Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что состояние преступности в России порождает обоснованное беспокойство общества и государства в целом. Большая часть совершаемых преступных деяний причисляется к категории тяжких и особо тяжких. И сегодня особая роль в противоборстве с преступностью отводится оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Данный вид государственной правоохранительной деятельности реализовывается при помощи проведения оперативно - розыскных мероприятий, которые выступают первоосновой оперативно-розыскной деятельности, ее содержание.

Оперативно-розыскные мероприятия занимают значительное место в деятельности правоохранительных органов, так как посредством ее разрешаются задачи борьбы с наиболее серьезными формами преступности. На сегодняшний день идея активного применения в уголовном процессе результатов ОРД вплоть до придания им роли судебных доказательств, как инициативно развивается, так и находит свое отображение на практике, где непосредственная реализация этой идеи осуществима только на основе формирования юридического механизма применения данных оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе.

Принципиальная необходимость указанного определена тем, что оперативно- розыскные мероприятия (далее - ОРМ) играют крайне заметную роль в выявлении и раскрытии самых тяжких преступлений.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью правоохранительных органов в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предметом исследования являются результаты ОРМ, направления и способы их применения в уголовном судопроизводстве, а также нормативно-правовое регулирование этих мероприятий по российскому законодательству.

Целью данного исследования является изучение природы доказательств и данных, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач:

- раскрыть понятие оперативно-розыскных мероприятий, рассмотреть классификацию;

- рассмотреть интересы общества и государства при реализации ОРМ;

- изучить основания и поводы проведения ОРМ;

- охарактеризовать условия проведения ОРМ;

- раскрыть проблемы обеспечения прав личности при проведении ОРМ.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких ученых: Даянов И.С., Бобров В. Г., Габзалилов В.Ф., Гусев В. А., Кузнецов Е.В., Омелин В. Н. и иные.


Методологической основой исследования являются положения исторического и диалектического методов познания, а также логический, формально-юридический, системный, эмпирические методы, сравнительно-правовой, статистический анализ, а также частно-научные методы: сравнительного правоведения, психологического и логико-юридического анализа, системный, исторический. Так, логический метод положен в основу построения структуры работы, определения ее основных элементов, а метод системного анализа, например, обеспечил восприятие видов ОРМ.

Нормативную основу работы составили Конституция Российской Федерации, действующее уголовное, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в ней положения и выводы могут быть использованы как для дальнейшего развития учения о ОРД, так и в целях совершенствования уголовно-процессуального законодательства в этом направлении и практики его применения.

Курсовая работа включает в себя: введение, три главы, объединяющие четыре параграфов, заключение, список источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСНОВАНИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1.1 Понятие оперативно-розыскных мероприятий и их классификация

В качестве результативного средства противоборства с преступностью обычно выделяют такую деятельность, как оперативно-розыскную (далее - ОРД). Главным нормативно-правовым актом, регулирующим ОРД, выступает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (Далее - ФЗ об ОРД).[1] На основании ст. 2 ФЗ об ОРД одними из задач рассматриваемой деятельности выступают: раскрытие, предупреждение, пресечение и выявление преступных деяний, а также раскрытие и нахождение лиц, производящих их подготовку, совершение либо уже их совершивших.

Выявление и раскрытие деяний содержит в себе определение оперативно-розыскным путем события деяния и лиц, его содеявших. В ряде эпизодов уголовное дело может возбуждаться при выявлении лишь события преступного деяния. Тем не менее при этом орган, реализующий оперативно-розыскную деятельность, должен установить лиц, совершивших преступное деяние.[2]


Анализ термина ОРД, зафиксированного в ст. 1 ФЗ об ОРД, разрешает сделать заключение о том, что решение имеющихся задач реализуется с помощью совершения гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Следовательно, институт оперативно -розыскных мероприятий выступает основой механизма осуществления положений оперативно-розыскного законодательства, а значит и задач ОРД.[3]

При всем этом законодатель не предоставил в законе определения оперативно-розыскного мероприятия и не указал их содержание, что выступает его изъяном и в итоге повергло к продолжительной полемики в правового характера литературе по проблеме определения его термина, хотя, как обозначают ученые, оно сформировано оперативно-розыскной теорией.[4]

К примеру, О.В. Фирсов дает определение, указывающие, что оперативно-розыскное мероприятие является определенной формой реализации оперативно-розыскной деятельности уполномоченными на то субъектами в соответствии и порядке, установленными законами и подзаконными правовыми актами.[5]

В.Г. Бобров выставляет оперативно-розыскное мероприятие в качестве организованной согласно требованиям законодательства систему согласованных действий, устремленных на получение и применение оперативно-розыскной и остальной информации, вещей и документов как источников подобных сведений, значимых для выявления, предотвращения, пресечения и выявления противозаконных деяний, нахождения преступных лиц и лиц, пропавших без вести, и кроме этого, для разрешения иных оперативно-тактических задач по противоборству с преступностью.[6]

А.Н. Халиков определяет под оперативно-розыскным мероприятием учрежденные ФЗ об ОРД действия, совершаемые субъектами оперативно-розыскной деятельности на основании требований правовых актов посредством совмещения гласных и негласных средств и методов для приобретения действительной информации и ее фиксации, нужной для разрешения задач ОРД.[7]

Анализ сегодняшних подходов к термину оперативно-розыскных мероприятий разрешает определить их следующим образом: ОРМ - это установленные законом и подзаконными правовыми актами разведывательно-поисковые действия, совершаемые уполномоченным лицом большей частью негласными средствами и методами при существовании тех или иных оснований и согласно установленного порядка, обращенные на получение, фиксацию и проверку информации, объектов и документов как источников всех собранных сведений, важных для обнаружения, предотвращения, пресечения и раскрытия преступных деяний, а также для разрешения остальных задач ОРД.


Таким образом, ОРД реализуется при помощи проведения оперативно-розыскных мероприятий и прочих не запрещенных законном действий для защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, ценностей, обеспечения безопасности общества и государства от криминальных посягательств и в других целях.[8]

Обратившись к ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», можно указать следующие оперативно-розыскные мероприятия, которые применяются при реализации оперативно-розыскной деятельности: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного изучения, проверочная закупка, наблюдение, осмотр помещений, зданий, построек, участков местности и транспортных средств, проверка почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений, прослушивание телефонных переговоров, оперативное внедрение, эксперимент, получение любой компьютерной информации.

В подчиненности от необходимости санкционирования ОРМ они могут быть:

а) требующими того или иного санкционирования (опрос, наведение справок, собирание образцов с целью сравнительного изучения, проверочная закупка и иные);

б) требующими ведомственного санкционирования (проверочная закупка и управляемая поставка вещей, веществ и продукции, свободная продажа которых не разрешена или продажа которых ограничена; оперативная операция по внедрению; оперативный эксперимент и иные);

в) требующими судебного решения (такие, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и прочих сообщений; прослушка телефонных переговоров; снятие сведений с технических каналов связи и прочее).[9]

По направленности и характеру существуют разведывательные, контрразведывательные, розыскные, вспомогательные, оперативно-поисковые, обеспечивающие и прочие ОРМ.

По степени ограничения прав граждан данные мероприятия можно распределить на ограничивающие какие-либо конституционные права личности и не имеющие подобных ограничений. К оперативным мероприятиям, ограничивающим конституционные права личности, необходимо в первую очередь причислять ОРМ, которые ограничивают указанные права личности на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и остальных сообщений, транслируемых по сетям электро- и почтовой связи, а кроме того право на неприкосновенность жилища.[10]

В подчиненности от формы совершения рассматриваемые мероприятия они могут быть как гласными, так и негласными, реализовываться с зашифровкой их действительной цели и без таковой.


При гласном совершении этих мероприятий, преимущественно, не укрывается сам факт их исполнения.

Негласное совершение ОРМ устанавливает их реализацию в секрете от остальных лиц, прежде всего контролируемых, разрабатываемых, обвиняемых, подозреваемых, их связей и прочее. Негласность подобных мероприятий условна. Она может выступать как абсолютной, так и относительной. При абсолютной негласности о совершении розыскных мероприятий извещены лишь оперативники, их реализующие, а кроме этого лица, работающие по их поручению и прямо осуществляющие данные мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений особых технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений).[11]

Таким образом, оперативно-розыскное мероприятие выступает в качестве составной части оперативно-розыскной деятельности, информация об организации и тактике которой составляют государственную тайну, выступающую в виде системы действий специально уполномоченных на то государственных органов, сотрудников правоохранительных органов, исполняемых с соблюдением установленных законом оснований и условий, соответствующая нормам этики и нравственности и прямо устремленная на достижение целей и разрешение задач оперативно-розыскной деятельности.

1.2 Интересы общества и государства при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий

Эффективность действия уголовного закона для общества и государства зависит от методов, способов и средств, используемых государством при борьбе с преступностью. Одним из таких средств является - оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые вне рамок уголовного процесса.

Собирание доказательств как часть процесса доказывания - это деятельность процессуальная, осуществляемая исключительно в установленных законом формах, среди которых оперативно-розыскная деятельность не упоминается. Именно потому, что оперативно-розыскные меры не являются процессуальными действиями, они не могут привести к обнаружению доказательств. Таким образом за результатами такой деятельности, прочно закрепилось положение непроцессуальной информации. Основной критерий для разграничения процессуальной (доказательственной) и непроцессуальной информации связан с указанием в уголовно-процессуальном законе на конкретные способы извлечения информации из определенного носителя и соблюдение порядка, условий, и последовательности применения этого способа, в ряде процессуальных действий.[12]