Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса в изучении природы в подготовительной.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 210
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень.
Высокий уровень - 6 человек, средний уровень - 2 человека.
Сравнительный анализ результатов контрольного этапа эксперимента приведен в таблице 2.6.
Таблица 2.6.
Контрольный срез | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
|
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражен в рисунках 2.3. и 2.4.
Рис 2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента в контрольной группе
Рис 2.4. Результаты контрольного этапа эксперимента в экспериментальной группе
Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень познавательного интереса, и по показателям обогнал контрольную группу. Количество детей, показавших высокий уровень экологических знаний возросло в разы. В экспериментальной группе по завершению исследования уже 7 дошкольников продемонстрировали высокий уровень, а вначале было лишь 4. В контрольной группе изменения наблюдаются незначительные. Эксперимент подтвердил гипотезу исследования, что эффективность развития познавательного интереса у дошкольников в изучении природы будет более успешным, если использовать практические методы. Эксперимент, проведенный в ходе занятия по теме… также подтвердил гипотезу исследования (Приложение 3)
Таким образом, развитие познавательного интереса старших дошкольников тесно связано с использованием практических методов.
2.2. Методические рекомендации по развитию познавательного
интереса в изучении природы в подготовительной группе
1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов.
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.
Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми уже 3-4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. Организуя наблюдение со старшими можно удлинить сроки наблюдения и расширить тематику. Например, не только наблюдали за характером погоды, но и обращали внимание детей на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное, серое, то будет пасмурный день.
Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
2. Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей.
Развитие любознательности, потребности узнать новое – одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведет к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.
Организация систематической поисковой деятельности приводит к познавательному интересу, который проявляется в активном включении всех детей в занятия, в появлении большого количества вопросов, в самостоятельной постановке и решении детьми познавательных задач.
Развитие познавательного интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему и выделения внешних качеств предметов к выделению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и первым попыткам решать их с помощью наблюдений, опытов, рассуждений.
Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.
Детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, экспериментов, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий.
3. Рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе.
1. Предоставляйте ребенку возможность самостоятельного поиска ответов – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;
2. Отвечайте на все детские вопросы точно и доступно
3. Учите ребенка не только задать вопрос, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на него.
4. Поощряйте любознательность ребенка. Потребность узнавать новое – важное и ценное качество.
5. Хвалите ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию
Таким образом, можно сделать вывод, что данные методические рекомендации могут быть использованы в формировании познавательных способностей по изучению природы с детьми старшего дошкольного возраста, а также могут служить пособием для начинающих воспитателей.
Выводы по второй главе:
1. Экспериментальная работа подтвердила необходимость и важность использования практических методов для формирования познавательного интереса старших дошкольников.
2. В работе начинающих воспитателей следует придерживаться определенных методических рекомендаций в развитии познавательных способностей в изучении природы с детьми старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения педагогической литературы и проведённого экспе-римента, мы пришли к выводу, что развитие познавательных способнотейстарших дошкольников, позволяет сделать процесс познания природы, качественным, а также реализовать интеллектуальный и творческий потенциал ребенка.
Важно в каждом виде деятельности гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков ребёнка. Это сочетание невозможно без использования практических методов, которые не должны носить случайный характер. Также, практические методы позволяют преподать знания в доступной, интересной, яркой и образной форме,
способствует лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует познавательные компетенции ребенка.
Экологическое образование и воспитание является неотъемлемой и важной частью духовной культуры человечества, знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки дошкольников в любой области деятельности с использованием практических методов: опыт, эксперимент, наблюдение.
Воспитатель должен научиться управлять деятельностью детей в про-цессе образовательной и воспитательной деятельности, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. Мотивационная сфера динамична, изменения в мотивации происходят быстро, поэтому так важно создать оптимальную образовательную среду, мотивирующую ребенка на учебную деятельность и активизирующую труд воспитателя.
Очень важно, процесс познания природы, построить в интересной, познавательной форме и этому в большей степени способствуют практические методы. Опыт, эксперимент, наблюдение вызывают у ребенка желание познавать что-то новое и интересное, а это значит, что они способствуют формированию соответствующей мотивации. Для этого воспитатель должен знать и владеть различными формами и методами обучения и воспитания, применять в своей практике.
С целью рассмотрения эффективности изучения природы в подготовительной группе для роли познавательного интереса был проведён эксперимент, который подтвердил важность использования практических методов. Таким образом, задачи, гипотеза выпускной квалификационной работы выполнены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В. В. Абраухова. – Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. – 117 с. -
Акулова, Т. А. Актуальность вопроса формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Т. А. Акулова // Психология и педагогика дошкольного и начального общего образования: преемственность и новаторство : Сборник научно-методических статей. – Челябинск : Издательский центр «Титул», 2020. – С. 12-16. -
Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 183 с. -
Жарова, Е. В. Педагогические средства развития речи детей дошкольного возраста / Е. В. Жарова // Актуальные проблемы специального образования : Сборник научных трудов. – Тверь : Общество с ограниченной ответственностью «Психолого-педагогическая академия», 2020. – С. 38-43. -
Крежевских, О. В. Организация предметно-развивающей среды ДОУ : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. В. Крежевских. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с. -
Курочкина, И. Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Курочкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 134 с. -
Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 121 с. -
Зима. Тематический уголок для ДОУ. - М.: Карапуз, Сфера, 2019. - 140 c. -
Лыкова, И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2018. - 828 c.-
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования /С.Н. Николаева -М.: Академия, 2019г.- 432с. [ Электронный ресурс ] https://refdb.ru/look/1770781.html
-
10. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб. Детство-пресс, 2019. - 319 с.
11. Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников / под ред. Л.П. Печко. - М., 2020.
12. Морозова, И. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 160 c.
13. Новицкая, В. А. Правила поведения в природе для дошкольников / В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическая литература, 2019. - 128 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
-
Мальчик весело смеялся, потому что… -
Если зимой будет очень сильный мороз, то… -
Если взлететь высоко как птица, то… -
Девочка стояла и плакала, потому что… -
Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что… -
Если наступит день рождения, то… -
Девочка стояла одна около дома, потому что… -
Если весь снег растает, то… -
В комнате погас свет, потому что… -
Если пойдёт сильный дождь, то…
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Эксперимент по теме: «Глина и песок – очень интересно»
Цель – познакомить детей с такими компонентами неживой природы (почвы), как песок и глина, и их свойствами; сравнить, чем они похожи и чем отличаются.
Задачи:
-
образовательные: познакомить детей со свойствами песка и глины в ходе практической деятельности, сравнить, чем отличаются; определить, как свойства этих веществ, проявляются в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений);
продолжать учить составлять небольшой связный рассказ о свойствах материалов; формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов; уточнить знания детей о значении песка и глины в жизни человека.
-
развивающие: развивать умение наблюдать, сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты;
развивать умение сравнивать, анализировать объект и устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы;
развивать внимание, мышление, логику, зрительное и слуховое восприятие, речь.
-
воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе, проявлять интерес к новой информации и экспериментированию.