Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса в изучении природы в подготовительной.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Активизация словаря: понимать лексическое значение слов “лаборатория”, “исследователь”, “сыпучий”, “рыхлый”, “пропускает воду”, “липкая “вязкая”, “песчинки”, “комочки”, “барханы
Материалы и оборудование : черный ящик (в котором лежат песок, глина, письмо), модель земли-почвы из 4-х слоев в аквариуме; презентация “Песок и глина”, компьютерное обеспечение, две игрушки: Магистр Песочных наук и Профессор глиняных наук; театральная ширма, белые халаты для воспитателя и детей, шапочки ,большие и маленькие лупы, одноразовые белые тарелочки, 2 больших стеклянных стакана с песком и глиной, маленькие стаканы с песком и глиной, одноразовые стаканчики с водой, для иллюзии “ветра”: трехлитровая банка, крышка капроновая с отверстием и трубочки для коктейля, для свойств сыпучести и рыхлости: тарелочки с песком и глиной, одноразовые тарелочки, пластмассовые палочки, мягкая глина 3-х видов.
Ход
Вводная часть. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
- Ребята, что означает слово “земля”? ( Выделяем 4 значения слова “Земля”: планета, суша или материк, поверхность, среда, в которой живут насекомые, сажают растения...)
- Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ногами, когда по ней ходим... Вам приходилось где-нибудь наблюдать за землей? Какая она?
Как выдумаете: из чего состоит земля? (Варианты ответов.) Правильно, земля бывает разная. Она состоит из нескольких слоев (Показывает модель почвы из 4-х слоев.)
???- От чего зависит цвет земли? (От того, из чего она состоит.) Сегодня мы начнем изучать землю. С чего мы начнем?... (Обращает внимание детей на черный ящик.) А может ответ на вопрос находится в этом черном ящике? Внимание! Черный ящик. (Дети отгадывают загадки.)
Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
она понадобится сразу. (Глина)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже.
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
- Правильно, сегодня мы будем изучать песок и глину. (Достает их из черного ящика.) Смотрите, здесь есть еще необычное письмо. Интересно, а что в нем написано? (Воспитатель достает из черного ящика письмо, читает его.)
... Здравствуйте, дорогие ребята! Если вам интересно исследовать и узнавать новое, то приглашаем вас посетить нашу лабораторию... Если вы согласны, то начните с просмотра нескольких слайдов. Ваши добрые друзья.
(картинки с песком и глиной- презентация)
Введение в проблему. Создание игровой ситуации.
- Сегодня мы с вами будем исследователями. И отправимся в путешествие с новыми друзьями. Один из них - представитель из страны песка. Значит, его страна называется ... (песочная). И зовут его Магистр Песочных наук. А другой - гость из страны глины. Значит, его страна называется ... (глиняная). Его зовут Профессор Глиняных наук.
- Ребята, с нашими героями произошла забавная история. Встретились они друг с другом и стали спорить: кто из них важнее. Давайте поможем им решить спор. Мы с вами отправимся в лабораторию, где будем исследовать песок и глину. А потом ответим на вопрос: кто из наших друзей главнее.
Ребята, вы обратили внимание , что вы сегодня одеты необычно, это потому, что мы отправимся в лабораторию.
А кто знает как надо вести себя в лаборатории? (В лаборатории нужна строгая дисциплина, осторожность и порядок; не надо толкаться, мешать друг другу, громко разговаривать).
Мы сегодня проведем несколько опытов для того , чтобы узнать о свойствах песка и глины.
Опыт №1. Сравнение (сыпучесть).
Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ? ( Ответы детей). Правильно, нам нужно высыпать на лист бумаги песок. Легко ли сыплется?
Дети. Легко.
Воспитатель. Почему?
Дети. Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий.
Воспитатель. Правильно, это песок. А теперь возьмите стаканчик с коричневой полоской и высыпайте на тарелочку. Легко ли сыплется?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему это вещество не сыплется?
Дети. Потому что оно тяжелое, вязкое.
Воспитатель. Что это за вещество?
Дети. Это глина.
Воспитатель. Правильно, ребята, это глина. Песок рыхлый в отличие от глины.
Воспитатель. Ребята, что же мы с вами исследуем?
Дети. Песок, глину.
Опыт №2 - рассматривание песка через лупу.
Воспитатель. Ребята, как нам узнать, из чего состоит песок? ( Нужно рассмотреть через лупу).
Воспитатель. Ребята, из чего же состоит песок? Что вы увидели?
Дети. Песок состоит из крупинок и песчинок.
Воспитатель. Как выглядят песчинки?
Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.
Воспитатель. А теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички на глине?
Дети. Нет!
Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не прилипает к своим соседкам. А глина состоит из мелких частичек, из которых получаются комочки.
Воспитатель. Итак, эти вещества разные или одинаковые? (Разные).
Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая.
Опыт №3 (определение плотности и тяжести)
Воспитатель. Сейчас проведем следующий опыт. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?
Дети. Влажным. Мокрым.
Воспитатель. А куда исчезла вода?
Дети. Она быстро спряталась в песок.
Воспитатель. Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной.
Следим, как водичка впитывается в глину. Быстро или медленно?
Дети. Вода впитывается в глину медленно.
Воспитатель. Почему?
Дети. Глина вязкая, тяжелая.
Воспитатель. Итак, как прошла вода через песок и глину?
Дети. Песок легкий, сыпучий. Он быстро впитывает воду, а глина тяжелая и вязкая, воду впитывает медленно.
Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ)
(Рассказ воспитателя) с показом видео
В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь выползают. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. Хотите устроить песчаную бурю в трехлитровой банке?
Опыт №4
Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.
Что происходит с песчинками? Почему?
А с кусочками глины? Почему?
ВЫВОД: песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.
Обобщение: песок- сыпучий, легкий, рыхлый, состоит из прозрачных крупинок, быстро пропускает воду
Глина: несыпучая, тяжелая, липкая, вязкая, состоит из больших крупинок и комочков, с трудом пропускает воду.
Физминутка
Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)
Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)
Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)
Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)
Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)
Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)
И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)
Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)
Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)
Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)
Вот и спряталось за тучи, (приседаем)
Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)
Беседа:
- Можно ли рисовать на песке и глине? (Можно.)
Вспомните ребята мы с вами на прогулке, летом рисовали на песке. Чем рисовали?
А на глине где мы с вами рисовали? Чем рисовали?
- Можно ли лепить из песка и глины? Вывод: из влажного песка можно сделать куличики и шарики, но он плохо сохраняет форму, разваливается, когда высохнет. Из глины можно что-нибудь слепить Глина хорошо сохраняет форму, пластичная.
Заключительная часть. Повторить свойства песка и глины
Воспитатель (обращается к детям): Ребята сегодня вы побывали в лаборатории и исследовали свойства песка и глины. Теперь вы можете рассказать нашим друзья, что вы узнали нового об этих материалах
( песке и глине).
(Дети составляют небольшие связные рассказы “Что я знаю о песке и глине...”.)
Стихотворение:
1.Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идем играть дружок!
Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок.
3.И смеси и песка,
2.Из красной, красной глины
Ведь можно сделать много,
Много кирпича
Поделки можно сделать,
Посуду налепить
Потом из этой чашки
Водичку можно пить,
Вот насколько глина
Полезной может быть
Нам привезли песок на сад,
Я этому - безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек , загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей - не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
Дети, наши персонажи остались довольны вашими рассказами и стихотворениями которые вы рассказали.
- Итак, наши друзья спорили, кто из них главный. А вы как считаете? (Они оба главные, потому что имеют большое значение в жизни человека.)
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие?
Что больше понравилось?
Что нового сегодня узнали?
Приложение 3
Технологическая карта занятия
ФИО: Гончарук Виктория Валерьевна
Образовательные области: Познавательное развитие