Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 548
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Виды социальных норм первобытного общества
Восточный путь возникновения государства
Западный путь возникновения государства
Суть договорной теории происхождения государства
В чем заключается главная идея договорной теории
Авторы теоретических положений
Преимущества и недостатки теории
Что такое теория насилия происхождения государства
Видные представители теории насилия
Первоначальные факторы теории насилия
Преимущества и недостатки теории
Материалистическая теория происхождения государства — описание
Преимущества и недостатки теории
Суть психологической теории происхождения государства
Достоинства и недостатки теории
Проблемы объективности и субъективности психологической теории
Роль теории для современной науки
Точки зрения и мнения о теологической идее
Виды монархий По объему ограничений
Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы
1.Система права и правовые системы
Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
В рамках психологической теории формирования государства отчасти объективно учитываются процессы, происходящие в сфере права и его урегулирования. Методы социологического познания, являющиеся центральными в психологических исследованиях государства, имеют большое значение для ученых, ведь основываются на реальных жизненных человеческих примерах.
Субъективность психологической теории заключается в размывании границ понятия «право», которое в данной дискуссии теряет признаки правомерного и неправомерного поведения, законного и незаконного исполнения положений.
Примечание
Психология человека в теории крутится вокруг импульсов, эмоций и переживаний, которые в период становления теории не разделялись, но со временем были выявлены как совершенно разные психические величины. Психика людей, разделяющаяся на эмоциональную, волевую и мыслительную сферы, подвержена использованию их всех, но в разной степени. Именно люди с особо развитыми волевыми качествами вставали у руля племен, союзов и государств.
Психологическая теория выступает за разделение людей на управляющий и управляемый слои, забывая о злоупотреблении властью и полномочиями, а также о существовании не классифицируемых элементов общества, считающихся анархичными и не поддающихся подобному делению.
Теория, которая основывается на психологии человека, делая его заложником эмоций и переживаний, опирается на социальную сферу общества больше, чем на остальные, забывая о влиянии на общество экономических и политических, а также культурных проблем.
Ко всему прочему, психологическая теория не имеет прочной нормативной базы, в связи с чем юридические споры решаются по большей части в пользу политически и экономически сильных субъектов.
Роль теории для современной науки
Современная наука не считает психологическую или любую другую из теорий единственно верной. Практически каждая из теорий появления государства и права впадает в одну из крайностей.
Психология человека, несомненно, повлияла на его стремление к организации, выделению управленцев, принятии договорного права. Однако, на формирование государства, помимо этого, также влияют и другие факторы: политические, экономические, социальные, культурные и другие.
Примеры государств
Невозможно выделить государства, образовавшиеся вследствие исключительно психологической концепции его формирования, так как она не может в полной степени объяснить взаимовлияние всех сфер общества.
20.Понятие общества. Основные элементы общества.
Общество -это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих на основе общепризнанных, в том числе общеобязательных норм и ценностей для удовлетворения общих и индивидуальных потребностей.
Общество (в узком смысле слова) - это малая группа или многочисленная масса людей, объединяемая культурными ценностями и проживающая на определенной территории (российское общество, французское общество).
Основные признаки общества.
1.Это совокупность индивидов наделенных сознанием и волей.
2.Наличие объективных постоянно воспроизводящихся общих интересов. Объективный интерес - значит обусловленный биосоциальной и духовной природой человека (продолжение рода, воспитание детей, поддержание правопорядка, производство продуктов питания). Общие интересы - призваны реализовывать государства, а несовпадающие интересы - призваны осуществлять институты гражданского общества.
3.Взаимодействие и сотрудничество (добровольного характера) на базе общих интересов, для реализации общих интересов.
4.Регулированиеинтересов и связей посредством социальных норм, т.е. правил поведения общего характера (религиозных, нравственных, правовых, обычаев, традиций и т.д.).
5.Наличие общепризнанных ценностей.
6.Наличие организованной силы, т.е. власти, которая способна обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность.
7.Способность и реальная возможность к самовоспроизводству (демография) и самообновлению (процесс развития по пути к прогрессу).
Структура общества (Элементы)
1.Социальные общности и группы.
2.Социальные институты и организации.
3.Социальные нормы и ценности.
Социальные общности, группы социальные институты, организации взаимодействуют между собой через социальные нормы и ценности.
Для удовлетворения общезначимых потребностей индивиды объединяются, кооперируются в социальные группы.
Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Имеет собственные интересы и своей деятельностью оказывает влияние на поведение других людей.
Признаки социальной группы.
1.Устойчивость.
2.Однородность.
3.Сплоченность.
Классификация социальных групп.
1.По половому признаку (мужчины и женщины).
2.По возрастному признаку (несовершеннолетние, совершеннолетние и т.д.).
3.По национальному признаку.
4.По профессиональному признаку (юристы, пекари и т.д.).
5.По политическому признаку (либералы, консерваторы, коммунисты и т.д.).
6.По религиозному признаку (православные, мусульмане и т.д.).
7.По территориальному признаку (селяне, горожане, москвичи, сибиряки и т.д.).
Социальные группы создаются объективно (по объективным признакам, например, мужчины и женщины), вне зависимости от сознания.
Потребности социальных групп характеризуются: 1) массовостью; 2) устойчивостью; 3) сопряженностью (удовлетворение одной потребности вызывает целый комплекс других потребностей).
Для осуществления этих потребностей люди создают социальные институты.
Социальный институт в литературе определен двояко (институт от лат. установление):
1) это некое образование (социальное или политическое) - учреждение или организация, созданные для осуществления определенных функций, решения задач;
2) социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности (регулирующих и организующих эту деятельность).
Социальные институты существуют в целях: 1) упорядочения отношений в обществе; 2) управления общественными делами и процессами; 3) разрешения конфликтов; 4) поддержания порядка; 5) достижения определенных целей.
Социальные институты возникают не только сознательно и стихийно. Социальные институты возникают с объективной необходимостью в силу экономических, биологических, политических, социальных причин.
К социальным институтам относятся: семья, государство, право, политические партии, религия, мораль и т.д.
Социальные ценности - это конечные основания целеполагания, рационально не расщепляемые (объясняемые) до конца и общепризнанные. Ценности лежат в основе социальных институтов, социально-нормативного регулирования.
Социальные нормы - это правила поведения людей, регулирующих отношения в соответствии с общепризнанными ценностями. Одни социальные нормы действуют в силу общепризнанности, а другие действуют в силу всеобщей обязательности, которая обеспечена государством (нормы права).
Виды социальных норм:
1. обычаи – правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку.
2. нравы – правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение.
3. традиции – правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ жизни).
4. религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру.
5. корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений.
6. политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу госуд-ой власти.
7. мораль – правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и иных субъектов.
8. нормы международного права закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях.
21.Нормы поведения и организация власти первобытном обществе.
Характеризуя нормы поведения и организации власти в первобытном обществе вспомним исторические моменты. Первым периодом истории человеческого общества была эпоха первобытнообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда – низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну властью. Основной ячейкой первобытного общества был род.
Род – это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство.
Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родстве, а не общности занимаемой территории. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.
Родовая власть в то время носила сугубо общественный характер. Она исходила от всего рода: все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было.
Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения – обычаями.
Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.
Обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм.
Понятие мононормы разрабатывалось историками первобытного общества и от них перекочевало в отечественную теорию государства и права. Под мононормой понимают нерасчлененное единство моральных, религиозных , правовых и иных норм.
Первобытные обычаи имели несколько характерных признаков:
- они исходили от рода, выражали его волю и интересы и передавались из поколения в поколение. Очевидно, что при таком уровне развития человечества эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей, исполнявших их в силу привычки;
- они соблюдались добровольно; главной гарантией, обусловившей их соблюдение, было внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же не соблюдения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры. Применение этих мер входило в функцию общественной власти;
- в них не проявлялось никаких различий между правами и обязанностями членов общества; право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.
22.Понятие и признаки государства.
Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.