Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативно-розыскная информация, как правило, поступает заинтересованному субъекту в разрозненном виде. Получение неизвестных ранее оперативным сотрудникам сведений, фактов осуществляется непрерывно (в ходе осуществления ОРМ, ведения дел оперативного учета (ст. 10), привлечения граждан и должностных лиц к содействию на началах гласности, добровольности, возмездной и безвозмездной основе и др.). Наиболее рациональным способом сохранения и систематизации получаемых разрозненных сведений становится создание банков и баз данных соответствующих учетов. Причем в таких учетах должна содержаться не только информация, которая актуальна на данный момент, но и представляющая потенциальный оперативный интерес.

Информационный импульс является основой всех вариантов инноваций, модернизаций и улучшений деятельности оперативных подразделений органов и учреждений УИС. Приоритетным направлением является определение источников, видов и способов получения различного рода информации и их носителей, обработки поступающей информации, систематизации, оценки, преобразования в виды и формы, необходимые для последующего анализа и подготовки оптимальных решений в сфере исполнения наказаний.

Информационные подходы к решению вопросов обеспечения безопасности отмечены в ряде иностранных государств. Так, Федеральным бюро тюрем Соединенных Штатов Америки внедрены в практику федеральных исправительных учреждений банки данных криминологической и оперативно-розыскной информации, представляющие собой базы данных автоматизированных информационных систем непрерывного контроля поведения заключенных[18].

Это "Система внутреннего управления поведением совершеннолетних заключенных", содержанием которой выступает систематизированная информация, представляющая оперативный интерес об исходных факторах риска заключенного в условиях нахождения в местах изоляции от общества, а также результаты его комплексного изучения с использованием средств и методов познания противоправного поведения. Результатом анализа является составление криминологического профиля вероятного поведения индивида в условиях конкретного исправительного учреждения.

Иное назначение имеет "Система классификации заключенных", специализирующаяся на дифференциации заключенных. Выделены группы заключенных высокого риска; потенциальные жертвы противоправных посягательств; страдающие психическими заболеваниями; нарушители установленного порядка содержания, как представляющие общественную опасность, так и без таковой; склонные к совершению преступлений сексуального характера; лица с нарушениями развития, признанные инвалидами. Накопленные знания имеют важнейшее методологическое значение: обосновывают проведение конкретных режимных мероприятий, применение специальных средств и методов эффективного воздействия на противоправное поведение заключенного. На основании разработанных комплексных методик изучения фоновых факторов поведения и истории правонарушений система обеспечивает персонал учреждения инициативными подробными инструкциями и рекомендациями[19].


Накопленные за последние годы пенитенциарной оперативно-розыскной практикой генерируемые данные наряду с общей задачей обеспечения безопасности в местах лишения свободы создают реальные предпосылки для проведения их последующего анализа, обобщения и получения качественно новой информации. Значительная их часть используется для борьбы с преступностью или ее профилактики.

В современном мире вряд ли осталась хоть одна сфера человеческой деятельности, в которую цифровые технологии не принесли кардинальных изменений. Пенитенциарной службой Канады цифровые технологии используются в качестве новых инструментов действия, в целях повышения качества принятия управленческих решений в сфере ОРД на основе аналитики данных и оперативно-розыскного прогнозирования. Качественно иные продукты искусственного интеллекта содержат более тридцати параметров и позволяют оценивать риски, более предметно изучать личность преступника, принимать решение об условно-досрочном освобождении, определять качественную и количественную меру наказания[20].

Следует также сказать об определяющей роли ведомственных научно-исследовательских институтов пенитенциарных учреждений иностранных государств, проводящих системные научные исследования инновационных возможностей принятия решений на основе профилирования персональных данных и соблюдения принципа законности.

Таким образом, необходимость концептуальных прорывов в оперативно-розыскной сфере назрела: потоки информации постоянно увеличиваются, объем функциональных обязанностей оперативных сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы также не находится в статичном состоянии, а требования к организации служебной деятельности и эффективному решению оперативно-служебных задач постоянно возрастают.

Заключение

В ходе проведенной работы мы провели анализ правового регулирования оперативно-разыскной деятельности.

Также мы можем сделать следующие выводы.

Наиболее распространенной проблемой использования в доказывании по уголовным делам результатов оперативно-разыскной деятельности являются ошибки, допущенные при оформлении материалов ОРМ.

Материалы практики использования оперативно-разыскных материалов в доказывании вины по уголовному делу показали, что некоторые нарушения можно было выявить уже на первоначальном этапе представления результатов оперативно-разыскной деятельности следователю, а инструментом профилактики подобных нарушений должно стать более тесное взаимодействие подразделений, осуществляющих предварительное следствие, и органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность.


В Российской Федерации в настоящее время наблюдается ситуация, когда действия государственных таможенных органов, организация их работы, законодательная база и правоприменительная практика в таможенной сфере, коррумпированность власти, высокое развитие организованных преступных групп и широкий круг их возможностей, сырьевая направленность экономики страны, а также исторически сложившиеся условия создают угрозу национальной безопасности России и предпосылки для совершения преступлений, в частности, при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенные границы. Существование многочисленных схем осуществления данных преступлений, наличие недостатков в организации оперативно-розыскной деятельности таможенных органов приносят ущерб бюджету страны. В сложившихся условиях необходима активная деятельность государства по противодействию незаконным действиям с бюджет образующими ресурсами страны.

Необходимость концептуальных прорывов в оперативно-розыскной сфере назрела: потоки информации постоянно увеличиваются, объем функциональных обязанностей оперативных сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы также не находится в статичном состоянии, а требования к организации служебной деятельности и эффективному решению оперативно-служебных задач постоянно возрастают.

Список литературы

  1. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Бюллетень международных договоров", N 3, 2001
  2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Российская газета", N 160, 18.08.1995.
  4. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 (ред. от 09.08.2016) "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 218, 21.09.2012.
  5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 277 (ред. от 22.11.2016) "О порядке подтверждения факта добычи и контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 574" (вместе с "Правилами подтверждения факта добычи нефти сырой с вязкостью в пластовых условиях не менее 10000 миллипаскаль-секунд или с особыми физико-химическими характеристиками, добытой на отдельных месторождениях", "Правилами контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую") // "Собрание законодательства РФ", 01.04.2013, N 13, ст. 1578.
  6. Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544) // "Российская газета", N 282, 13.12.2013
  7. Дударец М.А. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов России по защите от преступных посягательств при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенную границу Евразийского экономического союза: Дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2015.
  8. Калужина М.А. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. N 3. С. 38 - 40.
  9. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. N Пр-2685 // СПС "КонсультантПлюс".
  10. Куракин А.В., Адмиралова И.А., Бондарь Т.И., Молянов А.Ю. Административно-правовое регулирование предоставления услуг связи в сфере оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. 2018. N 4. С. 60 - 63.
  11. Овчинский В.С. Криминология цифрового мира. М., 2018. С. 43.
  12. Официальный сайт Научно-исследовательского института исполнения наказаний США. Classification of High-Risk and Special Management Prisoners. URL: https://nicic.gov/classification-high-risk-and-special-management-prisoners-national-assessment-current-practices.
  13. Результаты правоохранительной деятельности Центральной энергетической таможни ФТС РФ. URL: http://cet.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1478:---------2016-----2015-&catid=125:-i-2014-&Itemid=128
  14. Соломатина Е.А., Трощанович А.В. Материалы оперативно-разыскной деятельности как доказательства, проблемы их использования // Российский следователь. 2018. N 2. С. 57 - 61.
  15. Трубникова Т.В. Отграничение провокаций от правомерного оперативно-розыскного мероприятия в практике ЕСПЧ и судов РФ [Электронный ресурс] // URL.: http://livelawyer.ru/ugolovnyj-protsess/rassledovanie/item/784-otgranichenie-provokatsii-ot-pravomernogo-operativno-rozysknogo-meropriyatiya-v-praktike-espch-i-sudov-rf.
  16. Хаустова О.И., Соломатина Е.А., Трощанович А.В. Вопросы выявления провокаций преступления, допущенных сотрудниками правоохранительных органов при проведении ОРМ: Учебно-методические материалы / Под ред. А.М. Багмета. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 6 - 34.
  17. Яковец Е.Н. Основы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности. М., 2009. С. 370.
  18. Justice Trends Magazine. Corrections and Digital Technology: An introduction to data analytics and predictive capabilities. URL: http://justice-trends.press/corrections-and-digital-technology-an-introduction-to-data-analytics-and-predictive-capabilities/.
  19. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 460-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Букреева Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 5, 11 и 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и пунктом 13 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд // Консультант-Плюс.
  20. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2018 N Ф01-1306/2018 по делу N А29-9496/2016 // Консультант-Плюс.

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

  2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности" // "Российская газета", N 160, 18.08.1995.

  3. Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27.09.2013 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 N 30544) // "Российская газета", N 282, 13.12.2013

  4. Хаустова О.И., Соломатина Е.А., Трощанович А.В. Вопросы выявления провокаций преступления, допущенных сотрудниками правоохранительных органов при проведении ОРМ: Учебно-методические материалы / Под ред. А.М. Багмета. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. С. 6 - 34.

  5. Соломатина Е.А., Трощанович А.В. Материалы оперативно-разыскной деятельности как доказательства, проблемы их использования // Российский следователь. 2018. N 2. С. 57 - 61.

  6. Куракин А.В., Адмиралова И.А., Бондарь Т.И., Молянов А.Ю. Административно-правовое регулирование предоставления услуг связи в сфере оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. 2018. N 4. С. 60 - 63.

  7. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.04.2018 N Ф01-1306/2018 по делу N А29-9496/2016 // Консультант-Плюс.

  8. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 460-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Букреева Владимира Викторовича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 5, 11 и 12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и пунктом 13 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд // Консультант-Плюс.

  9. "Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Бюллетень международных договоров", N 3, 2001

  10. Трубникова Т.В. Отграничение провокаций от правомерного оперативно-розыскного мероприятия в практике ЕСПЧ и судов РФ [Электронный ресурс] // URL.: http://livelawyer.ru/ugolovnyj-protsess/rassledovanie/item/784-otgranichenie-provokatsii-ot-pravomernogo-operativno-rozysknogo-meropriyatiya-v-praktike-espch-i-sudov-rf.

  11. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 (ред. от 09.08.2016) "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 218, 21.09.2012.

  12. Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 277 (ред. от 22.11.2016) "О порядке подтверждения факта добычи и контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 574" (вместе с "Правилами подтверждения факта добычи нефти сырой с вязкостью в пластовых условиях не менее 10000 миллипаскаль-секунд или с особыми физико-химическими характеристиками, добытой на отдельных месторождениях", "Правилами контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую") // "Собрание законодательства РФ", 01.04.2013, N 13, ст. 1578.

  13. Результаты правоохранительной деятельности Центральной энергетической таможни ФТС РФ. URL: http://cet.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1478:---------2016-----2015-&catid=125:-i-2014-&Itemid=128

  14. Дударец М.А. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов России по защите от преступных посягательств при перемещении нефти и нефтепродуктов через таможенную границу Евразийского экономического союза: Дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2015.

  15. Овчинский В.С. Криминология цифрового мира. М., 2018. С. 43.

  16. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. N Пр-2685 // СПС "КонсультантПлюс".

  17. Яковец Е.Н. Основы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности. М., 2009. С. 370.

  18. Официальный сайт Научно-исследовательского института исполнения наказаний США. Classification of High-Risk and Special Management Prisoners. URL: https://nicic.gov/classification-high-risk-and-special-management-prisoners-national-assessment-current-practices.

  19. Калужина М.А. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. N 3. С. 38 - 40.

  20. Justice Trends Magazine. Corrections and Digital Technology: An introduction to data analytics and predictive capabilities. URL: http://justice-trends.press/corrections-and-digital-technology-an-introduction-to-data-analytics-and-predictive-capabilities/.