Файл: 1. Понятие тгп как науки, предмет изучения и его особенности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 547

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды социальных норм первобытного общества

П ризнаки первобытных обычаев

Восточный путь возникновения государства

Западный путь возникновения государства

Суть договорной теории происхождения государства

В чем заключается главная идея договорной теории

Авторы теоретических положений

Особенности договорной теории

Преимущества и недостатки теории

Примеры государств

Что такое теория насилия происхождения государства

Сущность теории насилия

Видные представители теории насилия

Первоначальные факторы теории насилия

Преимущества и недостатки теории

Материалистическая теория происхождения государства — описание

 Основная суть теории

Представители теории

Преимущества и недостатки теории

Суть психологической теории происхождения государства

Основные теоретики теории

Достоинства и недостатки теории

Проблемы объективности и субъективности психологической теории

Роль теории для современной науки

Примеры государств

Точки зрения и мнения о теологической идее

Представители

Виды монархий По объему ограничений

По традиционному устройству

Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

1.Система права и правовые системы

Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

4. Способы доказательства гипотез

Виды правосознания


Признаки федерации

В теории выделяют совокупность признаков федерации (федеративного государства), которые подразделяются на две группы признаков: абсолютные (обязательные) и факультативные.

В состав обязательных признаков федерации (федеративного государства) включают:

добровольный характер объединения государственных образований в единое государство;

единую территорию страны, которая сложилась как результат вхождения территорий субъектов;

симметричный конституционный статус отдельных субъектов федерации и их равноправие;

разграничение в компетенции между центром и регионами;

присутствие двухуровневой системы законодательства (центра и её субъектов);

наличие системы самостоятельных органов исполнительной и законодательной власти субъектов;

существование единого федерального гражданства.

Виды федерации

В зависимости от роли и значения национального (лингвистического) фактора при определении её структуры выделяют следующие виды федерации:

федерации, которые организованы на территориальной основе, они составляют большинство (США, Германия, Австрия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла);

федерации, которые основаны на национальной основе (Бельгия, Пакистан, Нигерия, частично Индия);

федерации, которые организованы на смешанной национально-территориальной основе (Россия, Швейцария, Канада).

В зависимости от видов правовых актов, учреждающих федеративное государство, различают два основных вида федерации: конституционные и договорные.

Конституционные федерации учреждаются «сверху» в результате принятия конституции (Бразилия, США, Канада), а договорные федерации формируются «снизу» на базе соглашения или договора между субъектами федеративных взаимоотношений (Швейцария, ОАЭ).


34.Политический режим: понятие и виды.

Государственно-правовой (политический) режим - совокупность способов и средств, которые использует государство для достижения своих целей (с помощью которых осуществляется государственная власть).

Признаки:

  • народовластие - признание народа единственным источником власти в стране;

  • свобода личности в экономической сфере: свобода предпринимательства и признание частной собственности;

  • реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

  • функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей;

  • выборность и сменяемость органов государственной власти;

  • децентрализация государственной власти;

  • учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

  • политический плюрализм, то есть отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений и убеждений;

  • наличие легальной оппозиции.


Среди демократических режимов различают:

1. либерально-демократический:

  • характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни (многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, терпимость к различным взглядам, суждениям);

  • экономической основой служит рыночная экономика;

  • осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

  • в отношениях личности и государства приоритет отдается интересам личности;

  • высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

2. демократический - основан на максимальном использовании демократических институтов (демонстраций, шествий, митингов, петиций):

  • признание равенства и свободы всех людей;

  • максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцит, демонстраций, собраний, митингов;

  • принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например, национальных меньшинств;

  • строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы.

Недемократические (антидемократические) режимы:

1. Тоталитарный режим господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия, ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, жесткая централизация государственного управления, подавление экономической свободы, частных интересов и так далее. Тоталитаризм существует в виде таких государственных режимов, как расистский, фашистский, военно-диктаторский (был в России при Сталине, сохранился в некоторых странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки). Таким образом, тоталитарный режим характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Черты этого режима:

» идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

  • нетерпимость ко всякому инакомыслию, насильственное уничтожение инакомыслия;

  • монополия государства на информацию;

  • подавление человеческой индивидуальности; массовый террор против своего населения; репрессии;

  • однопартийность, слияние партийного и государственного аппаратов;

  • жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь;

  • упразднение МСУ;

  • доминирующее положение государственной собственности.


Три разновидности тоталитаризма:

  1. левый тоталитаризм (коммунизм);

  2. правый тоталитаризм (фашизм);

  3. религиозный тоталитаризм (фундаментализм).

Авторитарный режим режим, ограничивающий демократию и устанавливающий власть одного лица или группы лиц (диктатура). Он считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для данного режима характерно:

  • власть элиты не ограничена законом;

  • наличие формальных государственных органов;

  • народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты - смена прямых выборов на представительские;

  • в политической жизни допускается многопартийность, но оппозиционные партии запрещаются;

  • имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролируется, главным образом, политическая область жизни общества;

  • устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

• принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников режима.

35.Механизм (аппарат) государства, принципы организации и деятельности.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.


Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Принципы

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата
 – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;