Файл: Программа по предмету Всеобщая история в 59 классах включает темы, тесно связанные с вопросами финансовой грамотности на макро и микроэкономическом уровне..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
Ответ: в лавке торгуют пряностями. Фуггеры скупали привезенный перец, что было выгоднее и безопаснее, чем организации заморской торговли.
Задание 5.
32
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
На картине изображена ситуация начала XVI века в Германии. В это времяп апский престол, был должен Фуггеру значительные денежные суммы. В 1510-х годах на германских землях
Священной Римской империи началась продажа индульгенций
Вопрос. Как долг Папы Римского Фуггерам связан с именем
Мартина Лютера?
Ответ: Мартин Лютер - католический священник выступил против продажи индульгенций, что привело к началу реформации.
Задание 6.
Решите задачу. Незадолго до своей смерти банкир и торговец
Якоб Фуггер написал письмо Карлу V. Он напоминал, кому император обязан своей короной, и просил возместить долг вместе с процентами. Но император не мог этого сделать: его доход составлял 400 тыс. флоринов, а долг перед Фуггером — вдвое больше. Состояние же самого Фуггера оценивали в 2 млн. флоринов.
Вопрос. Как могло увеличиться состояние Фуггеров, если бы император вернул долг?
10.
Реформация в других странах
Европы.
Католическая реформация.
Тема. Финансовое поведение.
Ростовщичество.
Содержание.
Время: XVI в.
Место:
Германия,
Швейца
Предпринимательство- деятельность лица или организации, направленная на систематическое получение прибыли, которая осуществляется самостоятельно на свой риск.
Задание 1.
Подбери понятие, которое характеризует историческую ситуацию. Как оно наказывается в современно обществе?
Возвращаясь однажды из университета, Мартин Лютер стал свидетелем сцены, когда в богато украшенной карете громко
33
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
рия
Люди и организации:
Мартин
Лютер, Жан
Кальвин, Католиче ская церковь
Коррупция – взяточничество. смеялись епископ Виттенбергский и крупный банкир из дома
Фуггеров. Оказалось, что Фуггер предоставил епископу кредит на покупку должности, а епископ выплачивал долг за счёт подношений прихожан.
Ответ: коррупция - уголовно наказуемое преступление.
Задание 2.
Рассмотри картину.
Кто изображен на ней? Зачем пришла женщина?
Каким предпринимательством занят хозяин дома?
Из чего складывается его прибыль?
Ответ: это дом ростовщика, который ссужает деньги под проценты. Женщина просит деньги в долг.
Задание 3.
Опиши финансовое поведение христианина согласно идеям
Жана Кальвина? Как Кальвин относился к ростовщичеству?
Ответ. Первейшими добродетелями объявлялись старательный, честный труд, расчётливость, бережливость, вплоть до скопидомства и прижимистости. Истинный христианин
, по
Кальвину, обязан целиком посвятить себя профессии, отвергнуть комфорт, презреть наслаждения, откладывать любой грош и
34
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
становиться рачительным хозяином. Если человек упускает возможность приобрести большой доход, он тем самым впадает в грех. Кальвин усматривая в деятельности ростовщиков один из возможных способов обогащения.
Раздел 2. Западная Европа во второй половине ХVI— первой половине XVII в. (8ч)
11.
«Золотой век»
Испании.
Тема. Доходы и расходы.
Образование и карьера.
Содержание.
Время: XV–XVI века место Испания
Новый Свет
Люди и организации:
Эрнан
Кортес,
Университет
Саламанки
Понятия:
Доходы, расходы
Идальго - испанский дворянин
Колонист
- переселенец, занимающийся земледелием.
Колония - зависимая территория
Конкистадор
- участник испанских грабительских завоевательных походов в Южную и центральную Америку в XV-
XVI вв.
Губернатор
- глава большой административно - территориальной, единицы.
Задание 1.
Эрнан
Кортес
– знатный испанский дворянин, конкистадор.
Он известен в истории как покоритель
Мексики, уничтоживший государство ацтеков. В 14 лет он начал изучать право в престижном Университете города Саламанка. Он пробовал заработать деньги на выращивании сахарного тростника. Однако, свое состояние в Новом свете он сколотил на военной службе. На военную экспедицию в Мексику, покорение ацтеков им были потрачены почти все его личные средства, он заложил имение и влез в долги. Победа над ацтеками, основание колонии Новой
Испании принесла Кортесу должность губернатора новых земель.
Вопрос: Оцените финансовое поведение Эрнана Кортеса.
Можно ли связать образование испанца и его материальное благополучие?
Ответ: Кортес рисковал всем своим имуществом. Должность губернатора требовала юридических знаний, которые были
35
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
получены Кортесов в Испании.
Творческое задание 2.
Составьте минирассказ-рассуждение по теме:
«Рисковал и победил» (на основе жизни Эрнана Кортеса).
Опишите не только «победы». Подумайте, что могло случиться, если бы риск не оправдал себя.
13
Расцвет и упадок
Голландской республики.
Тема.
Содержание.
Время: XVII в.
Место:
Голландия
Страхование
- вид обеспечения от возможных последствий стихийных бедствий и несчастных случаев.
Социальное
страхование- это ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения.
Гильдия - объединение (часто
— по отраслевому признаку) ремесленников, торговцев, промышленников.
Задание 1.
Решите задачу. Маклер Герман Вельбек (торговый посредник) из Голландии был обязан вступить в гильдию и регулярно отчислять взносы из своего заработка. В случае потери здоровья, если маклер не мог трудиться, гильдия материально поддерживала его. Гильдия маклеров выплачивала отцу семейства пособие в размере трёх гульденов в неделю. Это составляло от трети до половины его обычного заработка.
Вопрос. Сколько в неделю зарабатывал маклер?
Ответ: от 6 до 9 гульденов.
Творческое задание 2.
Голландец Герман Вельбек получал немалые средства от гильдии, членом которой он являлся. Сегодня функции гильдии частично выполняют страховые и пенсионные фонды. На какую помощь может рассчитывать российский гражданин сегодня? На каких условиях он получает эту помощь? Подготовьте короткую информацию, используя сайт https://vashifinancy.ru/finansy-na- kazhdyy-den/nepredvidennye-obstoyatelstva/kakie-byvayut- strakhovki/
36
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
Задание 3.
Решите задачу.
Сегодня тюльпаны — один из символов Нидерландов. Страна контролирует 92% мировой торговли этими цветами и ежегодно продаёт более 4 млрд луковиц. Сколько всего луковиц тюльпанов продается в мире?
Задание 4.
Решите задачу.
Во сколько обойдется вам букет из 7 тюльпанов редкого
сорта по ценам 1625 года. Сколько лет вы должны были
отрабатывать
этот
прекрасный
подарок,
будучи
ремесленником?
Достоверно известно о продаже луковицы тюльпана редкого сорта SemperAugustus в 1625 году за тысячу гульденов. Эта сумма примерно соответствовала стоимости 10 кг серебра или доходу квалифицированного ремесленника за три года.
Задание 5.
Решите задачу.
37
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
На протяжении 1634—1636 годов цены на луковицы тюльпанов росли плавно, но неуклонно. Например, с января по май 1636 года один ас
(старинный вес)
луковиц сорта Gouda вырос в цене с 2,1 до 3,75 гульдена.
Определите, каков доход покупателя на вложенный капитал
за 5 месяцев? Можно ли считать тюльпаны удачным
объектом инвестирования (капиталовложения)?
Ответ:78,5% . Да.
14.
Англия под властью Тюдоров.
Время: XVI век
Тема.
Законы денежного обращения.
Содержание.
Время: XVI в.
Место:
Англия, Древняя
Греция, Польша
Люди и организации:
Николай
Коперник, Аристоф ан, Генрих
VIII
Тюдор, Елизавета I.
Порча монет- неофициальное, необъявленное уменьшение го сударственной властью веса монет или содер жания благородных металлов при сохранении нарицательно й стоимости монет.
Реверс – оборотная сторона монеты, противоположная аверсу.
Задание 1.
Рассмотрите серебряную монету эпохи Генриха VIII
Тюдора. На реверсе монеты лицо короля более светлое. В цветном изображениии
– желтоватое, медногог цвета.
Вопрос. Как можно объяснить этот факт? В случае затруднения используйте следующую подсказку: нередко в государствах нового времени правители в целях экономии снижали долю драгоценного металла в монетах – портили монеты.
Объясните прозвище престарелого английского короля
«Старый Медный Нос».
Подумайте, как такая порча денег могла сказаться на экономике страны и крепости государства? Какой выход из ситуации вы бы предложили?
38
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
Ответ: в содержание серебряной монеты была включена доля меди. Серебро наносилось на поверхность монеты тонким слоем и постепенно стиралось, поэтому в некоторых местах монеты – на лице короля – просвечивалась рыжина меди. В результате такой порчи денег они обесценивались, страдала заграничная торговля, страна нищала. Впоследствии вся порченая монета была полностью изъята из обращения и переплавлена (правление с). Англия вернулась к высоким стандартам чеканки, экономика ожила.
Задание 2.
Представьте себя на месте короля или члена правительства.
Какие аргументы вы приведете, доказывая, что выгодно добавлять в состав серебряного содержания монеты – медь. Что вам могут возразить противники порчи монет.
Ответ: сторонники: это позволяет отчеканить большее число монет из того же количества серебра. Противники: в будущем это неизбежно приведет к сокращению торговой деятельности и росту цен на товары, включая предметы первой необходимости.
Задание 3.
Объясните смысл высказыания – экономичкеского закона, сформулированного Николаем Копеником:
«
Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие, если законом зафиксирован их обменный курс».
Задание 4.
Прочтите отрывок из комедии «Лягушки» (автор
39
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
древнегреческий поэт Аристофан). Какой феномен денежной политики описывает автор? Подтвердите примерами, что в разные времена правители использовали такой способ экономии золота и серебра.
Часто кажется, что город граждан и сынов своих,
И достойных и негодных, ценит совершенно так,
Как старинную монету и сегодняшний чекан.
Настоящими деньгами, неподдельными ничуть,
Лучшими из самых лучших, знаменитыми везде
Среди эллинов и даже в дальней варварской стране,
С крепким правильным чеканом, с пробой верной, золотой
Мы не пользуемся вовсе. Деньги медные в ходу,
Дурно выбитые, наспех, дрянь и порча, без цены.
27.
Япония в XVI–
XVII вв.
1 2 3 4 5
Тема. Ценные бумаги: вексель.
Деловая этика.
Содержание.
Время: с XVII в.
Место:
Япония
Люди и организации:
Токугава, торговый дом Мицуи
Вексель- ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому вексель передан
(векселедержателю), на получение от должника оговоренной в векселе суммы.
Задание 1.
С XVII века в торговой практике Японии стали широко использоваться векселя
, с помощью которых осуществляли денежные переводы в различные города страны. Чтобы не рисковать, перевозя наличные деньги из города в город, торговцы сдавали их в меняльную контору в обмен на расписку
— вексель. В другом городе они могли предъявить этот вексель в контору того же торгового дома для получения наличной суммы (эта операция называется «
погашение векселя
») или использовать его для оплаты партии товара.
Вопрос. Используя информацию, предположите, что сделали своей доходной статьей семья Мицуи, занятая торговлей?
Ответ: на пересылку денег между двумя крупнейшими городами — Эдо и Осакой — уходило 15—20 дней, а вексель
40
№
Тема
Тема и содержание
модуля «Финансовая
грамотность»
Словарь
Задание
подлежал оплате в течение 60 дней. Прежде чем наступал срок погашения векселя, полученные наличные деньги успевали поработать в торговых операциях.
Задание 2.
Прочтите текст.
Неоконфуцианская философия стремилась объяснять все события конкретными действиями человека и его духовным уровнем. Поэтому богатство или бедность стали восприниматься в это время как результат трудолюбия и усердия конкретного человека. Главными ценностями для японца стали понятия долга и ответственности перед обществом, идея отказа от личных интересов в пользу групповых. Честь у японцев всегда стояла превыше любых материальных благ. Богатство не было главной целью даже в торговом деле, но считалось результатом добросовестного выполнения своего долга. Идеалом являлось умеренное, постепенное накопление, которое становилось результатом усердного труда без ущерба для других людей.
В уставах японских торговых домов эпохи Токугава часто встречаются наставления против расточительности:
«Бережливость — первое дело в торговле».
Вопрос. Представьте, что вы японский предприниматель, почему вы, болезненно воспримите опоздание партнёров другой страны на переговоры?
Задание 3.
Используя текст задания 2, предположите, в чем один из секретов финансового успеха японцев? Готов ли ты ему