Файл: Учебнометодическое пособие по курсу административное право Махачкала 2017 2 Печатается по решению учебнометодического совета СевероКавказского института (филиал) вгую (рпа минюста России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 728

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 1. Организационно-правовая система управления

208
Оборонная деятельность России представляет собой систему военно-политических, военно-стратегических, военно-экологических и иных мер, обеспечивающих военную безопасность России.
Организация обороны, руководство и управление ею включают: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации; правовое регулирование в области обороны; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности
Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований; совершенствование систем управления, вооружения и военной техники; проведение мероприятий по гражданской обороне; обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны; развитие науки в интересах обороны; планирование перевода органов управления и экономики страны на работу в условиях военного времени; мобилизационную подготовку органов управления и организаций, транспорта, коммуникаций Российской Федерации; координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в области обороны и т.д.
Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства осуществляет Президент РФ, который как Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами Российской Федерации наделен наибольшими полномочиями в этой области. Президент определяет основные направления военной политики; утверждает военную доктрину; осуществляет руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами; в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против
России, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против России, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и
Государственной Думе; отдает приказ о ведении военных действий; утверждает концепции, планы строительства, развития и применения Вооруженных Сил, а также их структуру и состав; утверждает мобилизационные планы, федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; планы размещения на территории Российской
Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных
Сил, присваивает высшие воинские звания; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы, а также решает ряд других вопросов в области обороны.


209
Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил РФ и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, определяет порядок предоставления и использования для нужд обороны земель, лесов, вод и других природных объектов; осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны; мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационной подчиненности и форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.
Непосредственное управление в области обороны осуществляют Министерство обороны
РФ и другие органы военного управления.
Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ функции в этой области.
Руководство деятельностью Министерства обороны осуществляет Президент РФ.
В структуру Министерства обороны входят службы, центральные органы военного управления и иные подразделения.
Состав центрального аппарата Министерства обороны РФ включает управления
Минобороны и Генерального штаба, главные командования и главные штабы видов
Вооруженных Сил, а также командование и штабы родов Вооруженных Сил.
Минобороны является органом управления Вооруженными Силами РФ.
Минобороны России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству,
Федеральной службы по оборонному заказу, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Основными задачами Минобороны России являются: выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативное правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил, координация и контроль подведомственных Минобороны федеральных органов исполнительной власти;


210 координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований; организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами
Российской Федерации; поддержание в необходимой готовности и осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала
Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Министр обороны издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные правовые акты.
Органы управления военных округов, флотов. Военный округ является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно- стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты России, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности.
В состав военного округа входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, военные организации и военные комиссариаты, находящиеся на его территории.
Границы военного округа как военно-административной единицы и их число устанавливаются Президентом.
Управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, который назначается и освобождается от должности Президентом РФ по представлению министра обороны. Командующий войсками военного округа подчиняется министру обороны.
Командующий войсками военного округа является прямым начальником всего личного состава военного округа и несет ответственность за выполнение всех задач, поставленных перед округом.
Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа
(оперативно-стратегическое командование). Управление военного округа организует и обеспечивает решение возложенных на округ задач во взаимодействии с главными


211 командованиями видов и командованиями родов войск Вооруженных Сил, главными и центральными управлениями Министерства обороны и Тылом Вооруженных Сил РФ.
Флоты (Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский) являются оперативными объединениями сил Военно-Морского Флота. Во главе флота стоит командующий флотом, которому подчинены штаб флота, соответствующие управления и службы, через которые осуществляется оперативное управление силами флота.
Органы строевого военного управления командования объединениями (армией), соединениями (корпусом, дивизией) и воинскими частями (например, полком). Командующие армиями, командиры корпусов, дивизий управляют подчиненными войсками через соответствующие штабы, управления, отделы и службы.
Структура управления отдельной воинской частью (полком) и основные обязанности должностных лиц полка определены Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ.
Военные комиссариаты - это территориальные органы военного управления
Министерства обороны в субъектах Федерации, а также в районах и городах, входящие в состав военных округов, на территории которых они находятся.
Военные комиссариаты совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления непосредственно решают вопросы в области обороны путем подготовки людских и транспортных ресурсов для призыва и направления в
Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы.
Военный комиссар по должности имеет права заместителя главы соответствующего органа исполнительной власти или исполнительного органа местного самоуправления по вопросам обороны.
Начальник гарнизона (старший морской начальник). Комендант гарнизона.
Гарнизоном признается постоянное или временное расположение воинских частей в населенном пункте или вне его. В целях поддержания порядка, воинской дисциплины и обеспечения необходимых условий для повседневной жизни и подготовки войск, а также в целях организации гарнизонной и караульной служб приказом командующего военным округом (флотом) назначается начальник гарнизона (старший морской начальник), а также военный комендант гарнизона, другие должностные лица. Военный комендант отвечает за поддержание воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами, патрулями и контрольными постами ВАИ.
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по


212 контролю и надзору в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами
Руководство деятельностью ФСВТС России осуществляет Президент Российской
Федерации.
ФСВТС России подведомственна Минобороны России, которое осуществляет координацию и контроль ее деятельности.
В этих целях Министр обороны Российской Федерации:
1) утверждает ежегодный план и основные показатели деятельности ФСВТС России, а также отчет об исполнении плана;
2) вносит в установленном порядке по представлению директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству проект положения о ФСВТС России, проекты других нормативных правовых актов, касающихся деятельности ФСВТС России, а также предложения о предельной штатной численности ФСВТС России и фонде оплаты труда ее работников;
3) вносит в Минфин России предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования ФСВТС России;
4) в целях реализации поручений Президента Российской Федерации и Председателя
Правительства Российской Федерации дает поручения ФСВТС России и контролирует их исполнение;
5) имеет право отменять противоречащие законодательству Российской Федерации решения ФСВТС России, если не установлен иной порядок их отмены.
4. В систему ФСВТС России входят центральный аппарат ФСВТС России, ее территориальные органы, представительства ФСВТС России в Российской Федерации и в иностранных государствах, представители ФСВТС России в иностранных государствах и их заместители, а также организации, учреждаемые для обеспечения деятельности ФСВТС России.
5. Основными задачами ФСВТС России являются:
1) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в области военно-технического сотрудничества;
2) участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области военно-технического сотрудничества и внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту Российской Федерации, в
Правительство Российской Федерации и Минобороны России;
3) обеспечение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти реализации основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества, определяемых Президентом Российской Федерации;