Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 548

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды социальных норм первобытного общества

П ризнаки первобытных обычаев

Восточный путь возникновения государства

Западный путь возникновения государства

Суть договорной теории происхождения государства

В чем заключается главная идея договорной теории

Авторы теоретических положений

Особенности договорной теории

Преимущества и недостатки теории

Примеры государств

Что такое теория насилия происхождения государства

Сущность теории насилия

Видные представители теории насилия

Первоначальные факторы теории насилия

Преимущества и недостатки теории

Материалистическая теория происхождения государства — описание

 Основная суть теории

Представители теории

Преимущества и недостатки теории

Суть психологической теории происхождения государства

Основные теоретики теории

Достоинства и недостатки теории

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Роль теории для современной науки

Примеры государств

Точки зрения и мнения о теологической идее

Представители

Виды монархий По объему ограничений

По традиционному устройству

Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1.Система права и правовые системы

Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

4. Способы доказательства гипотез

Виды правосознания



В рамках психологической теории формирования государства отчасти объективно учитываются процессы, происходящие в сфере права и его урегулирования. Методы социологического познания, являющиеся центральными в психологических исследованиях государства, имеют большое значение для ученых, ведь основываются на реальных жизненных человеческих примерах.

Субъективность психологической теории заключается в размывании границ понятия «право», которое в данной дискуссии теряет признаки правомерного и неправомерного поведения, законного и незаконного исполнения положений.

Примечание

Психология человека в теории крутится вокруг импульсов, эмоций и переживаний, которые в период становления теории не разделялись, но со временем были выявлены как совершенно разные психические величины. Психика людей, разделяющаяся на эмоциональную, волевую и мыслительную сферы, подвержена использованию их всех, но в разной степени. Именно люди с особо развитыми волевыми качествами вставали у руля племен, союзов и государств.

Психологическая теория выступает за разделение людей на управляющий и управляемый слои, забывая о злоупотреблении властью и полномочиями, а также о существовании не классифицируемых элементов общества, считающихся анархичными и не поддающихся подобному делению.

Теория, которая основывается на психологии человека, делая его заложником эмоций и переживаний, опирается на социальную сферу общества больше, чем на остальные, забывая о влиянии на общество экономических и политических, а также культурных проблем.

Ко всему прочему, психологическая теория не имеет прочной нормативной базы, в связи с чем юридические споры решаются по большей части в пользу политически и экономически сильных субъектов.

Роль теории для современной науки


Современная наука не считает психологическую или любую другую из теорий единственно верной. Практически каждая из теорий появления государства и права впадает в одну из крайностей.

Психология человека, несомненно, повлияла на его стремление к организации, выделению управленцев, принятии договорного права. Однако, на формирование государства, помимо этого, также влияют и другие факторы: политические, экономические, социальные, культурные и другие.

Примеры государств


Невозможно выделить государства, образовавшиеся вследствие исключительно психологической концепции его формирования, так как она не может в полной степени объяснить взаимовлияние всех сфер общества.


20.Понятие общества. Основные элементы общества.

Общество -это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих на основе общепризнанных, в том числе общеобязательных норм и ценностей для удовлетворения общих и индивидуальных потребностей.

Общество (в узком смысле слова) - это малая группа или многочисленная масса людей, объединяемая культурными ценностями и проживающая на определенной территории (российское общество, французское общество).

Основные признаки общества.

1.Это совокупность индивидов наделенных сознанием и волей.

2.Наличие объективных постоянно воспроизводящихся общих интересов. Объективный интерес - значит обусловленный биосоциальной и духовной природой человека (продолжение рода, воспитание детей, поддержание правопорядка, производство продуктов питания). Общие интересы - призваны реализовывать государства, а несовпадающие интересы - призваны осуществлять институты гражданского общества.

3.Взаимодействие и сотрудничество (добровольного характера) на базе общих интересов, для реализации общих интересов.

4.Регулированиеинтересов и связей посредством социальных норм, т.е. правил поведения общего характера (религиозных, нравственных, правовых, обычаев, традиций и т.д.).

5.Наличие общепризнанных ценностей.

6.Наличие организованной силы, т.е. власти, которая способна обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность.

7.Способность и реальная возможность к самовоспроизводству (демография) и самообновлению (процесс развития по пути к прогрессу).



Структура общества (Элементы)

1.Социальные общности и группы.

2.Социальные институты и организации.

3.Социальные нормы и ценности.

Социальные общности, группы социальные институты, организации взаимодействуют между собой через социальные нормы и ценности.

Для удовлетворения общезначимых потребностей индивиды объединяются, кооперируются в социальные группы.

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Имеет собственные интересы и своей деятельностью оказывает влияние на поведение других людей.

Признаки социальной группы.

1.Устойчивость.

2.Однородность.

3.Сплоченность.

Классификация социальных групп.

1.По половому признаку (мужчины и женщины).

2.По возрастному признаку (несовершеннолетние, совершеннолетние и т.д.).

3.По национальному признаку.

4.По профессиональному признаку (юристы, пекари и т.д.).

5.По политическому признаку (либералы, консерваторы, коммунисты и т.д.).

6.По религиозному признаку (православные, мусульмане и т.д.).

7.По территориальному признаку (селяне, горожане, москвичи, сибиряки и т.д.).

Социальные группы создаются объективно (по объективным признакам, например, мужчины и женщины), вне зависимости от сознания.

Потребности социальных групп характеризуются: 1) массовостью; 2) устойчивостью; 3) сопряженностью (удовлетворение одной потребности вызывает целый комплекс других потребностей).

Для осуществления этих потребностей люди создают социальные институты.

Социальный институт в литературе определен двояко (институт от лат. установление):

1) это некое образование (социальное или политическое) - учреждение или организация, созданные для осуществления определенных функций, решения задач;

2) социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности (регулирующих и организующих эту деятельность).

Социальные институты существуют в целях: 1) упорядочения отношений в обществе; 2) управления общественными делами и процессами; 3) разрешения конфликтов; 4) поддержания порядка; 5) достижения определенных целей.


Социальные институты возникают не только сознательно и стихийно. Социальные институты возникают с объективной необходимостью в силу экономических, биологических, политических, социальных причин.

К социальным институтам относятся: семья, государство, право, политические партии, религия, мораль и т.д.

Социальные ценности - это конечные основания целеполагания, рационально не расщепляемые (объясняемые) до конца и общепризнанные. Ценности лежат в основе социальных институтов, социально-нормативного регулирования.

Социальные нормы - это правила поведения людей, регулирующих отношения в соответствии с общепризнанными ценностями. Одни социальные нормы действуют в силу общепризнанности, а другие действуют в силу всеобщей обязательности, которая обеспечена государством (нормы права).

Виды социальных норм:

1. обычаи – правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку.

2. нравы – правила или обычаи, имеющие нравственное содержание и значение.

3. традиции – правила поведения, которые унаследованы от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ жизни).

4. религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу для исповедующих ту или иную веру.

5. корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации и регулирующие отношения между членами данных объединений.

6. политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между политическими партиями, другими социальными группами по поводу госуд-ой власти.

7. мораль – правила поведения, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве и чести, справедливости, долге и служащие мерилом и оценкой деятельности индивидов, организаций и иных субъектов.

8. нормы международного права закрепляются в межгосударственных договорах, соглашениях.


21.Нормы поведения и организация власти первобытном обществе.

Характеризуя нормы поведения и организации власти в первобытном обществе вспомним исторические моменты. Первым периодом истории человеческого общества была эпоха первобытнообщинного строя. Орудия труда были тогда несовершенны (палка, топор), а производительность труда – низкой, не всегда соответствующей даже минимальному «прожиточному уровню» первобытного человека. Для обеспечения своего существования люди должны были объединять как средства производства, так и свой труд. Поэтому все члены общества в одинаковой мере трудились, а производимое ими распределялось поровну властью. Основной ячейкой первобытного общества был род.


Род – это коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство.

Род представлял собой союз, основанный прежде всего на кровном родстве, а не общности занимаемой территории. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась.

Родовая власть в то время носила сугубо общественный характер. Она исходила от всего рода: все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было.

Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения – обычаями.

Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате их многократного повторения. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.

Обычаи были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, поэтому в науке они получили название мононорм.

Понятие мононормы разрабатывалось историками первобытного общества и от них перекочевало в отечественную теорию государства и права. Под мононормой понимают нерасчлененное единство моральных, религиозных , правовых и иных норм.

Первобытные обычаи имели несколько характерных признаков:

- они исходили от рода, выражали его волю и интересы и передавались из поколения в поколение. Очевидно, что при таком уровне развития человечества эти нормы нигде не фиксировались и сохранялись лишь в памяти людей, исполнявших их в силу привычки;

- они соблюдались добровольно; главной гарантией, обусловившей их соблюдение, было внутреннее согласие каждого члена общества с их предписаниями. В случае же не соблюдения обычаев к их нарушителям применялись репрессивные меры. Применение этих мер входило в функцию общественной власти;

- в них не проявлялось никаких различий между правами и обязанностями членов общества; право воспринималось как обязанность, а обязанность как право.


22.Понятие и признаки государства.
Государство - это особая организация публичной, полити­ческой власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специаль­ным аппаратом управления и принуждения, которая, представ­ляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обес­печивает его интеграцию.