Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 547
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Виды социальных норм первобытного общества
Восточный путь возникновения государства
Западный путь возникновения государства
Суть договорной теории происхождения государства
В чем заключается главная идея договорной теории
Авторы теоретических положений
Преимущества и недостатки теории
Что такое теория насилия происхождения государства
Видные представители теории насилия
Первоначальные факторы теории насилия
Преимущества и недостатки теории
Материалистическая теория происхождения государства — описание
Преимущества и недостатки теории
Суть психологической теории происхождения государства
Достоинства и недостатки теории
Проблемы объективности и субъективности психологической теории
Роль теории для современной науки
Точки зрения и мнения о теологической идее
Виды монархий По объему ограничений
Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы
1.Система права и правовые системы
Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
Признаки федерации
В теории выделяют совокупность признаков федерации (федеративного государства), которые подразделяются на две группы признаков: абсолютные (обязательные) и факультативные.
В состав обязательных признаков федерации (федеративного государства) включают:
– добровольный характер объединения государственных образований в единое государство;
– единую территорию страны, которая сложилась как результат вхождения территорий субъектов;
– симметричный конституционный статус отдельных субъектов федерации и их равноправие;
– разграничение в компетенции между центром и регионами;
– присутствие двухуровневой системы законодательства (центра и её субъектов);
– наличие системы самостоятельных органов исполнительной и законодательной власти субъектов;
– существование единого федерального гражданства.
Виды федерации
В зависимости от роли и значения национального (лингвистического) фактора при определении её структуры выделяют следующие виды федерации:
– федерации, которые организованы на территориальной основе, они составляют большинство (США, Германия, Австрия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла);
– федерации, которые основаны на национальной основе (Бельгия, Пакистан, Нигерия, частично Индия);
– федерации, которые организованы на смешанной национально-территориальной основе (Россия, Швейцария, Канада).
В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федеративное государство, различают два основных вида федерации: конституционные и договорные.
Конституционные федерации учреждаются «сверху» в результате принятия конституции (Бразилия, США, Канада), а договорные федерации формируются «снизу» на базе соглашения или договора между субъектами федеративных взаимоотношений (Швейцария, ОАЭ).
34.Политический режим: понятие и виды.
Государственно-правовой (политический) режим - совокупность способов и средств, которые использует государство для достижения своих целей (с помощью которых осуществляется государственная власть).
Признаки:
-
народовластие - признание народа единственным источником власти в стране; -
свобода личности в экономической сфере: свобода предпринимательства и признание частной собственности; -
реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина; -
функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей; -
выборность и сменяемость органов государственной власти; -
децентрализация государственной власти; -
учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений; -
политический плюрализм, то есть отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений и убеждений; -
наличие легальной оппозиции.
Среди демократических режимов различают:
1. либерально-демократический:
-
характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни (многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, терпимость к различным взглядам, суждениям); -
экономической основой служит рыночная экономика; -
осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей; -
в отношениях личности и государства приоритет отдается интересам личности; -
высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.
2. демократический - основан на максимальном использовании демократических институтов (демонстраций, шествий, митингов, петиций):
-
признание равенства и свободы всех людей; -
максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцит, демонстраций, собраний, митингов; -
принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например, национальных меньшинств; -
строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы.
Недемократические (антидемократические) режимы:
1. Тоталитарный режим - господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия, ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, жесткая централизация государственного управления, подавление экономической свободы, частных интересов и так далее. Тоталитаризм существует в виде таких государственных режимов, как расистский, фашистский, военно-диктаторский (был в России при Сталине, сохранился в некоторых странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки). Таким образом, тоталитарный режим характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Черты этого режима:
» идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;
-
нетерпимость ко всякому инакомыслию, насильственное уничтожение инакомыслия; -
монополия государства на информацию; -
подавление человеческой индивидуальности; массовый террор против своего населения; репрессии; -
однопартийность, слияние партийного и государственного аппаратов; -
жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь; -
упразднение МСУ; -
доминирующее положение государственной собственности.
Три разновидности тоталитаризма:
-
левый тоталитаризм (коммунизм); -
правый тоталитаризм (фашизм); -
религиозный тоталитаризм (фундаментализм).
2 Авторитарный режим - режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатура). Он считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для данного режима характерно:
-
власть элиты не ограничена законом; -
наличие формальных государственных органов;
-
народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты - смена прямых выборов на представительские;
-
в политической жизни допускается многопартийность, но оппозиционные партии запрещаются;
-
имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролируется, главным образом, политическая область жизни общества;
-
устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
• принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников режима.
35.Механизм (аппарат) государства, принципы организации и деятельности.
Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.
Признаки механизма государства:
1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;
2) сложная структура;
3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;
4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
– органы представительной власти;
– органы исполнительной власти;
– судебные органы;
– контрольно-надзорные органы;
2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:
1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;
2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;
3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;
4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
Принципы
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;
2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;
3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата
– основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:
1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;
2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;
3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;
4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.
Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.
Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.
К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:
1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;
2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;
3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;
4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;
5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;
6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;
7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;