Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы вызвана тем, что в Российской Федерации в последнее время в связи с повышением требований судов к качеству доказательственной базы по уголовным делам увеличилось число случаев исключения судами доказательств, полученных в результате проведения оперативно-разыскных мероприятий. Складывающаяся следственно-судебная практика позволила определить ряд проблем, связанных с использованием материалов, полученных при проведении оперативно-разыскных мероприятий, в доказывании вины по уголовному делу.

Объектом курсового исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления оперативно-разыскной деятельности в РФ.

Предметом являются нормы законодательства, а также работы ученых, исследовавших данный институт в науке уголовно-процессуального права РФ.

Целью данной работы является системный анализ правового регулирования оперативно-разыскной деятельности.

Для достижения указанной цели исследования необходимо выполнить задачи:

- изучить материалы оперативно-разыскной деятельности как доказательства;

- определить особенности использования материалов оперативно-разыскной деятельности;

- проанализировать особенности организации оперативно-розыскной деятельности таможенных органов Российской Федерации по пресечению незаконного перемещения нефти и нефтепродуктов;

- рассмотреть оперативно-разыскную деятельность в местах лишения свободы.

Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Среди авторов можно выделить: Трубникову Т.В. Соломатину Е.А., Трощанович А.В., Куракина А.В., Адмиралову И.А., Бондарь Т.И., и др.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ, ЗАДАЧ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Материалы оперативно-розыскной деятельности как доказательства


Оперативно-розыскное мероприятие как способ установления лица, совершившего преступление, и как инструмент фиксации факта преступной деятельности определенного лица (лиц) наиболее часто осуществляется по делам о преступлениях коррупционной направленности (получение взятки, дача взятки, посредничество в даче и получении взятки), вымогательстве, мошенничестве, экстремизме, терроризме, незаконном обороте наркотических средств и огнестрельного оружия и другим, относящимся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

Возбуждение уголовных дел названной категории, как правило, предваряется проведением оперативно-разыскных мероприятий.

Под органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, в Российской Федерации понимаются учреждения правоохранительной системы, сотрудники которых наделены правом на проведение оперативно-разыскных мероприятий, имеющие статус юридического лица (например, главные управления, управления и отделы МВД России, Управления ФСБ России).

Основной правовой базой оперативно-разыскной деятельности являются Конституция Российской Федерации[1], Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.[2], другие подзаконные нормативные акты федеральных органов государственной власти.

Вышеназванный Закон определяет, что результаты оперативно-разыскных мероприятий передаются следователю, органу дознания или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, и в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами. В частности, нарушение положений Инструкции[3] о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, утвержденной совместным Приказом МВД Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68, в процессе подготовки и представления результатов оперативно-разыскной деятельности органу, осуществляющему предварительное следствие, может повлечь в суде признание доказательств, сформированных на их основе, недопустимыми.


Согласно названной Инструкции представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты оперативно-разыскной деятельности должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, содержать все сведения о порядке проведения оперативного мероприятия, способах документирования преступного деяния, используемых в процессе документирования, средствах объективного контроля, носителях полученной информации и всех иных фактах, имеющих значение при принятии решения о возбуждении уголовного дела.

Анализ практики расследования уголовных дел в подразделениях Следственного комитета России, возбуждение которых предрешалось проведением оперативно-разыскных мероприятий, позволил в процессе выработки методических рекомендаций выделить наиболее типичные ошибки[4], такие, как:

- оформление документов, связанных с проведением оперативно-разыскного мероприятия, не уполномоченным на то должностным лицом;

- отсутствие оснований, предусмотренных законом, для проведения оперативно-разыскного мероприятия, например по преступлению, отнесенному к категории небольшой тяжести;

- отсутствие решения суда на проведение оперативно-разыскного мероприятия в отношении лица, обладающего особым правовым статусом;

- неверное отражение в документах оперативно-разыскной деятельности статуса участвующих в нем лиц;

- провокация преступления;

- неверное название проводимого оперативно-разыскного мероприятия;

- незаконный досмотр лица;

- отсутствие постановления о предоставлении результатов оперативно-разыскной деятельности;

- отсутствие некоторых документов по фиксации результатов оперативно-разыскной деятельности;

- неправильное оформление изъятых документов, включая технические ошибки и исправления;

- несоблюдение требований закона к упаковке различных носителей информации, вещественных доказательств, изъятых в ходе проведенного оперативного мероприятия;

- отсутствие в постановлении о представлении результатов оперативно-разыскной деятельности перечня представляемых документов, предметов.

Таким образом, наиболее распространенной проблемой использования в доказывании по уголовным делам результатов оперативно-разыскной деятельности являются ошибки, допущенные при оформлении материалов ОРМ.


1.2 Особенности использования материалов оперативно-розыскной деятельности

Практика показывает, что значительное количество ошибок, нарушений закона, допускаемых органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, отражается в оперативно-служебных документах, представляемых следователю. Эти документы после их передачи содержатся в материалах уголовного дела, носят открытый характер, в связи с чем допущенные в них ошибки могут быть использованы стороной защиты с целью признания их недопустимыми доказательствами, что, в свою очередь, влечет исключение из числа доказательств и других, полученных в ходе предварительного следствия на основе материалов оперативно-разыскной деятельности.

В Следственном комитете России выработан определенный алгоритм действий следователя по оценке представленных следователю результатов оперативно-разыскных мероприятий и их носителей на предмет соответствия их требованиям законодательства и возможности их использования в ходе уголовного судопроизводства, в том числе с учетом требований, предъявляемых к этой деятельности Европейским судом по правам человека[5].

Во-первых, анализируя представленные материалы, следователь должен проверить, уполномоченным ли органом (должностным лицом) проведено каждое оперативно-разыскное мероприятие с учетом компетенции указанных органов, зафиксированной в федеральных законах, регламентирующих их деятельность.

Во-вторых, следователю необходимо оценить, проведены ли оперативно-разыскные мероприятия, предусмотренные Законом "Об оперативно-розыскной деятельности", во всех ли оперативно-служебных документах фигурируют те названия оперативно-разыскных мероприятий, которые перечислены в ст. 6 названного Закона. Для использования в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-разыскных мероприятий важное значение имеет правильное их наименование, например, недопустимым является проведение контрольной закупки вместо проверочной закупки и эксперимента вместо оперативного эксперимента.

В-третьих, следователю необходимо проконтролировать, имелись ли у оперативных сотрудников основания для производства оперативно-разыскных мероприятий и соответствуют ли основания, указанные в представляемых оперативно-служебных документах, требованиям Закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

В-четвертых, оценивая представленный материал, следователь должен проверить, соблюдены ли условия для производства оперативно-разыскного мероприятия, которые можно разделить на три группы:


- необходимость вынесения постановления о проведении оперативно-разыскного мероприятия;

- необходимость получения разрешения суда на проведение оперативно-разыскного мероприятия;

- необходимость составления протокола по результатам проведения оперативно-разыскного мероприятия[6].

Статья 8 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" содержит четкий перечень оперативно-разыскных мероприятий, проведение которых осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, - это оперативный эксперимент, оперативное внедрение, проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен. Иные, перечисленные в законе оперативно-разыскные мероприятия не требуют вынесения отдельного постановления для их проведения.

Данным постановлением действия такого лица заранее устанавливаются как совершаемые в рамках оперативного мероприятия и отграничиваются от действий, совершаемых им от своего имени. После вынесения постановления лицо получает правовую возможность избежать уголовного преследования за совершение действий, формально подпадающих под признаки уголовно наказуемого деяния, но необходимых для документирования фактов преступной деятельности объекта оперативной разработки.

Подлинный экземпляр постановления о производстве одного из вышеперечисленных оперативно-разыскных мероприятий, согласно п. 10 Инструкции, должен передаваться следователю при представлении результатов оперативно-разыскной деятельности.

Как правило, норму закона о необходимости вынесения постановления для проведения оперативно-разыскного мероприятия знают и правильно применяют на практике сотрудники оперативных подразделений. Однако известны случаи, когда доказательства, полученные в ходе оперативно-разыскного мероприятия, требующего вынесения постановления для своего проведения, были признаны судом недопустимыми из-за нарушения нормы ст. 8 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Пример из практики: оперуполномоченным вынесено и согласовано с руководителем постановление о проведении оперативного эксперимента в отношении объекта оперативной разработки. При этом в резолютивной части постановления была указана конкретная дата, когда оперативный эксперимент должен был проводиться. В обозначенный в постановлении день оперативный эксперимент проведен не был, так как объект оперативной разработки перенес встречу на другое число. Во вновь определенный день оперативный эксперимент был проведен, а полученная в ходе него информация положена в основу доказательств по уголовному делу. При этом новое постановление о проведении оперативного эксперимента на новую дату не выносилось. Оперативный сотрудник действовал на основании первоначального постановления.