Файл: Методические рекомендации по развитию познавательного интереса в изучении природы в подготовительной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


         В процессе тестирования не следует торопить ребёнка с ответом. Если ему трудно, используйте дозированную помощь, одобрение: «Молодец, ты обязательно ответишь. Ты всё знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!» Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в протоколе, оцениваются в баллах, подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень.

Оценка результатов деятельности за каждую фразу:

2 балла - ребенок без особого труда справляется с заданием.

1 балл - ребёнок допускает незначительные ошибки при ответе.

0 баллов - ребенок неправильно отвечает на вопрос.

Оценка результатов деятельности за все продолженные фразы:

Высокий уровень знаний (20 баллов) - ребенок без особого труда справляется со всеми фразами.

Средний уровень знаний (16 баллов) – содержание ответа ребенка носит полу причинный характер.

Низкий уровень знаний (15 и менее баллов) - ребенок не может дать правильный ответ.

Результаты констатирующего этапа эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 2.1. и 2.2.

Таблица 2.1.

Результаты констатирующего этапа эксперимента

в контрольной группе





Имя


Количество баллов за каждый вопрос


Сумма

Баллов


Уровень знаний

1

Дмитрий А.

2

1

1

2

2

1

2

2

2

2

17

С

2

Таисия А.

2

1

0

2

1

1

2

2

0

2

13

Н

3

Захар Б.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В

4

Валерия Г.

2

1

2

2

1

2

2

2

2

1

17

С

5

Арина Г.

1

1

2

2

2

0

2

2

0

2

14

Н

6

Даниил Д.

2

1

2

2

2

0

2

2

2

2

17

С

7

Ксения З.

2

1

2

2

2

2

0

2

2

2

17

С

8

Илья К.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В



Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.

Высокий уровень - 2 человека, средний уровень - 4 человек, низкий уро­вень - 2 человека.

Таблица 2.2.

Результаты констатирующего этапа эксперимента

в экспериментальной группе







Имя

Количество баллов за каждый вопрос

Сумма

Баллов

Уровень знаний

1

Алиса П.

2

1

2

2

2

0

2

2

2

2

18

С

2

Арина П.

2

1

2

2

0

2

2

2

0

2

14

Н

3

Денис П.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В

4

Инна С.

2

1

2

2

0

2

2

2

2

2

17

С

5

Кирилл Т.

2

0

2

2

2

0

2

2

0

2

13

Н

6

Алена Ш.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В

7

Юля К.

2

1

2

2

2

0

2

2

2

2

18

С

8

Иван С.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В



Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.

Высокий уровень - 3 человека, средний уровень - 3 человека, низкий уровень - 2 человека.

Сравнительный анализ результатов констатирующего этапа эксперимента приведен в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

Констатирующий срез


Уровень знаний

Группа

контрольная

Экспериментальная

Высокий

25%

35%

Средний

50%

35%

Низкий

25%

30%








Рис 2.1. Результаты констатирующего этапа эксперимента

в контрольной группе


Рис 2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

Как видно и в контрольной (20%), и в экспериментальной (30%) груп­пах мало детей показали высокий уровень познавательного интереса. Средний уровень показали 50% дошкольников в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низким уровнем познавательного интереса владели 30% и 30% детей.

Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне экологических знаний по теме, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень познавательного интереса по теме является недостаточным, так как очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах, показали высокий уровень познавательного интереса по данной теме. На формирующем этапе эксперимента с экспериментальной группой был проведен занимательный эксперимент. (Приложение 2).

В ходе формирующего этапа эксперимента мы обращали внимание на то, как подвести детей к нужному выводу, для этого был использован эксперимент, которая способствовал приобретению новых знаний, закреплению имеющихся по теме.


В процессе выполнения работы, мы пришли к выводу, что использование экспериментов как метода в развитии познавательного интереса, способствует формированию экологических знаний, а также повышает эффективность процесса познания. Дети более активно включались в познавательную деятельность, с интересом участвовали в учебном процессе. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Чтобы убедиться в эффективности формирующего эксперимента, был проведён контрольный этап эксперимента. На данном этапе эксперимента было осуществлено повторное тестирование с использованием того же теста.

Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 2.4. и 2.5.

Таблица 2.4.

Результаты контрольного этапа эксперимента

в контрольной группе





Имя


Количество баллов за каждый вопрос


Сумма

баллов


Уровень знаний

1

Дмитрий А.

2

1

2

2

2

0

2

2

2

2

17

С

2

Таисия А.

2

1

0

2

0

2

2

2

0

2

13

Н

3

Захар Б.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В

4

Валерия Г.

2

1

2

2

0

2

2

2

2

2

17

С

5

Арина Г.

2

0

2

2

2

0

2

2

0

2

14

Н

6

Даниил Д.

2

1

2

2

2

0

2

2

2

2

17

С

7

Ксения З.

2

1

2

2

2

0

2

2

2

2

17

С

8

Илья К.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В



Условные обозначения: В - высокий уровень, С - средний уровень, Н - низкий уровень.

Высокий уровень - 2 человека, средний уровень - 4 человек, низкий уро­вень - 2 человека.

Таблица 2.5.

Результаты контрольного этапа эксперимента

в экспериментальной группе





Имя


Количество баллов за каждый вопрос


Сумма

баллов


Уровень знаний

1

Алиса П.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В

2

Арина П.

2

1

2

2

2

2

2

2

0

2

17

С

3

Денис П.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В

4

Инна С.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В

5

Кирилл Т.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В

6

Алена Ш.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В

7

Юля К.

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

19

С

8

Иван С.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

20

В