либо определения суда по уголовным делам, находящимся в их разработке (п. 3 ч. 2 ст. 7).[22]

Любое решение должностного лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, должно быть законным и обоснованным. В качестве обязательных условий законности проведения названных оперативно-розыскных мероприятий при рассматриваемых обстоятельствах законодатель указывает на наличие мотивированного постановления руководителя оперативно-розыскного органа, а также предписывает обязательное уведомление суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого мероприятия либо прекратить его проведение (ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД).[23]


Самым известным основанием для производства ОРМ выступают ставшие известными органам, исполняющим оперативно-розыскную деятельность, данные о признаках готовящегося, совершаемого либо содеянного противозаконного преступного деяния, а кроме того о субъектах, его подготавливающих, совершающих либо содеявших, если отсутствуют достаточные сведения для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ Об ОРД).

Дословная интерпретация указанной нормы разрешает сделать заключение о том, что для того чтобы оперативник получил право совершить оперативное мероприятие, ему следует изначально получить данные (сведения) о том или ином противозаконном деянии. При всем этом должен проистечь ее переход от лица-владельца к оперативнику.

Переход сведений может совершаться как прямо (скажем, в процессе личного общения оперативного работника с лицом, обладающим информацией), так и косвенно (в частности, из письменных заявлений, без подписи автора сообщений, поступивших по почте и прочее). Данные, составляющие содержание анализируемого основания, могут обладать процессуальной формой (в частности, заявление о преступном деянии, явка с повинной, протокол допроса), так и непроцессуальную (к примеру, сообщения субъектов, сотрудничающих с оперативными подразделениями на негласной основе). Оперативно-розыскная работа спрашивает от оперативных сотрудников специального мастерства, высоких нравственно-волевых качеств, гибкости, в некоторых случаях наличия творческих способностей, инициативы и упорства в достижении результатов оперативно-розыскной деятельности.[24]

Учитывая то, что законодатель не выработал необходимой оговорки о закрытом (исключительном) списке оснований, указанных в ст.7 ФЗ об ОРД, можно выводить такие основания как из других норм ФЗ об ОРД (как поводы, так и фактические основания), так и из указаний ведомственных правовых актов (исключительно поводы).

Таким образом, институт оперативно - розыскных мероприятий выступает основой механизма осуществления положений оперативно-розыскного законодательства, и в свою очередь задач ОРД. Исполнение любого из оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь при существовании одновременно повода и фактического основания.