Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса в изучении природы в подготовительной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень.

Высокий уровень - 6 человек, средний уровень - 2 человека.

Сравнительный анализ результатов контрольного этапа эксперимента приведен в таблице 2.6.

Таблица 2.6.

Контрольный срез


Уровень

знаний

знаний

Группа

контрольная

Экспериментальная

Высокий

25%

80%

Средний

50%

20%

Низкий

25%

0 %







Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в рисунках 2.3. и 2.4.



Рис 2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента в контрольной группе


Рис 2.4. Результаты контрольного этапа эксперимента в экспериментальной группе

Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень познавательного интереса, и по показателям обогнал контрольную группу. Количество детей, показавших высокий уровень экологических знаний возросло в разы. В экспериментальной группе по завершению исследования уже 7 дошкольников продемонстрировали высокий уровень, а вначале было лишь 4. В контрольной группе изменения наблюдаются незначительные. Эксперимент подтвердил гипотезу исследования, что эффективность развития познавательного интереса у дошкольников в изучении природы будет более успешным, если использовать практические методы. Эксперимент, проведенный в ходе занятия по теме… также подтвердил гипотезу исследования (Приложение 3)

Таким образом, развитие познавательного интереса старших дошкольников тесно связано с использованием практических методов.

2.2. Методические рекомендации по развитию познавательного

интереса в изучении природы в подготовительной группе

1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. Организуя наблюдение со старшими можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

2. Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.

Развитие любознательности, потребности узнать новое – одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.

Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.

Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.



Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, экспериментов, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий.

3. Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе.

1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;

2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно

3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.

4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество.

5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию

Таким образом, можно сделать вывод, что данные методические рекомендации могут быть использованы в формировании познавательных способностей по изучению природы с детьми старшего дошкольного возраста, а также могут служить пособием для начинающих воспитателей.

Выводы по второй главе:

1. Экспериментальная работа подтвердила необходимость и важность использования практических методов для формирования познавательного интереса старших дошкольников.

2. В работе начинающих воспитателей следует придерживаться определенных методических рекомендаций в развитии познавательных способностей в изучении природы с детьми старшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения педагогической литературы и проведённого экспе-римента, мы пришли к выводу, что развитие познавательных способнотейстарших дошкольников, позволяет сделать процесс познания природы, качественным, а также реализовать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка.

Важно в каждом виде деятельности гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков ребёнка. Это сочетание невозможно без использования практических методов, которые не должны носить случайный характер. Также, практические методы позволяют преподать знания в доступной, интересной, яркой и образной форме,
способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует познавательные компетенции ребенка.

Экологическое образование и воспитание является неотъемлемой и важной частью духовной культуры человечества, знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки дошкольников в любой области деятельности с использованием практических методов: опыт, эксперимент, наблюдение.

Воспитатель должен научиться управлять деятельностью детей в про-цессе образовательной и воспитательной деятельности, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. Мотивационная сфера динамична, изменения в мотивации происходят быстро, поэтому так важно создать оптимальную образовательную среду, мотивирующую ребенка на учебную деятельность и активизирующую труд воспитателя.

Очень важно, процесс познания природы, построить в интересной, познавательной форме и этому в большей степени способствуют практические методы. Опыт, эксперимент, наблюдение вызывают у ребенка желание познавать что-то новое и интересное, а это значит, что они способствуют формированию соответствующей мотивации. Для этого воспитатель должен знать и владеть различными формами и методами обучения и воспитания, применять в своей практике.

С целью рассмотрения эффективности изучения природы в подготовительной группе для роли познавательного интереса был проведён эксперимент, который подтвердил важность использования практических методов. Таким образом, задачи, гипотеза выпускной квалификационной работы выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 117 с.

  2. Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство : Сборник научно-методических статей. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16.

  3. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 183 с.

  4. Жарова, Е. В. Педагогические средства развития речи детей дошкольного возраста / Е. В. Жарова // Актуальные проблемы специального образования : Сборник научных трудов. – Тверь : Общество с ограниченной ответственностью «Психолого-педагогическая академия», 2020. – С. 38-43.

  5. Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.

  6. Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 134 с.

  7. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 121 с.

  8. Зима. Тематический уголок для ДОУ. - М.: Карапуз, Сфера, 2019. - 140 c.

  9. Лыкова, И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2018. - 828 c.

    1. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования /С.Н. Николаева -М.: Академия, 2019г.- 432с. [ Электронный ресурс ] https://refdb.ru/look/1770781.html


10. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб. Детство-пресс, 2019. - 319 с.

11. Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Л.П. Печко. - М., 2020.

12. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 160 c.

13. Новицкая, В. А. Правила поведения в природе для дошкольников / В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическая литература, 2019. - 128 c.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

  1. Мальчик весело смеялся, потому что…

  2. Если зимой будет очень сильный мороз, то…

  3. Если взлететь высоко как птица, то…

  4. Девочка стояла и плакала, потому что…

  5. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что…

  6. Если наступит день рождения, то…

  7. Девочка стояла одна около дома, потому что…

  8. Если весь снег растает, то…

  9. В комнате погас свет, потому что…

  10. Если пойдёт сильный дождь, то…


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Эксперимент по теме: «Глина и песок – очень интересно»

Цель – познакомить детей с такими компонентами неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.

Задачи:

  • образовательные: познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности, сравнить, чем отличаются; определить, как свойства этих веществ, проявляются в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений);

продолжать учить составлять небольшой связный рассказ о свойствах материалов; формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов; уточнить знания детей о значении песка и глины в жизни человека.

  • развивающие: развивать умение наблюдать, сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты;

развивать умение сравнивать, анализировать объект и устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы;

развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.

  • воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять интерес к новой информации и экспериментированию.