Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогичная схема преступления потенциально заключается в адвалорных ставках на нефтепродукты, под прикрытием которых может транспортироваться нефть недобросовестными участниками ВЭД.

Следующим криминогенным фактором является использование таможенных льгот по реализации нефти, полученной исходя из выполнения договора СРП, а также использование льготного таможенных пошлин для вывоза нефти и нефтепродуктов для нужд российских судов в части рыболовства.

В рамках единого экономического пространства России и ряда других государств (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия) в силу договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. на общем рынке нефти и нефтепродуктов отсутствуют количественные ограничения и вывозные таможенные пошлины. Однако существуют ввозные таможенные пошлины, установленные Единым таможенным тарифом. Таможенная пошлина на большинство нефтепродуктов составляет 5% от их таможенной стоимости. Естественно, таможенные стоимости нефтепродуктов различны, следовательно, разница в величине таможенной пошлины к уплате может стать криминогенным фактором для совершения преступлений. В условиях Таможенного союза преступлением рассматриваемой направленности также может являться незаконный реэкспорт нефти и нефтепродуктов.

Судебным органом ЕАЭС, рассматривающим дела о нарушениях в деятельности Союза, является суд ЕАЭС. Главной целью суда является обеспечение единообразия применения государствами-членами и органами Союза договора, международных соглашений в рамках Союза, с третьей стороной или органами Союза. В компетенции суда находится: рассмотрение заявлений о нарушении соглашения от стран-участниц, а также от хозяйствующих субъектов. В случае нарушения договоров на поставку нефтепродуктов (в том числе незаконный реэкспорт и изменения таможенной ставки) между странами - участницами ЕАЭС дело может быть рассмотрено в суде.

Таким образом, различия в таможенных пошлинах на группы нефтепродуктов, схожий вид и состав нефтепродуктов (например, моторных масел), условия перемещения нефти и нефтепродуктов в рамках экономической интеграции, схемы и способы незаконного перемещения товаров - данные условия учитываются при организации оперативно-розыскной деятельности (ОРД) таможенных органов. Также для противодействия противоправным действиям следует учитывать криминогенную обстановку в регионе деятельности органов ОРД, динамику выявленных преступных действий и группировок.

По данным ЦЭТ, в 2016 г. наблюдается увеличение количества случаев уклонений от уплаты таможенных платежей, сумма которых составляет 276,5 млн руб., что больше данного показателя в 2015 г.[13] Основное количество преступлений связано с экспортом нефти и нефтепродуктов (69% возбужденных ЦЭТ дел). Значительная доля преступлений совершается организованными группами и в крупных размерах.


Специфической чертой рассматриваемых преступлений в России является направленность ОПГ на нелегальный вывоз энергетических ресурсов. В сфере ВЭД организованные группы отличаются сложной иерархией и распределением функций между участниками. Так, одни лица занимаются непосредственной организацией преступного деяния, вторые - транспортировкой, третьи - реализацией продукции и т.п. К тому же организованная преступность в настоящее время выступает скорее уже элементом общества, которому подконтрольны многочисленные финансовые учреждения и который влияет на экономическую и политическую стороны жизни страны. Организованная преступность в сфере национальных ресурсов выступает значительной частью транснациональной организованной преступности.

На динамику преступлений в рассматриваемой сфере в России существенно влияет коррумпированность таможенных органов. По сути, нефтедобывающая отрасль, являющаяся привлекательным объектом для ОПГ, является причиной коррумпированности национальной экономики.

Таможенные органы Российской Федерации проводят широкий круг мероприятий по противодействию преступлениям. Внедрены технологии электронного декларирования товаров, проводятся систематический мониторинг коррупционных рисков, проверки товаров при транспортировке через границу. Однако существует ряд уязвимых мест в организации деятельности таможенных органов. Например, таможенная стоимость транспортируемых товаров, их классификация определяются таможенными подразделениями до их непосредственной транспортировки, и, как было выяснено ранее, таможенная стоимость может выступить инструментом преступления. В сочетании с коррумпированностью регуляторных органов данные обстоятельства представляют угрозу правопорядку. В аналогичном контексте уязвимыми являются процедуры таможенного оформления, досмотра и проверки, подразделения по сбору и хранению информации о недобросовестных участниках ВЭД.

Еще одним фактором, в существенной степени усложняющим работу таможенных органов, является высокая латентность преступлений. Данный фактор обусловливает сложность выявления преступлений, так как участники ВЭД, используя свои деловые связи, вовлекая в преступные деяния представителей власти, обладая высоким уровнем знаний специфики рынка, несовершенств законодательства, а также информацией о вопросах правоприменительной практики, создают видимость законности осуществляемых сделок. Выявить противоправные признаки в процессе таможенного декларирования становится весьма затруднительно. Также латентность обусловливает то, что нарушители постоянно совершенствуют способы и схемы преступной деятельности. Развитие криминогенных факторов в области перемещения нефти и нефтепродуктов обусловили события переходной экономики в России, в результате чего данные операции начали контролировать криминальные структуры.


Также среди мер таможенного регулирования существует серьезный недостаток, который, по сути, являясь мерой противодействия преступлениям, выступает фактором их развития. Так, высокие сложности в привлечении лиц к уголовной ответственности за противозаконную транспортировку нефтепродуктов через таможенные границы создает трудности в доказывании преступного умысла. Данное обстоятельство можно объяснить возможностями ОПГ в лоббировании своих интересов в государственных структурах, в частности в таможенных органах.

Приведем пример правового барьера в организации оперативно-розыскной деятельности таможенных органов. Статья 188 УК РФ об ответственности за контрабанду утратила силу 8 декабря 2011 г. Далее почти год контрабанда не могла быть признана таможенными органами как преступление, потому что ответственность за нее вновь была введена только в сентябре 2012 г. в ст. 226.1 УК РФ. Также стоит отметить, что к компетенции оперативных подразделений таможенных органов до 2013 г. были отнесены составы ст. 194 и 226.1 УК РФ, что не предусматривает случаев, когда преступление совершается через фирму-однодневку (ст. 173.1 - 173.2 УК РФ), легализации преступных денежных средств (ст. 174, 174.1 УК РФ). Только после 2013 г. в компетенцию органов вошли данные составы.

Также среди недостатков в организации ОРД таможенных органов можно отметить следующие: недостаточный уровень квалификации сотрудников таможен, нехватка специалистов в данной области; недостаточное количество сотрудников, ответственных за задачи ТЭК, неравномерное распределение нагрузки и задач между ними; недостаточное взаимодействие между подразделениями таможенных органов; слабое оборудование и оснащение необходимыми средствами таможенных пунктов для организации процедуры осмотра и отбора товаров и продукции ТЭК для проверки; недостаточное обеспечение сотрудников таможен информационными средствами для сбора, хранения и использования информации в целях противодействия ОПГ. Также можно отметить нерациональную организацию работы ЦЭТ и оперативных подразделений региональных таможенных органов, в поле зрения которых могут попадать одни обстоятельства преступления[14].

Таким образом, в Российской Федерации в настоящее время наблюдается ситуация, когда действия государственных таможенных органов, организация их работы, законодательная база и правоприменительная практика в таможенной сфере, коррумпированность власти, высокое развитие организованных преступных групп и широкий круг их возможностей, сырьевая направленность экономики страны, а также исторически сложившиеся условия создают угрозу национальной безопасности России и предпосылки для совершения преступлений, в частности, при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенные границы. Существование многочисленных схем осуществления данных преступлений, наличие недостатков в организации оперативно-розыскной деятельности таможенных органов приносят ущерб бюджету страны. В сложившихся условиях необходима активная деятельность государства по противодействию незаконным действиям с бюджет образующими ресурсами страны.


2.2 Оперативно-розыскная деятельность в местах лишения свободы

Реформирование уголовно-исполнительной системы России, осуществляемое в настоящее время, не обошло вниманием и сферу оперативно-розыскной деятельности. Общее смягчение государственной карательной политики привело к значительному сокращению количества лиц, находящихся в местах лишения свободы, и вместе с тем обусловило рост криминогенной составляющей спецконтингента, его повышенной степени опасности, насилия, агрессивности.

Общие тенденции развития страны свидетельствуют, что в ближайшем будущем новый всплеск преступности станет реальной опасностью. К основным причинам этого негативного явления, по оценкам специалистов, отнесены дальнейшее социальное расслоение общества, прогнозируемая массовая безработица, общие закономерности развития социальных государств[15].

Вполне обоснованно, что в условиях неоднозначных перспектив социально-экономического развития общества оперативным сотрудникам УИС необходимо искать новые подходы, формы, средства и методы в удовлетворении общественных запросов по обеспечению безопасности общества, государства и противодействия преступности.

На необходимость адекватного реагирования на любые криминальные проявления неоднократно указывалось Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Например, в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации[16] российским лидером подчеркнута необходимость предупреждения, выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений; преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина.

Оперативно-розыскная деятельность немыслима без информационных процессов и связей, составляющих основу информационного обеспечения работы оперативных подразделений, к компетенции которых отнесено получение различной по содержанию информации. При этом ее потоки ориентированы на сугубо специфичные цели и задачи. Отсюда неотъемлемым компонентом ОРД, ее прочным фундаментом, как известно, выступает информационно-аналитическое обеспечение, без которого решение насущных задач в борьбе с преступностью не представляется возможным.


Очевидность данного тезиса на сегодняшний день сомнений не вызывает, что находит подтверждение в теории ОРД, где научные и прикладные основы информационно-аналитического обеспечения ОРД на протяжении десятилетий подробно и успешно разрабатывались многими исследователями.

В этом контексте следует подчеркнуть, что достижение целей уголовно-исполнительного законодательства (ст. 1 УИК РФ) - исправление осужденных и предупреждение совершения ими новых преступлений - находится в прямой зависимости от качества информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений. Оно оказывает существенное влияние на конечный результат реализации государственной уголовно-исполнительной политики.

Уместно указать на наличие прямой зависимости объема и содержания оперативно-розыскной информации и направленности оперативно-розыскных действий, применения специфичных сил, средств и методов, выбора оперативно-тактических приемов и способов для решения задач ОРД как способа управления и организации данного процесса. Проведенные нами исследования в этом направлении показали, что лишь 68% опрошенных нами оперативных сотрудников в ИК считают, что владеют полной и достаточной информацией, необходимой для решения поставленных задач, соответственно - 88% - в ГУФСИН (УФСИН) субъекта РФ и 64% - во ФСИН России.

Полученные результаты подтверждают вывод о том, что оперативные сотрудники не всегда представляют, где и как следует организовывать информационно-аналитическую работу по сбору необходимых сведений; с помощью каких сил, средств и методов ОРД обеспечивается оперативное обслуживание объектов, на какие факты, события, признаки преступного поведения, представляющие оперативный интерес, им следует обращать особое внимание.

Между тем информационно-аналитическое обеспечение представляет собой целенаправленный, непрерывный процесс по удовлетворению потребностей оперативных подразделений специально уполномоченными субъектами по получению, добыванию, фиксации, систематизации, анализу и оценке оперативно-розыскной информации и принятию на этой основе соответствующих решений[17].

К числу характерных признаков информационно-аналитического обеспечения, как следует из приведенного определения, относится комплекс специальных мер по созданию системы оперативно-розыскной информации.

Организационным элементом следует называть осознанную целенаправленную деятельность по созданию структурно обособленных специализированных подразделений (групп) оперативно-розыскной информации, ориентированных на интеллектуальную работу с информационными ресурсами. Структурное обособление таких подразделений детерминировано особым характером этой деятельности, заключающейся в сборе, обработке, накоплении и предоставлении информации, представляющей оперативный интерес.