Файл: Учебнометодическое пособие по курсу административное право Махачкала 2017 2 Печатается по решению учебнометодического совета СевероКавказского института (филиал) вгую (рпа минюста России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 729

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

118 пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие
(бездействие), более строгого административного наказания. В таком случае административное наказание назначается:
1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;
2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
При назначении административного наказания в указанных случаях, также могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
Давность привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской
Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства
Российской Федерации об охране окружающей природной среды, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о рекламе, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об организации


119 деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки давности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, давности начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.
Споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Лекция 14. Административный процесс и производство по делам об
административных правонарушениях.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28

§ 1. Понятие и принципы административного процесса

120
Административный процесс представляет собой один из видов деятельности государственных органов, в пределах которого практически реализуются властные функции государственных органов.
Административный процесс в теории административного права трактуется в широком и узком понимании
В широком понимании административный процесс – это деятельность специально уполномоченных органов по реализации закрепленных за ними функций.
В это понимание административного процесса включается порядок издания правовых актов управления, порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая разрешительно-лицензионные, регистрационные и т.п. функции и полномочия органов исполнительной власти.
Узкое понимание административного процесса, которое и используется на практике , определяет административный процесс как деятельность специально уполномоченных государственных органов по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел.
Иначе говоря, основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность: а) административно-процедурная; б) административно - юрисдикционная.
Признаки административного процесса:
- административный процесс осуществляется, как правило, только специально уполномоченными государственными органами;
- указанные органы реализуют в административном процессе предоставленные им государственно-властные полномочия;
- административный процесс представляет собой строго правоприменительную деятельность, то есть государственные органы не могут по своему усмотрению изменять действующие правовые нормы, а лишь реализуют их на практике.
К принципам административного процесса относятся:
1) принцип законности означает, что все участники административно-процессуальных отношений обязаны строго и точно следовать правилам установленным правовыми нормами;
2) Принцип компетентности означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно - юрисдикционного характера. Строгое соблюдение принципа компетентности обеспечивает надлежащее применение юридических

121 средств воздействия, способствует усилению ответственности полномочных органов
(должностных лиц) за совершение ими процессуальных действий;
3) Принцип охраны интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонами административно - юрисдикционного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства;
4) Принцип процессуального равенства означает равенство сторон, во-первых, перед законом и, во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимных процессуальных прав и обязанностей;
5) Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязательность в ходе процессуального рассмотрения дел;
6) Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела;
7) Принцип гласности предполагает, например, открытое рассмотрение административно - юрисдикционных дел, проведение процесса в нерабочее время, по месту работы, жительства или учебы правонарушителя;
8) Принцип экономичности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса административно - юрисдикционных действий, включая исполнение принятого решения;
9) Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса, за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т.п.
Расширение полномочий органов судебной власти по разрешению административно - юрисдикционных дел актуализирует проблему так называемой административной юстиции.
Этот юридический институт достаточно широко развит во многих западных странах. При этом имеется в виду осуществление административно - юрисдикционной деятельности специально создаваемыми административными судами (например, административные трибуналы во
Франции) либо общими судами с выделенным административным производством (например, в
Великобритании). В России система административной юстиции пока еще не сложилась, хотя ее определенные элементы существовали всегда. В числе подобных элементов: судебное разрешение жалоб на неправомерные действия (решения) исполнительных органов
(должностных лиц); рассмотрение и разрешение судьями индивидуальных дел об административных правонарушениях; разрешение споров между органами исполнительной власти различных уровней в судебных органах.


122
Административный процесс имеет несколько конкретных вариантов своего выражения в практической деятельности исполнительных органов (должностных лиц). В зависимости от характера, схожести, однородности индивидуальных дел формируется понятие административного производства.
Административное производство - это нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение индивидуальных административных дел, объединенных общностью предмета.
Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам: а) процедурное производство; б) юрисдикционное производство.
§ 2. Понятие и виды процедурных производств
Совокупность разнообразных управленческих действий (например, получение паспорта, порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, санитарно-эпидемиологического надзора) по реализации конкретных функций охватываются понятием административно-процедурного процесса или же административно-процедурного производства.
Отличия административно-процедурного производства от административно- юрисдикционного заключаются в основном в следующем: 1) Предметом процедурного производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера. 2) В рамках процедурного производства правовая оценка поведения того или иного лица не является обязательной. 3) Процедурное производство не имеет своим результатом применение принудительных мер. Его результат - удовлетворение законных запросов физических или юридических лиц, а также обеспечение эффективной работы управленческого аппарата. 4) В рамках процедурного производства возможно совершение правоохранительных действий, но их характер иной: сам факт выдачи разрешения или проведения регистрации свидетельствует о том, что разрешенная или зарегистрированная деятельность соответствует требованиям законности.
Рассмотрим подробнее наиболее важные виды процедурного производства:
1) лицензионно-разрешительное;
2) регистрационное;
3) правотворческое (в смысле порядка подготовки правовых актов управления).
1. Лицензионно-разрешительное производство. В Российской Федерации отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями


123 независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Основы лицензирования установлены Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
Для получения лицензии заявитель должен представить в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, соответствующие документы, предусмотренные
Положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.
Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.
При рассмотрении заявления о выдаче лицензии проводится экспертиза специальной экспертной комиссией. Возможно проведение дополнительной, в том числе и независимой, экспертизы (например, в случае возникновения спорных вопросов).
Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление об отказе в выдаче лицензии представляется заявителю в письменном виде в указанный срок с указанием причин отказа.
В ряде субъектов РФ установлены сокращенные сроки принятия решения о выдаче лицензии по принципу "одного окна", т.е. гражданин подает все необходимые документы в одно окно (одному должностному лицу) и через него получает ответ на свое заявление.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; отрицательное экспертное заключение, установившее несоответствие условиям, необходимым для осуществления соответствующего вида деятельности, и условиям безопасности.
В лицензии указывается: наименование органа, выдавшего лицензию; юридический адрес предприятия-заявителя и паспортные данные физического лица; вид лицензируемой деятельности; срок действия лицензии; условия осуществления деятельности.
Срок действия лицензии устанавливается в зависимости от специфики вида деятельности, но не менее пяти лет. Могут выдаваться бессрочные лицензии. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.