Файл: Программа по предмету Всеобщая история в 59 классах включает темы, тесно связанные с вопросами финансовой грамотности на макро и микроэкономическом уровне..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени.
Рассмотрите рисунок XV века «Продавец кокосов».
Вопрос. Предположите какие затраты включит продавец в цену товара. Почему кокосы на рынке Европы были доступны не всем и редко продавались?
Ответ: деньги, отданные за товар на первоначальном рынке; расходы на доставку товара по морю; оплата пошлин, уплачиваемая при транспортировке товара.
Кокосы не росли в европе, поэтому с учетом всех затрат торговца, цена на кокосы была высокой. Транспортировка кокосов была довольно дорогостоющей и рисковой операцией, кроме того спрос на них был невысок.
Задание 3.
Католическая церковь осуждала действия торговца, который не сообщает покупателю всю информацию о товаре, особенно, если у него имеются изъяны.
Вопрос. Какой современный закон нарушит продавец или

22

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
производитель в случает указания на этикетке неполной информации о товаре?
Ответ: закон «о защите прав потребителей».
Задание 4.
Фома Аквинский писал: «Прибыль, которая есть цель торговли, хотя по своей природе и не содержит в себе ничего добродетельного или необходимого, не содержит и ничего греховного или противоречащего добродетели». Прибыль греховна лишь в двух ситуациях.
Сталкивались ли вы с такими ситуациями?
Вопрос. Предположите, какие ситуации имеет ввиду Фома
Аквинский.
Ответ: если продавец завышает цену или обманывает покупателя относительно свойств товаров.
26.
Империя
Чингисхана.
Тема.
Страхование.
Налоговая система.
Содержание.
Время: XIII—XV вв.
Место: Монгольская империя, Золотая
Орда, Венецианская республика
Люди и организации:
Чингисхан, Бердибек,
Тайдулла
Налоги –это обязательные платежи, взимаемые налоговыми органами с организаций и физических лиц с целью финансирования государства и муниципалитетов.
Прямой налог –это сбор в пользу государства, взимаемый с дохода или имущества каждого гражданина или организации.
Косвенный налог - это сбор в пользу государства, взимаемый с товара или услуги.
Задание 1.
Самой тяжёлой денежной единицей Монгольской империи был балыш, который начали выпускать ещё при Чингисхане. Он представлял собой слиток из золота или серебра и весил около
2,125 кг. Золотой балыш был равен двум тысячам золотых динаров, а серебряный — двумстам. Существовал и бумажный балыш, за который давали 10 динаров.
Вопрос. Посчитайте, сколько динаров мог получить торговец, чей товар оценивался в 2 серебряных, 1 золотой и 20 бумажных балышей.
Ответ: 2600 динаров.
Задание 2.
Для передвижения по дорогам Золотой Орды следовало получить платное разрешение в размере 5% от стоимости товара.
Вопрос. Как сейчас называется налог, уплачиемый за провоз товара по территории третьего государства?


23

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
Таможенная пошлина – вид косвенного налога.
Страхование -
Ответ: таможенная пошлина.
Задание 3.
Существовала система ______________: если на путников нападали или по чужой вине страдал их товар, они могли обратиться за помощью к ханскому двору для разрешения конфликта. Хан назначал компенсацию, которую собирали с виновных, а иногда сам частично покрывал убытки торговцев.
Вопрос. Какое слово пропущено в тексте?
Ответ: страхования.
Задание 4.
Вопрос.Какие риски и расходы из перечисленных ниже может покрывать страховка, которую приобретает современный путешественник? (Возможны несколько вариантов ответа.)
А. Компенсация расходов в случае отказа от путешествия (из-за болезни, потере документов, призыва в армию)
Б. Компенсация потерь в случае опоздания или отмены транспорта
В. Медицинское обслуживание в случае болезни или несчастного случая в путешествии
Г. Возмещение багажа в случае его потери, кражи или повреждения
Д. Возмещение стоимости личного транспорта, который остался дома, в случае его угона или повреждения
Е. Консультационные (технические, юридические) услуги, третьих лиц, которые могут возникнуть у путешественника
Ж. Возмещение вклада в банке в случае его банкротства
З. Компенсация расходов на случай нанесения ущерба третьим лицам или их имуществу в ходе путешествия
Ответ:А,Б,В,Г,Е,З

24

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
27.
Китай, Япония,
Индия.
Тема.
Виды денег.
Содержание.
Время: IX—XIII вв.
Место: Китай
Люди и организации:
Цай
Лунь, Хубилай, Марк о Поло
Монета - денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.
Купюра
- общее название единичного эк земпляра денежного знака с обозначнной на ней стоимостью.
Инфляция
- обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.
Задание 1.
Вопрос. Почему именно в Китае появились первые бумажные деньги?
Ответ: бумага была изобретена в Китаев начале II века н. э.
Задание 2.
Медная монета династии Сун
Вопрос. Зачем в китайских монетах делали отверстие?
Предположите, почему сейчас монеты цельные.
Ответ: такие монеты нанизывали на веревку в определенном количестве и так легко было их хранить и отсчитывать при покупке.
Сейчас деньги хранят в кошельках, поэтому чеканят их цельными.
Задание 3.
В Китае были введены бумажные «летающие деньги». Чтобы не пускаться в опасный путь с караваном, гружённым медными монетами, торговец мог явиться на подворье своей провинции, расположенное в другом городе, сдать наличные деньги и получить. Добравшись домой, он предъявлял властям провинции этот документ и возвращал себе монетами означенную в нём сумму.
Вопрос. Что в современном мире заменило «летающие деньги»?


25

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
Ответ: банковская карта.
Задание 4.
Великий венецианский путешественник и торговец Марко Поло
(1254—1324), посетивший Китай в 1270—1280 годах, был первым, кто сообщил европейцам об использовании бумажных денег. «Изготовляется по его (Великого хана) приказу такое множество этих денег, что всё богатство в свете можно ими купить…»
Вопрос. К чему может привести хождение слишком большой массы бумажных денег, которые не подкреплены реальными возможностями экономики?
Ответ: деньги обесценятся, инфляция.

26
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 7 КЛАССА (Новая
история), интегрированное с темами по финансовой грамотности.
Составила: Терлецкая И.П. учитель МБОУ «СШ №35»
Учебные пособия:
Андреевская Т.П., Носков В.В. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. «Вентана-Граф», 2013.
Худокормов А. Г., Дроздов В. В., Калмычкова Е. Н. и др. «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории
России. Учебное пособие для 5–11 классов»

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
Раздел 1. Переход от Средневековья к Новому времени (9 ч.)
3.
Возникновение колониальных империй.
Последствия
Великих географических открытий
Тема.
Инвестирование.
Акционерные общества. Акции.
Содержание.
Время: XV–
XVIII
вв.
Место:
Европа, Америка, А
фрика, Азия
Люди и организации:
Амстердамская фондовая биржа.
Акционерная
Инвестирование
– капиталовложения., которые могут привести к получению дохода.
Акция - ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение доли прибыли компании.
Акционерное общество-это коммерческое предприятие, которое выпускают акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.
Задание 1. Соотнесите понятия и термины
1. Акции
А. - это коммерческое предприятие, которое выпускают акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.
2.
Дивиденды
Б. – капиталовложения., которые могут привести к получению дохода.
3. Акционер
В. – частное лицо, организация (в т.ч. государство), размещающее капитал с целью получения прибыли.
4.
Инвестирова
Г. - место, где покупают и продают ценные бумаги (например, акции).

27

1   2   3   4   5

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
компания.
Английская компания купцов- авантюристов
Английская
Ост-
Индская компания
Голландская Ост-
Индская компания
Московская компания
Дивиденды - доход, часть прибыли компании, которую получает владелец акции по итогам финансового года.
Акционер - владелец акции, совладелец предприятия (общества)
Фондовая биржа- место, где покупают и продают ценные бумаги
(например, акции).
Инвестор – частное лицо, организация ( в т.ч. государство), размещающее капитал с целью получения прибыли. ние
5.
Акционерно е общество
Д. - ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение доли прибыли компании.
6.
Фондовая биржа
Е. владелец акции, совладелец предприятия
(общества)
7. Инвестор
Ж. доход, часть прибыли компании, которую получает владелец акции по итогам финансового года.
ОТВЕТ
1Д 2Ж 3Е 4Б 5А 6Г 7В
Задание 2.
1.
Установите логическую связь между
Великими географическими открытиями и созданием первых акционерных обществ в Европе.
2.
Чем рисковал акционер в случае, если в кораблекрушении погибал товар или сам корабль?
3.
В каком случае акционер мог получить максимальную прибыль?
Ответ: 1. Подготовка дальних морских торговых экспедиций требовала очень больших вложений капитала, а финансовые риски были слишком велики для одного или нескольких (пусть даже состоятельных) торговцев. Удачное плавание приносило огромную прибыль, поэтому заинтересованных инвесторов становилось все больше.
2.Все акционеры участвовали в обязательствах своего общества,

28

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
рискуя только потерять свой взнос.
3. В случае успеха доставки и продажи товара, акционер получал прибыль пропорционально приобретенным акциям.
Задание 3.
Английская Московская компания в 1555 году была создана в
Лондоне на основе хартии королевы Марии Тюдор как первое британское акционерное общество. Капитал компании составил в 6 тыс. фунтов стерлингов, распределявшиеся между 207 ак- ционерами. Вопрос. Рассчитайте стоимость одной акции акционерной компании в английской валюте.
Ответ: около 29 фунтов стерлингов
Творческое задание 4.
Представьте на себя на месте голландца середины XVII века, у которого есть в свободном распоряжении несколько десятков гульденов. Вы присматриваетесь к покупке акций Ост-Индской компании.
Вопрос. Как определить перспективы покупки акции на фондовом рынке? Каким образом вы можете заработать на акциях компании? Опишите два источника дохода, которые могут обеспечить акции.
Ответ: 1. Обратить внимание на размер и регулярность выплаты дивидендов компании. Дивиденды возможны в натуральной форме (пряности) и денежной.
2. а) получить дивиденды в случае успешной деятельности компании. б) Пайщики компании имели право без ограничений


29

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
перепродавать свои акции на фондовой бирже. Таким образом, владелец акции, помимо дивидендов, мог рассчитывать ещё и на доход от её перепродажи (если стоимость ценной бумаги на бирже вырастет).
9.
Реформация в
Германии.
Тема.
Инвестирование: риск и доходность, предпр инимательский риск.
Содержание.
Время: конец XV– начало XVI века
Место:
Германия, Священн ая
Римская империя
Люди и организации:
Вельзеры, Ганза,
Фуггеры
(Якоб
Фуггер), Габсбурги
(Карл V)
Кредит
– предоставление денежных средств взаймы (в долг).
Кредитор
– л
ицо, давшее товары или деньги в долг.
Банкрот - лицо, у которого нет финансовых средств, чтобы уплатить кредитору.
Концессия - уступка государственной собственности частному лицу.
Индульгенция
– грамота о прощении грехов, которую можно было купить.
Задание 1.
Семья Фуггеров, самая богатая в Европе начала XVI века, занималась торговлей и банковским делом. Фуггеры одалживали деньги королям из династии Габсбургов, которые были банкротами, погрязшими в долгах. С помощью императора
Якобу Фуггеру удалось монополизировать торговлю серебром и медью.
Вопрос. Почему короли шли на уступки банкиру?
Ответ: стремились получить новые кредиты и получить отсрочки по выплате старых займов.
Задание 2.
Соотнесите денежные советы Фуггеров с историческими
фактами.
1. Инвестируйте, когда другие боятся.
2. Будьте незаменимы
3. Получите хорошее образование
4. Дружите с цифрами
А. Фуггер несколько лет проучился в Венеции, деловой столице своего времени. Он приобрел знания, опыт и связи, которые служили ему всю оставшуюся жизнь.
Б. Фуггер ссудил крупную сумму, которую только мог найти,

30

Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
когда другие банки побоялись это сделать. В обмен на свою поддержку Фуггер получил концессию на крупнейшую серебряную шахту на Земле.
В. В бухгалтерских книгах Якоба Фуггера можно найти записи на полях, сделанные его собственной рукой: он очень внимательно следил за отдельными статьями расходов.
Г. У Фуггера было кое-что, без чего его клиенты не могли обойтись: способность мгновенно добывать огромные суммы.
Им не нравились ни сам Фуггер, ни его условия. Но у них не было выбора.
Ответ: 1.Б 2.В 3.А 4.В
Задание 3.
Почему Фуггеры монополизировали торговлю перцем?
Ответ: пряности были очень дороги.
Задание 4.
Рассмотрите картину. Предположите, чем торгуют в этой лавке?
Представьте себя на месте члена семьи Фуггеров. Что кажется вам выгоднее: скупать перед оптом у португальцев и испанцев или организовывать заморскую торговлю?