Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса в изучении природы в подготовительной.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 215
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В процессе тестирования не следует торопить ребёнка с ответом. Если ему трудно, используйте дозированную помощь, одобрение: «Молодец, ты обязательно ответишь. Ты всё знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!» Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в протоколе, оцениваются в баллах, подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень.
Оценка результатов деятельности за каждую фразу:
2 балла - ребенок без особого труда справляется с заданием.
1 балл - ребёнок допускает незначительные ошибки при ответе.
0 баллов - ребенок неправильно отвечает на вопрос.
Оценка результатов деятельности за все продолженные фразы:
Высокий уровень знаний (20 баллов) - ребенок без особого труда справляется со всеми фразами.
Средний уровень знаний (16 баллов) – содержание ответа ребенка носит полу причинный характер.
Низкий уровень знаний (15 и менее баллов) - ребенок не может дать правильный ответ.
Результаты констатирующего этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 2.1. и 2.2.
Таблица 2.1.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
в контрольной группе
№ | Имя | Количество баллов за каждый вопрос | Сумма Баллов | Уровень знаний | |||||||||||
1 | Дмитрий А. | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 | С | ||
2 | Таисия А. | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 13 | Н | ||
3 | Захар Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В | ||
4 | Валерия Г. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 17 | С | ||
5 | Арина Г. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 14 | Н | ||
6 | Даниил Д. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 | С | ||
7 | Ксения З. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 17 | С | ||
8 | Илья К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В |
Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.
Высокий уровень - 2 человека, средний уровень - 4 человек, низкий уровень - 2 человека.
Таблица 2.2.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
в экспериментальной группе
№ | Имя | Количество баллов за каждый вопрос | Сумма Баллов | Уровень знаний | |||||||||||
1 | Алиса П. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | С | ||
2 | Арина П. | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 14 | Н | ||
3 | Денис П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В | ||
4 | Инна С. | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 | С | ||
5 | Кирилл Т. | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 13 | Н | ||
6 | Алена Ш. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В | ||
7 | Юля К. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 18 | С | ||
8 | Иван С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В |
Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.
Высокий уровень - 3 человека, средний уровень - 3 человека, низкий уровень - 2 человека.
Сравнительный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента приведен в таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Констатирующий срез | ||||||||||||||
|
Рис 2.1. Результаты констатирующего этапа эксперимента
в контрольной группе
Рис 2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Как видно и в контрольной (20%), и в экспериментальной (30%) группах мало детей показали высокий уровень познавательного интереса. Средний уровень показали 50% дошкольников в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низким уровнем познавательного интереса владели 30% и 30% детей.
Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне экологических знаний по теме, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень познавательного интереса по теме является недостаточным, так как очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах, показали высокий уровень познавательного интереса по данной теме. На формирующем этапе эксперимента с экспериментальной группой был проведен занимательный эксперимент. (Приложение 2).
В ходе формирующего этапа эксперимента мы обращали внимание на то, как подвести детей к нужному выводу, для этого был использован эксперимент, которая способствовал приобретению новых знаний, закреплению имеющихся по теме.
В процессе выполнения работы, мы пришли к выводу, что использование экспериментов как метода в развитии познавательного интереса, способствует формированию экологических знаний, а также повышает эффективность процесса познания. Дети более активно включались в познавательную деятельность, с интересом участвовали в учебном процессе. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Чтобы убедиться в эффективности формирующего эксперимента, был проведён контрольный этап эксперимента. На данном этапе эксперимента было осуществлено повторное тестирование с использованием того же теста.
Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 2.4. и 2.5.
Таблица 2.4.
Результаты контрольного этапа эксперимента
в контрольной группе
№ | Имя | Количество баллов за каждый вопрос | Сумма баллов | Уровень знаний | |||||||||||
1 | Дмитрий А. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 | С | ||
2 | Таисия А. | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 13 | Н | ||
3 | Захар Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В | ||
4 | Валерия Г. | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 | С | ||
5 | Арина Г. | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 14 | Н | ||
6 | Даниил Д. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 | С | ||
7 | Ксения З. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 2 | 17 | С | ||
8 | Илья К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В |
Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.
Высокий уровень - 2 человека, средний уровень - 4 человек, низкий уровень - 2 человека.
Таблица 2.5.
Результаты контрольного этапа эксперимента
в экспериментальной группе
№ | Имя | Количество баллов за каждый вопрос | Сумма баллов | Уровень знаний | |||||||||||
1 | Алиса П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В | ||
2 | Арина П. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 0 | 2 | 17 | С | ||
3 | Денис П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В | ||
4 | Инна С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В | ||
5 | Кирилл Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В | ||
6 | Алена Ш. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В | ||
7 | Юля К. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 19 | С | ||
8 | Иван С. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | В |