Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса в изучении природы в подготовительной.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.
Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что «Земля - общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений».
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь с ней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение для ребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым и происходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материал не сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
Родная природа - это лучший источник, из которого ребенок черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паучка в цветной траве, трудолюбивого муравья на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть и, если возможно, попробовать на вкус. И наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого, - в ближайшем окружении.
На базе новых знаний и представлений у детей появляется желание больше узнать о родной природе. Красива она во все времена. И, тем не менее, можно заметить равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любят играть под деревьями, они укрывают их от дождя, защищают от яркого солнца, но при этом дети не замечают какие разные у дерева листочки, и как они шелестят при дуновении ветра. Мало кто из детей любуется только что распустившимся цветком, его яркой окраской. Цель моей работы: научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Для того чтобы дети стали участниками, творцами их надо привлекать к озеленению участка, к уходу за комнатными растениями, к свершению пусть даже небольших поступков по спасению живых природных объектов (спасти птенца от кошки, перевязать надломленную ветку березы, огородить муравейник и пр.). При этом широко использую игровые приемы.
Одним из них является сюжетно-ролевая игра. В процессе её проведения, опираемся на игровой опыт воспитанников, на прочитанные ранее художественные произведения, на полученные знания в результате планомерной образовательной деятельности. Иначе говоря, в определенных условиях воспитанники занимаются, как им кажется, знакомым для них видом деятельности, но так как природа всегда неповторима в своем проявлении, каждый раз дети получают новые впечатления, узнают что-то новое, делают маленькие открытия и с блеском в глазах рассказывают о них. Все это, несомненно, развивает интерес к познанию и словесную память, так как запоминание слов является необходимым условием выполнения дошкольником взятой на себя роли. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее. В игре ребенок становится личностью
На прогулках, экскурсиях, во время наблюдений или трудовой деятельности, используем прием литературный герой, на разных занятиях они приходят из разных книг и становится связующим звеном: синичка Зинька из расскоза В.Бианки, заяц Русачок из произведения В.Заходера и другие. При создании игровой ситуации, опираюсь на поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в условиях той обстановки, где в данный момент находятся мои воспитанники. Айболит – доктор, который лечит зверей, но может лечить и растения, проводит их профилактические осмотры, общается с ними, оказывает необходимую помощь.
Таким образом, прием театрализацииспособствует расширению знаний о многообразии насекомых, роли окраски в их жизни и т.п., помогает раскрыть секреты природы и зажечь интерес к более глубокому познанию. Именно этот прием способствует раскрепощению ребенка, появлению уверенности в себе, развивает умение задавать вопросы и, прилагая усилия, пытаться ответить на них, что так важно для завтрашнего школьника.
Дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами сказок, вымышленными героями, что положительно влияет на их личностные проявления: развивается способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать. Подобные приемы предоставляют возможность дошкольнику быть активным и самостоятельным.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости».
В ситуации игры надо сотрудничать с детьми на равных, и это делает их более ответственными и самостоятельными. Свою роль в этом виде деятельности я вижу в том, чтобы заинтересовать играющих, «зажечь» на игру, поэтому организую игры, порой выдумываю их сама, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними. Самое главное во время игровых занятий - обязательно отмечать все достижения воспитанника и не акцентировать недостатки, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.
Словесные игры являются неотъемлемой частью различных форм работы с детьми по изучению природы, так например экскурсий. Экскурсия позволяет изучить многообразие растительного и животного мира природной среды родного края, познакомиться с явлениями неживой природы, научиться проведению наблюдений и исследований, формировать правильное, уважительное отношение к родной природе. И особенно послеэкскурсионной работы, здесь импровизация не знает границ и часто игра приобретает форму командной, викторины или диспута, в котором дети эмоционально доказывают правоту своих высказываний. Примером такой словесной игры является: «Хорошо или плохо?» Хорошо или плохо нарвать букет ландышей или ромашек?
Хорошо: Плохо:
- красивые цветы; - быстро вянут;
- можно подарить; - большие букеты вредят природе;
- приятно пахнут; - вызывают аллергию;
- придают в доме уют. - лес останется пустым.
Также можно использовать такие словесные игры как: «Съедобное-несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Это кто к нам пришёл?» и др., которые развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают, при ознакомлении с природой.
Кроме выше перечисленных игр в развитии познавательного интереса, используются и другие виды игр, которые классифицируются в методике, как строительные. Материалом для этих игр являются: песок сухой и мокрый. Игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения. Вопросы, возникающие в ходе экспериментирования, заставляют ребят думать, сопоставлять, анализировать.
Важную роль в изучении окружающего мира, а также развитие познавательного интереса играют дидактические игры, так как они соответствуют возрастным особенностям ребенка. Большая часть дидактических игр направлена на развитие мышления дошкольника, т.к. решение мыслительных задач требует раскрытия строения предметов, их взаимного пространственного расположения, связи с окружающими его объектами. Дидактические игры: «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку» помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.
Организуя деятельность детей в дидактической игре, воспитатель должен ясно представлять себе, что в каждой из игр уже знакомо детям и что новое, что составляет познавательную задачу данной игры.
Особенность интеллектуального развития дошкольника такова, что без его заинтересованности невозможно восприятие новых знаний, поэтому разбудить в моих воспитанниках познавательный интерес считаю своей первостепенной задачей. Данную задачу я поставила во главу, разработав цикл тем образовательной деятельности: «Птицы», «Жизнь диких зверей», «Лесной доктор», «Лес – наше богатство». В каждом из них на доступном уровне я даю детям представление о взаимосвязях в природе. Знакомство с птицами, которые помогают сохранить лес от вредителей, значение зеленых насаждений в жизни человека, многообразие растительного и животного мира – единая цепь явлений в природе, цепь, которая будет разрушена при неполадках в одном из звеньев. Подобные занятия способствуют развитию восприятия, пониманию закономерностей, лежащих в основе всего живого.
Образовательная деятельность на темы: «Куда исчезла вода?», «Сыплем, лепим», «Как увидеть воздух?», «Какого цвета снег», «Что вырастет из зернышка?» была нацелена на ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Дети получили правильное представление об окружающем мире, а при использовании приемов экспериментирования, при постановке несложных опытов, мои воспитанники проявляли невероятную активность и бесконечную заинтересованность в открытиях для себя секретов Царицы Природы.
Используя данные методы и приемы, способствующие усвоению материала детьми, им дается представление о совсем недетских проблемах:
- Защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;
- Сохранение многообразия видов цветов занесенных в Красную книгу;
- Охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
Пониманию и осмыслению столь сложных проблем способствуют ежедневные наблюдения за объектами природы, явлениями, трудом взрослых и планомерные экскурсии, которым придаю особое значение.
Свои впечатления от экскурсий, наблюдений, прогулок ребята выражают в творческих работах. В своих рисунках, аппликациях, лепке и поделках из природного материала они раскрываются как творцы, изображают то, что им больше всего понравилось, домысливают, фантазируют и порою бывают сами удивлены результатам творений собственных рук. Всё это повышает интерес детей к наблюдениям, способствует развитию наблюдательности, заставляет ещё раз, теперь уже мысленно, побывать в знакомых местах. Творческий процесс завлекает детей, насыщает чувствами, эмоциями, пробуждает желание снова и снова узнавать, экспериментировать, действовать Результаты периодически проводимого мониторинга детского развития говорили сами за себя: совершенствовалась речь, навыки практической деятельности, увеличивался кругозор и развивался познавательный интерес.
Для лучшего усвоения материала, совместно с детьми оформили альбомы с иллюстрациями и художественными высказываниями и правилами поведения в природе: «Лес - богатство нашего края», «Что растет на лугу?». Оформила папку-передвижку «Растения Красной книги родного края».
С целью углубленного изучения темы «Домашние и дикие животные» изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных. Изготовленные пособия дети активно используют в самостоятельной, а также, в ходе организованной образовательной деятельности
Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых они не оставляют равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих в процессе развития познавательного интереса дошкольников, таково мнение доктора педагогических наук Н.А.Рыжовой, и я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, ассоциируют их с образом человека, пытаются характеризовать их как человека, но, в то же время, узнают об особенностях жизни животных, повадках, проблемах выживания в естественной среде.