Файл: Программа по предмету Всеобщая история в 59 классах включает темы, тесно связанные с вопросами финансовой грамотности на макро и микроэкономическом уровне..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 восстание, они отражали это событие на своих монетах.
Задание 3.
Чем занимались аргентарии? Какие организации выполняют их функции в наше время?
Ответ: Аргентариями называли тех, кто вёл сложные банковские операции. Они принимали вклады, выдавали кредиты, вели денежныерасчёты.Эти функции в наше время выполняют банки.
Первые христиане и их учение
Тема:
Истинные ценности
Христианства
Содержание:
Личная мотивация
Задание 1.
Ниже приведены цитаты из священных книг, которые заложили ключевые ценности христианства. Прочтите каждую и объясните, о какой ценности она свидетельствует.
«Если кто не хочет трудиться, то и не ешь»
«Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам»
«Взаймыдавайте, не ожидая ничего»
Ответ: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» - ценность труда для развития личности, духовного совершенства человека;
«Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» - любовь к ближним;
«Взаймы давайте, не ожидая ничего» - Ради любви к ближнему можно и нужно жертвовать личными материальными интересами и ценностями.
Задание 2.
Как христиане относятся к материальным ценностям?
Ответ: Само по себе личное богатство в христианстве не считается чем-то запретным или греховным, но это большое
14 бремя, которое может превратиться в цель жизни или в преграду для спасения.
Закат римской империи
Тема:
Эдикт Диоклетиана о ценах
Содержание:
Защита прав потребителей.
Инфляция.
Задание 1. Почему эдикт Диоклетиана регулировал цены прежде всего на продукты питания, товары первой необходимости и работу ремесленников? Чьи интересы он защищал?
Ответ: Во-первых, контроль цен и оплаты труда позволял просто и быстро рассчитывать налоги, которые платили в казну торговцы и ремесленники. Во-вторых, эдикт определял цены на продукты и товары, которые поставлялись ко двору самого Диоклетиана и к столу его чиновников. Наконец, стабильные цены позволяли удерживать в повиновении население государства.
Задание 2.
На иллюстрации изображён фрагмент стены с выбитым на ней
Эдиктом о ценах.
Как вы думаете, почему был выбран именно этот носитель информации? В какой части города он мог располагаться?
Почему?
Ответ: Важно было донести содержание эдикта для всех жителей империи, поэтому вероятнее всего этот носитель информации располагался в самом центре города.
15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 6 КЛАССА (История Средних веков),
интегрированное с темами по финансовой грамотности.
Составила: Бадерко А.А., учитель МБОУ «СШ №35»
Учебные пособия: Мясникова В.С., Федоров С.Е., Искровская Л.В. Всеобщая история. 6 класс. «Вентана-Граф», 2013.
Худокормов А. Г., Дроздов В. В., Калмычкова Е. Н. и др. «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории
России. Учебное пособие для 5–11 классов»
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
5.
Империя Карла
Великого.
Тема.
Деньги и их функции.
Содержание.
Время:VIII-IX вв.
Место:
Западная
Римская империя, Византийска я империя, Государство франков
Люди и организации:
Теодеберт I, Пипин
Короткий, Карл I
Великий
Денежные единицы - условные величины, которые обозначали определённое число более мелких денежных единиц (фунт - 240 денариев, солид - 12) или определённую массу серебра
Монета - денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.
Задание 1.
Вопрос: Почему именно при Каролингах возрождается чеканка монет?
Ответ: оживляется торговля, т.к. прекращаются войны; открываются новые месторождения серебра
Задание 2.
В результате реформы Карла Великого самой крупной мерой серебра и одновременно денежной единицей стал фунт весом около 408 граммов (фунт Карла Великого, или каролингский фунт). Он делился на 20 солидов, каждый из которых, в свою очередь, состоял из 12 денариев. То есть 1 фунт делился на 240 денариев, каждый весом около 1,7 грамма.
Вопрос: сколько денариев должен был заплатить покупатель, если торговец запрашивал за свой товар 25 солидов? Сколько полных фунтов это составляло?
16
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
Ответ:300 динариев, что составляло 1 полный фунт.
Задание 3.
Эта монетная система так широко распространилась и оказалась столь устойчивой, что продолжала использоваться спустя много веков. Менялись только названия ключевых денежных единиц. Во
Франции фунт, солид и денарий превратились в ливр, соль (или су) и денье, в Италии — в лиру, сольдо и денаро, в Германии — в фунт, шиллинг и пфенниг, в Англии — в фунт, шиллинг и пенни.
При этом соотношения между ними оставались теми, что были установлены Карлом Великим
Используя информацию из текста, вставьте пропущенные данные в таблицу «Наследие монетной системы Карла Великого».
Государств о
Денежная единица
(крупная)
Денежная единица
(средняя)
Денежная единица
(мелкая)
Империя
Карла
Великого солид
Ливр
Денье
Сольдо
Германия
Пенни
Ответ:
Государств о
Денежная единица
(крупная)
Денежная единица
(средняя)
Денежная единица
(мелкая)
Империя
Карла
Великого фунт солид денарий
17
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
Франция
Ливр
Соль (су)
Денье
Италия
Лира
Сольдо
Денара
Германия
Фунт
Шиллинг
Пфеннинг
Англия
Фунт
Шиллинг
Пенни
13.
Зарождение и распространени е ислама.
Тема.
Кредиты. Виды кредитов.
Содержание.
Время: с VI века
Место:Мекка, Медина
Люди и организации:
Мухаммед
Кредит
– предоставление денежных средств взаймы (в долг).
Кредитор – лицо, давшее товары или деньги в долг.
Налоги -
Защита прав потребителей – комплекс мер, направленный на регулирование отношений, возникающих между потребителем и продавцом
(изготовителем)
Задание 1.
По преданию Мухаммед пришёл на рынок и протянул руку за пшеницей, собираясь купить её. Пшеница оказалась сырой.
Продавец пояснил, что пшеница промокла из-за дождя. Тогда пророк спросил торговца, почему же в таком случае он не выставил пшеницу промокшей стороной к солнцу. «Недовешивать товар хоть на малую долю — запретно», — сказал Мухаммед продавцу. Ислам запрещает подобный обман: «Горе тем, кто обвешивает и обмеривает покупателя».
Вопрос. Какой документ защищает покупателя в Российской
Федерации?
Ответ:закон «О защите прав потребителей».
Задание 2.
В исламе считается греховным одалживать деньги под проценты, потому что в этом случае кредитор получает прибыль независимо от успеха заёмщика. Ведь человек, который занимает деньги, может оказаться и в убытке. Поэтому банки в мусульманских странах не выдают кредитов, по которым заёмщик должен выплачивать проценты. Но можно получить инвестиции, и тогда человек будет платить процент от прибыли, то есть при достижении реального результата от использования полученных денег.
Вопрос. Из курса истории вспомните, какой вид деятельности, зародившийся в средневековье осуждается исламом?
Ответ:ростовщичество.
Задание 3.
18
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
Во многих мусульманских странах есть даже ежегодный налог в пользу нуждающихся, который называется «закят». Он равен 2,5% от имущества, стоимость которого превышает 84,8 грамма золота.
Вопрос. Какую сумму закятазаплатил бы человек, исповедующий ислам с имуществом в 360 грамм золота?
Ответ:9 условных единиц
17.
Город и горожане.
Тема.
Финансовое поведение.
Ростовщичество.
Содержание.
Время:XI—XV вв.
Место: Европа
Люди и организации:
Католическая церковь, Роберт де
Курсон, Жан Жерсон
Кредит – предоставление в долг денег или товаров на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процентов.
Процент – доход с капитала.
Рента – доход, получаемый с аренды земли.
Ростовщик - человек, который получает доход, отдавая деньги в рост.
Залог - способ обеспечения обязательства, при котором залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества.
Задание 1.
Вопрос. Кто изображен на монете? Почему католическая церковь осуждала их деятельность?
Ответ: роставщик. Деньги, данные в заем не могут сами по себе приносить пользу как корова или колосья пшеницы, поэтому и уплата процента по денежному кредиту будет нечестной по отношению к кредитуемому.
Задание 2.
Чтобы обойти запрет католической церкви на взымание процентов, ростовщики оформляли одновременно две сделки.
Согласно первой, ростовщик продавал заёмщику определённый
19
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
товар под обещание, что заёмщик оплатит этот товар в будущем.
Согласно второй сделке, заёмщик продавал тот же товар обратно ростовщику за меньшую стоимость, но с оплатой немедленно. На деле никакой товар никому не передавался, а в результате этих двух сделок заёмщик получал деньги (якобы в качестве платы за проданный товар) и обещал через оговорённое время вернуть большую сумму (отсроченную оплату за якобы купленный товар).
Вопрос. Какое современное незаконное действие описано в этой ситуации?
Ответ: мошенничество.
Задание 3.
Процент отличается от ренты тем, что ... (Возможны несколько вариантов ответа.)
А. при передаче денег в долг право собственности на деньги переходит заемщику.
Б. право собственности сохраняется за отдающим в долг, и он мог требовать долю дохода.
В. кредитор расстается с собственностью на выданные в кредит деньги, следовательно, никаких рисков не нес.
Ответ: А,В
18.
Католическая церковь в борьбе за власть.
Крестовые походы.
Тема.
Страхование вкладов.
Банки и банковские операции
Содержание.
Время:XII—XIV вв.
Место:
Испания, Франция, А
нглия, Германия, Ита
Страхование
- вид обеспечения от возможных последствий стихийных бедствий и несчастных случаев.
Банк – денежно-кредитный институт, осуществляющий разнообразные виды операций с деньгами и ценными
Задание 1.
Главной своей целью тамплиеры провозгласили защиту паломников, направляющихся к святым местам в Иерусалим. Они предоставляли приют путешественникам, надёжное место хранения — их имуществу.
Рыцарь, торговец или простой паломник, отправляющийся в крестовый поход или в далёкое путешествие, отдавал на хранение тамплиерам свои товары, золото, серебро, украшения или другие ценности и получал особый манускрипт. На этой бумаге
20
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
лия, Португалия, Кип р, Палестина
Люди и организации:
Гуго де
Пейн, Климент
V, Филипп
IV
Красивый, Орден тамплиеров бумагами и оказывающий финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.
Заем –денежная операция, заключающаяся в получении известной суммы в долг на определенных условиях возврата.
Вклад -денежные средства или ценные бумаги, внесенные на хранение в банк или в другое финансовое учреждение. обозначалась сумма, которую её владелец мог получить в любой резиденции ордена.
Вопрос. Прообразом какой финансовой организации были резеденции тамплиеров.
Ответ: Банки.
Задание 2.
Некоторые клиенты хранили у тамплиеров деньги без определённых целей, просто из соображений безопасности. Были те, кто хранил или копил средства для конкретных целей, осуществление которых откладывалось на какой-то срок.
Переданные ценности также могли становиться залогом при совершении других операций — например, при получении займа.
Если должник не возвращал долг, то заложенное имущество полностью и безвозвратно переходило в собственность ордена.
Вопрос. Как сейчас называется услуга банка по хранению денежных средств граждан?
Ответ: денежный вклад.
23.
Наука, образование, литература.
Расцвет средневекового искусства.
Тема.
Закон спроса и предложения. Защита прав потребителей
Содержание.
Время: XI—XV вв.
Место: Европа
Люди и организации:
Католическая церковь, Альберт
Великий, Фома
Аквинский
Сделка – это действие граждан и юридических лиц по установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Спрос
– подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.
Предложение - это количество
Задание 1.
Схоласты рассуждали так. С точки зрения покупателя цена определяется полезностью вещи. Для продавца же товар стоит столько, сколько он потратил на его приобретение или производство, плюс расходы на транспортировку, включая различные пошлины и сборы.По мнению схоластов, справедливая цена должна быть выше цены продавца и ниже цены покупателя.
Вопрос. Приведите пример складывания цены продавца (1 вариант) и цены покупателя (2 вариант) для булочки с изюмом.
Согласны ли вы с мнением схоластов по уровню справедливой цены?
Ответ: творческий.
Задание 2.