Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий представляются в виде определенных оперативно-розыскным законодательством, и преимущественно, Федеральным законом об ОРД специальные правила, обязательным выполнением которых законодатель определяет подготовку и (либо) реализацию определенного оперативно-розыскного мероприятия, которые существуют для повышения их результативности и гарантии следования началам оперативно-розыскной деятельности при их проведении.

Основная система данных правил включена в ст. 8 ФЗ об ОРД. Тем не менее ею нормативная регламентация условий не ограничивается. Они указаны и в иных статьях ФЗ об ОРД, а также в отдельных нормах других законодательных актов в области оперативно-розыскной деятельности.

В ФЗ об ОРД зафиксированы два вида условий реализации оперативно-розыскных мероприятий: общего свойства и включающие в себя исключения из общих правил их совершения.

Во втором виде наличествует группа условий срочного характера (ч. 3, 4 и 8 ст. 8 ФЗ об ОРД) и группу условий, которые ограничивают реализацию определенных оперативно-розыскных мероприятий.

Имеются два общих условия производства оперативно-розыскных мероприятий. Первостепенным общим условием представляется возможность реализации оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если другое не установлено федеральным законом.

В соответствии с законодательством дозволены исключения из действия ФЗ об ОРД в пространстве, что должно быть установлено федеральным законом. Подобные исключения существуют. Например, в ст. 12 Уголовный Кодекс РФ включается указание о действии уголовного законодательства в отношении субъектов, совершивших преступное деяние за границами России.[25] Необходимо обозначить, что образование предпосылок для осуществления данной нормы имеет в виду возможность производства оперативно-розыскной деятельности за границей.

Второе исключение возможно на основании указаний законодательства о международных договорах. Соответственным международным соглашением может устанавливаться возможность реализации оперативно-розыскного мероприятия за границами России. Одновременно представительства иностранных государств в Российской Федерации имеют право на иммунитет территории.

Также, непосредственно в ФЗ об ОРД предусмотрено определенное исключение из принципа его действия в пространстве. На основании ч. 5 ст. 13 в следственных изоляторах оперативно-розыскные мероприятия допустимы только по согласованности заинтересованного лица в получении сведений оперативных подразделений органов, реализующих оперативно-розыскную деятельность, с соответствующими должностными лицами уголовно-исполнительного учреждения. Самостоятельно совершать то или иное оперативно-розыскное мероприятие оперативные подразделения остальных оперативно-розыскных органов на территории следственных изоляторов не могут.[26]


Вторым общим условием выступает то, что «гражданство, национальность, половая принадлежность, место жительства, имущественное, служебное и социальное положение, относимость к общественным объединениям, отношение к вероисповеданию и политические взгляды некоторых лиц не выступает препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории России, если другое не установлено федеральным законами (ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОРД).

В данном указании ФЗ об ОРД конкретизирован зафиксированный в ст. 19 Конституции РФ принцип равенства всех перед законом и судом.[27] Этим в отношении любого может проводиться оперативно-розыскная деятельность для защиты защищаемых объектов от криминальных посягательств (при существовании соответственных законных оснований и прочее).

Единственным изъятием из правила равенства любого перед законом служат особые упоминания в федеральных законах. В сущности, они выступают правилами особого порядка реализации оперативно-розыскных мероприятий в отношении некоторых категорий служебных лиц. На основании Конституции РФ неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания и судьи, прокуроры и дознаватели Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ.

Законодатель установил две группы условий, которые охватывают исключения из общих правил совершения оперативно-розыскных мероприятий.

Первая группа выступает в качестве условий, которые ограничивают реализацию определенных оперативно-розыскных мероприятий. Они указаны в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД: совершение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права личности на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и прочих сообщений, транслируемых по сетям электро- и почтовой связи, а кроме того право на неприкосновенность жилья разрешается на основании судебного решения и при существовании сведений соответственного характера.

Первая группа условий гарантирует законность при реализации оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права личности на личную жизнь. Непосредственно в ст. 8 установлены два непременных условия: существование судебного решения и существование соответственных сведений.

Дополнительным условием для реализации оперативно-розыскных мероприятий в обстоятельствах, которые формируют угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности Российской Федерации, является обязательность существования сведений о событиях и действиях, формирующих подобную угрозу.


Второе из анализируемых условий определено в ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД, где указано, что при появлении угрозы жизни, здоровью, собственности тех или иных лиц по их заявлению либо с их согласия в письменной форме дозволяется прослушивание переговоров, совершаемых с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, исполняющего оперативно-розыскную деятельность, с непременным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Это группа правил срочного характера, которые обращены на охрану конституционных прав личности на жизнь, здоровье, собственность, а также на неприкосновенность личной жизни.

Третье из комплексных условий установлено в ч. 10 ст. 8 ФЗ об ОРД. В ней указаны правила совершения оперативно-розыскных мероприятий, которые обеспечивают безопасность органов, реализующих оперативно-розыскную деятельность. В данной ситуации оперативно-розыскные мероприятия производятся на основании Федерального закона об ОРД и только лишь в рамках полномочий данных органов, определенных соответственными законодательными актами России.

Необходимо подчеркнуть, что в анализируемой ситуации не требуется получения санкции судьи на совершение некоторых оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права личности. Данное определено получением согласия личности на ограничение того или иного его права. Тем не менее данные оперативно-розыскные мероприятия возможно совершать только лишь для обеспечения безопасности органов, реализовывающих ОРД. Таким образом, для реализации оперативно-розыскных мероприятий в прочих целях необходимо получение разрешения судьи. Также, в ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД указано предписание о специальном условии реализации так именуемых срочных оперативно-розыскных мероприятий.[28]

Таким образом, совершение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающие конституционные права личности (их законодатель установил), разрешается на основании судебного решения и при существовании сведений (которые также установлены в законе), а в ситуациях, которые не терпят отсрочки и могут привести к совершению тяжкого либо особо тяжкого деяния, а также при наличии информации о событиях и действиях (бездействии), образовывающих угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности РФ, в соответствии с мотивированным постановлением руководителя органа, исполняющего оперативно-розыскную деятельность, с непременным извещением суда (судьи) в течение 24 часов (порядок извещения законодатель не установил). В течение 48 часов с времени начала совершения оперативно-розыскного мероприятия орган, его реализующий, должен получить судебное решение о производстве такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. Здесь законодателю необходимо указать, что с момента неполучения судебного решения о проведении подобного оперативно-розыскного мероприятия, орган, его исполняющий, должен безотлагательно прекратить его совершение, что будет содействовать ограничению в действиях оперативников нарушений конституционного принципа законности.


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Выполняя свой профессиональный долг по борьбе с преступностью, сотрудники уголовного розыска обязаны при этом руководствоваться конституционным принципом уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, обеспечивая защиту личности и общества от преступных посягательств путем проведения предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскных мероприятий, необходимо соблюдать при этом неотъемлемые, то есть не подлежащие ограничению конституционные права всех участников оперативно-розыскных отношений, в том числе и правонарушителей.[29]

К числу таких прав, прежде всего, относится право на достоинство личности, предусматривающее запрет на применение пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, гарантированное ст. 21 Конституции РФ. Обеспечение этого права в деятельности уголовного розыска является одной из актуальных проблем, поскольку факты его грубого нарушения носят неединичный характер.

По подсчетам исследователей, Россия сегодня лидирует среди стран Европейского союза по количеству постановлений ЕСПЧ, в которых установлены бесспорные факты пыток заявителей.

Одной из превентивных мер по защите граждан от применения пыток является своевременное обеспечение задержанным по подозрению в совершении преступления лицам права на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированного ст. 48 Конституции РФ.

Так, вопрос о возможности допуска адвокатов к участию в проведении гласных ОРМ получил свое закрепление и в ряде решений Конституционного Суда, в которых прямо отмечалось, что лицу, в отношении которого проводятся ОРМ в связи с подозрением его в причастности к подготовке или совершению преступления, должна предоставляться возможность воспользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката, если таковая не исключается необходимостью обеспечения режима секретности, соблюдения требований оперативности и конспиративности. Таким образом, Конституционный Суд признает допустимым отказ в предоставлении адвоката лишь при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, которые носят безотлагательный и внезапный характер, а также готовятся в условиях секретности.


Достаточно актуальной продолжает оставаться проблема обеспечения прав личности при проведении проверочных закупок наркотиков, проведение которых сопряжено с опасностью их перерастания в провокацию преступления и необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности. Только в 2017 г. в 17 из 38 жалоб на нормы Закона об ОРД, по которым Конституционный Суд вынес свои решения, оспаривалась допустимость провокационных действий в процессе проверочных закупок наркотиков. В свою очередь ЕСПЧ к началу 2018 г. уже принял постановления более чем по шести десяткам жалоб российских граждан, в которых установил наличие провокации и нарушения их прав при проведении данного ОРМ.[30]

В российской правовой системе отсутствует ясная и предсказуемая процедура санкционирования проверочных закупок, а это, в свою очередь, является структурной проблемой, подвергающей заявителей произволу со стороны правоохранительных органов и не позволяющей национальным судам произвести эффективное рассмотрение их доводов о провокации.

Выводы ЕСПЧ о системном характере нарушений прав заявителей в России подтверждаются и материалами жалоб, поступающих в Конституционный Суд. В них можно найти достаточно много свидетельств того, что проверочные закупки наркотиков проводятся без соответствующих к тому оснований; оперативными сотрудниками не принимается должных мер к обнаружению и фиксации доказательств наличия у виновного умысла на незаконный оборот наркотических средств, сформировавшегося независимо от деятельности оперативных сотрудников, а также проведения подозреваемым соответствующих подготовительных действий. В обвинительных приговорах по таким делам доказательственная база на этот счет весьма узкая и малоубедительная. Нередко она ограничивается лишь актами проверочных закупок, выданных закупщиком наркотических средств, а также показаниями закупщиков, оперативных сотрудников, проводивших данное ОРМ, и граждан, привлекаемых в качестве понятых. Это свидетельствует о легковесном и упрощенческом подходе оперативных сотрудников к использованию проверочной закупки в ОРД.[31]

При этом ведомственный контроль за их действиями оказывается недостаточно эффективным в силу своего формального характера, который проявляется, в частности, в практике вынесения постановлений о проведении ОРМ после их фактического завершения, а значит без надлежащей реальной проверки их законности и обоснованности. В свою очередь формализм ведомственного контроля создает условия для различного рода злоупотреблений и фальсификаций, о распространенности которых можно судить по публикациям в юридической печати и средствах массовой информации.