Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация
1.2 Интересы общества и государства при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
2.1 Основания и поводы проведения оперативно-розыскных мероприятий
2.2 Условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
К числу актуальных следует также отнести проблему обеспечения прав личности при проведении гласных обследований, прежде всего жилых помещений, которые достаточно распространены в практике уголовного розыска. Возможность проведения гласного обследования вытекает из положений ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД, в которой закреплено право оперативных служб на осуществление ОРМ как в гласной, так и в негласной формах. В то же время законодатель не предусмотрел никаких условий, ограничивающих проведение гласных ОРМ, и оставил открытым вопрос о допустимости их принудительного осуществления. Ответ на него был дан в первых комментариях к Закону об ОРД, авторы которых, исходя из ограничительного толкования права на гласное проведение ОРМ, разъяснили, что гласное обследование может применяться лишь при условии согласия на это владельца обследуемого помещения.[32]
Однако оперативно-розыскная практика, в отличие от устоявшегося доктринального толкования закона, по-иному начала подходить к условиям обследования, расширительно истолковывая право на гласное проведение ОРМ как возможность их осуществления не только без согласия, но и вопреки воле лиц, в отношении которых они осуществляются. Такой подход привел к стиранию каких-либо содержательных различий между гласным оперативно-розыскным обследованием и процессуальным обыском, т. е. фактической подмене следственного действия оперативно-розыскным мероприятием.[33]
Существующая практика гласных обследований жилых помещений получила негативную оценку в одном из решений ЕСПЧ по делу «Аванесян против России», в котором был сделан вывод о нарушении прав заявителя действиями оперативных сотрудников, проводивших принудительное гласное обследование принадлежащих ему жилых и нежилых помещений на основании судебного постановления.[34] Свое решение ЕСПЧ мотивировал отсутствием в постановлении суда поводов и оснований для производства обследования, его целей и задач, которые можно было бы считать достаточными и адекватными для ограничения права на неприкосновенность жилища. Обстоятельства этого дела и данная им оценка международного суда являются весьма серьезным аргументом, ставящим под сомнение допустимость принудительного гласного обследования жилища при существующем правовом регулировании.[35]
Применение принуждения должно отвечать ряду обязательных требований, включающих в себя: обоснованность принудительных мер прямым указанием закона; доказанность наличия соответствующих оснований; применение принуждения в установленных законом процессуальных формах; минимальность и действительная необходимость ограничения прав и свобод личности и др. В связи с этим, если признать объективную потребность в использовании мер государственного принуждения при проведении ОРМ, в том числе гласного обследования, необходимо разработать детальную процедуру осуществления таких принудительных мер и закрепить ее в законе, без чего такие меры применяться не могут.
Разрешение перечисленных выше проблем обеспечения прав личности при проведении ОРМ, защиты граждан от пыток, провокаций и фальсификаций требует принятия комплексных мер с привлечением социологов, психологов, криминологов и, безусловно, представителей оперативно-розыскной науки. Целью подобных мер должно стать формирование такого уровня правосознания у каждого сотрудника уголовного розыска, которое обеспечило бы уважительное отношение к правам человека и безусловное их соблюдение независимо от того, какое бы тяжкое преступление он ни совершил. Такие меры, кроме того, должны включать в себя повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников уголовного розыска, усиление ведомственного контроля и ответственности исполнителей за соблюдение прав личности при проведении любых ОРМ, установление обязательной процедуры использования специальных технических средств для фиксации действий участников ОРМ, а также разработку и принятие подзаконных нормативных актов, регламентирующих условия и тактику проведения наиболее «острых» оперативно-розыскных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оперативно-розыскное мероприятие выступает в качестве составной части оперативно-розыскной деятельности, информация об организации и тактике которой составляют государственную тайну, выступающую в виде системы действий специально уполномоченных на то государственных органов, сотрудников правоохранительных органов, исполняемых с соблюдением установленных законом оснований и условий, соответствующая нормам этики и нравственности и прямо устремленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности.
Собирание доказательств как часть процесса доказывания - это деятельность процессуальная, осуществляемая исключительно в установленных законом формах, среди которых оперативно-розыскная деятельность не упоминается. Основной критерий для разграничения процессуальной (доказательственной) и непроцессуальной информации связан с указанием в уголовно-процессуальном законе на конкретные способы извлечения информации из определенного носителя и соблюдение порядка, условий, и последовательности применения этого способа, в ряде процессуальных действий.
Институт оперативно - розыскных мероприятий выступает основой механизма осуществления положений оперативно-розыскного законодательства, и в свою очередь задач ОРД. Исполнение любого из оперативно-розыскных мероприятий возможно лишь при существовании одновременно повода и фактического основания.
Совершение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающие конституционные права личности (их законодатель установил), разрешается на основании судебного решения и при существовании сведений (которые также установлены в законе), а в ситуациях, которые не терпят отсрочки и могут привести к совершению тяжкого либо особо тяжкого деяния, а также при наличии информации о событиях и действиях (бездействии), образовывающих угрозу государственной, военной, экономической либо экологической безопасности РФ, в соответствии с мотивированным постановлением руководителя органа, исполняющего оперативно-розыскную деятельность, с непременным извещением суда (судьи) в течение 24 часов (порядок извещения законодатель не установил). В течение 48 часов с времени начала совершения оперативно-розыскного мероприятия орган, его реализующий, должен получить судебное решение о производстве такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. Здесь законодателю необходимо указать, что с момента неполучения судебного решения о проведении подобного оперативно-розыскного мероприятия, орган, его исполняющий, должен безотлагательно прекратить его совершение, что будет содействовать ограничению в действиях оперативников нарушений конституционного принципа законности.
Применение принуждения должно отвечать ряду обязательных требований, включающих в себя: обоснованность принудительных мер прямым указанием закона; доказанность наличия соответствующих оснований; применение принуждения в установленных законом процессуальных формах; минимальность и действительная необходимость ограничения прав и свобод личности и др. В связи с этим, если признать объективную потребность в использовании мер государственного принуждения при проведении ОРМ, в том числе гласного обследования, необходимо разработать детальную процедуру осуществления таких принудительных мер и закрепить ее в законе, без чего такие меры применяться не могут.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
- Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
- Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
- Судебные и нормативные акты РФ//Суды общей юрисдикции //Приговор от 15 марта 2017 г. по делу № 1-19/2016 (Моршанского районного суда, Тамбовская область). URL: sudact.ru/reg-ular/doc/smwhzxBi52Nl (дата обращения 20.08.2019).
- Дело «Аванесян против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 18 сентября 2014 г. // Бюллетень ЕСПЧ. - 2015. - № 5.
- Дело «Егоров и другие против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 15 марта 2016. // Российская хроника Европейского Суда. - 2017. - № 1.
- Дело «Акулинин и другие против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 22 марта 2016 г. // Российская хроника Европейского Суда. - 2017. - № 1.
- Дело «Климов и другие против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 30 ноября 2017. // Российская хроника Европейского Суда. - 2018. - № 1.
- Даянов И.С. К вопросу о содержании и классификации оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан // Вестник УЮИ. - 2017. - №1 (75). - С. 44-49.
- Бакланов, Л. А., Панюшин, Д. Б. Проведение гласного обследования жилища без согласия его собственников // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2018. - № 2 (45). - С. 78-84.
- Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 2013. - 252 с.
- Брылев В.И., Хренков Е.В. Понятие оперативно-розыскного мероприятия // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-4. - С. 912-915.
- Волков А.А., Лошкарев В.В. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан // Законность. - 2016. - № 4. - С. 66-70.
- Габзалилов В.Ф. Понятие оперативно-розыскного мероприятия / Особенности оперативно-розыскной деятельности ОВД в свете изменяющегося законодательства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. - С. 4-8.
- Глушков Е.Л., Свистильников А.Б. О некоторых проблемах при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Вестник БелЮИ МВД России. - 2018. - №1. - С. 49-54.
- Гусев В. А. «Параллельная реальность» принуждения в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 3 (44).
- Дударенко В. В. Юридическая природа провокации преступления в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2017. - 196 с.
- Кузнецов Е.В. Основание для проведения оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: проблемы теории и практики // Оперативник (сыщик). - 2016. - № 4 (49). - С. 16-21.
- Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачева О.И. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в целях раскрытия преступлений // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2016. - № 46. - С. 233-237.
- Луговик В.Ф., Осипенко А.А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: перспективы совершенствования правового регулирования // Вестник Воронежского института MВД России. - 2015. - № 4. - С. 7-12.
- Омелин В. Н. Оперативно-розыскные мероприятия и оперативно-розыскные действия: критерии разграничения // Закон и право. - 2018. - №11. - С. 132-136.
- Омелин В. Н. О проведении оперативно-розыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства // Закон и право. - 2019. - №3. - С. 112-116.
- Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И.А. Климов [и др.]; под ред. И.А. Климова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 439 с.
- Одношевин И. А. Судебный контроль - гарантия конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности // ЮП. - 2018. - №4 (87). - С. 187-193.
- Панько Н.К. Проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Судебная власть и уголовный процесс. - 2018. - №2. - С. 96-101.
- Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.В. Алексеев [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 175 с.
- Савонюк Р.Е. Актуальные проблемы использования результатов оперативно- розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании по уголовным делам // Судебная власть и уголовный процесс. - 2018. - №2. - С. 120-125.
- Халиков А.Н. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций / Халиков А.Н. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 304 c.
- Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие / О.В. Фирсов, - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.
- Чечетин А.Е. Актуальные проблемы обеспечения прав личности в оперативно-розыскной деятельности уголовного розыска // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - №1 (49). - С. 125-136.
- Чумаров С. А. О правовой форме принудительных процедур, применяемых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 3 (44).
- Шашин Д.Г., Коршунов А.В. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: некоторые проблемы правового регулирования и проведения// Оперативник (сыщик). - 2016. - № 2 (47). - С 25 - 29.
- Шейфер С. А. Собирание доказательств по уголовному делу: проблемы законодательства, теории и практики: Монография / Шейфер С.А. - М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 112 с.
- Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М. Инфа - М., 2-е издание, исправленное и дополненное. - М., 2018. - 237с.
-
Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. ↑
-
Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачева О.И. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в целях раскрытия преступлений // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2016. - № 46. - С. 233-237. ↑
-
Габзалилов В.Ф. Понятие оперативно-розыскного мероприятия / Особенности оперативно-розыскной деятельности ОВД в свете изменяющегося законодательства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, - 2017. - С. 4-8. ↑
-
Брылев В.И., Хренков Е.В. Понятие оперативно-розыскного мероприятия // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-4. - С. 912-915. ↑
-
Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий: Учебное пособие / О.В. Фирсов, - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - С. 168. ↑
-
Бобров В.Г. Понятие оперативно-розыскного мероприятия. Основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий: Лекция. - М.: Академия управления МВД России, - 2013. - С. 23-24. ↑
-
Халиков А.Н. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций / Халиков А.Н. - М.: Юрлитинформ, 2007. - С. 139. ↑
-
Омелин В. Н. Оперативно-розыскные мероприятия и оперативно-розыскные действия: критерии разграничения // Закон и право. - 2018. - №11. - С. 132-136. ↑
-
Даянов И.С. К вопросу о содержании и классификации оперативно-разыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан // Вестник УЮИ. - 2017. - №1 (75). - С. 44-49. ↑
-
Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.В. Алексеев [и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - С. 72. ↑
-
Шейфер С. А. Собирание доказательств по уголовному делу: проблемы законодательства, теории и практики: Монография / Шейфер С.А. - М.:Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - С. 65. ↑
-
Панько Н.К. Проблема использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Судебная власть и уголовный процесс. - 2018. - №2. - С. 96-101. ↑
-
Шейфер С.А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М. Инфа - М., 2-е издание, исправленное и дополненное. - М., 2018. - С. 111. ↑
-
Шашин Д.Г., Коршунов А.В. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств: некоторые проблемы правового регулирования и проведения// Оперативник (сыщик). - 2016. - № 2 (47). - С 25 - 29. ↑
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. ↑
-
Судебные и нормативные акты РФ//Суды общей юрисдикции //Приговор от 15 марта 2017 г. по делу № 1-19/2016 (Моршанского районного суда, Тамбовская область). URL: sudact.ru/reg-ular/doc/smwhzxBi52Nl (дата обращения 20.08.2019). ↑
-
Савонюк Р.Е. Актуальные проблемы использования результатов оперативно- розыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании по уголовным делам // Судебная власть и уголовный процесс. - 2018. - №2. - С. 120-125. ↑
-
Дударенко В. В. Юридическая природа провокации преступления в уголовном праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2017. 196 с. ↑
-
Луговик В.Ф., Осипенко А.А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: перспективы совершенствования правового регулирования // Вестник Воронежского института MВД России. 2015. № 4. С. 7-12. ↑
-
Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.А. Климова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 269. ↑
-
Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачева О.И. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в целях раскрытия преступлений // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 46. С. 233-237. ↑
-
Кузнецов, Е.В. Основание для проведения оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: проблемы теории и практики // Оперативник (сыщик). 2016. № 4 (49). С. 16-21. ↑
-
Омелин Р. Н. О проведении оперативно-розыскных мероприятий в случаях, не терпящих отлагательства // Закон и право. 2019. №3. С. 112-116. ↑
-
Глушков Е.Л., Свистильников А.Б. О некоторых проблемах при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Вестник БелЮИ МВД России. 2018. №1. С. 49-54. ↑
-
Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. ↑
-
Волков А.А., Лошкарев В.В. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан // Законность. 2016. № 4. С. 66-70. ↑
-
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398. ↑
-
Фирсов О. В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий. - М., 2016. С. 128. ↑
-
Чечетин А.Е. Актуальные проблемы обеспечения прав личности в оперативно-розыскной деятельности уголовного розыска // Труды Академии управления МВД России. 2019. №1 (49). С. 125-136. ↑
-
Дело «Егоров и другие против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 15 марта 2016 г. // Российская хроника Европейского Суда. 2017. № 1Дело «Акулинин и другие против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 22 марта 2016 г. // Российская хроника Европейского Суда. 2017. № 1; Дело «Климов и другие против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 30 ноября 2017 г. // Российская хроника Европейского Суда. 2018. № 1. ↑
-
Одношевин И. А. Судебный контроль - гарантия конституционных прав граждан, вовлеченных в сферу оперативно-розыскной деятельности // ЮП. 2018. №4 (87). С. 187-193. ↑
-
Чумаров С. А. О правовой форме принудительных процедур, применяемых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2015. № 3 (44). ↑
-
Гусев В. А. «Параллельная реальность» принуждения в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2015. № 3 (44). ↑
-
Дело «Аванесян против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 18 сентября 2014 г. // Бюллетень ЕСПЧ. 2015. № 5. ↑
-
Бакланов, Л. А., Панюшин, Д. Б. Проведение гласного обследования жилища без согласия его собственников // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2018. № 2 (45). С. 78-84. ↑