Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (т. е. социально значимым открытием) и субъективно новым (т. е. открытием для себя). [1]
Воображение и фантазия – это важная сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно это способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в это период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением фантазировать у детей обедняется личность, снижается возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. [6]
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим, творческим и неуправляемое.
Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Неуправляемое, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок создаёт истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой. Иначе говоря, ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было. [2]
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование - это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
- постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов;
- постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку.
Результативное созидательное фантазия характеризуется никак не только лишь подобными отличительными чертами равно как уникальность, а также благополучие вырабатываемых фигур. Один с основных качеств подобного воображения считается способность обращать понятия в необходимую сторонку, покорять их конкретным мишеням. Неспособность регулировать мыслями, покорять их собственной миссии, приводит к этому, то что наиболее наилучшие планы, а также планы погибают, никак не обретая олицетворения. По этой причине ключевая направление в формировании воображения дошкольника – данное формирование ориентированности воображения.
Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.
1.3 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
Основная масса исследователей отмечает, что в дошкольный период начинается формирование личности ребенка. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
Необходимо отметить, что творческое воображение зависит от многих факторов:
-возраста;
-умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития);
-индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа "Я"; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента);
-разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
В формировании личности детей возможно отметить две стороны. Во-первых, дошкольник со временем приступает подразумевать находящийся вокруг общество, а также осмысливает собственное роль в немой. Данное, в собственную очередность, порождает новейшие виды тем действия, около воздействием каковых дошкольник делает эти либо другие действия. Во-вторых, совершается формирование эмоции, а также свободы. Они гарантируют эффективность данных тем, стабильность действия, его знаменитую самостоятельность с перемены наружных факторов.
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Эти годы доставляет ребенку новейшие базисные свершения. Один с основных достижений старшего дошкольного года считается осмысление собственного общественного "Я", развитие внутренней общественной воззрению, взглядов касательно для себя.
В дошкольном возрасте в содержание представлений о себе у ребенка входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. [8]
Для формирования самостоятельности в поведении (и в рассуждениях) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: в частности, обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.
В свойстве особенностей воображения у ребенка дошкольного возраста возможно выделить, а также некоторые трудности, связанные с формированием воображения у ребенка. Один с которых - возникновение детских опасений. В возрасте четырех- пяти лет у ребенка имеют все шансы появляться разнообразные опасения - страх тьмы, «бабаек» а также остального.
Появление подобных опасений у ребенка считается спутником, а также своего рода признаком формирующегося воображения. Проявление данное ненужное, а также в случае возникновения опасений, следует посодействовать чаду освободиться с их. Нужно стремиться никак не позволять в ребенка влияний, какие имеют все шансы повредить, а также спровоцировать в фантазии фигуры, каковых дошкольник станет опасаться.
Вторая опасность, которая таится в развитии детского воображения, это то, что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Ведь уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. В этом и таится опасность ухода от реальности в мечту, фантазию. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только ими, и не воплощает их в жизнь, не очень хорошо.
Поэтому очень важно начиная со старшего дошкольного возраста помогать ребенку воплощать свои мечты и идеи в реальность, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным.
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение ребенка наиболее сильно развивается в процессе деятельности. Воспитателю необходимо правильно организовать работу и приложить все усилия для организации таких занятий, которые способствовали бы развитию воображения. [5]
Развитию воображения больше всего способствуют такие виды деятельности, как игра, речевое развитие, лепка, рисование, конструирование, ручной труд.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей [4]
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта составлен примерный перечень рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста:
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Воображение и фантазия – это важная сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно это способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в это период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением фантазировать у детей обедняется личность, снижается возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. [6]
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим, творческим и неуправляемое.
Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
Неуправляемое, его ещё называют «буйным воображением», «безудержная фантазия». Это когда ребёнок создаёт истории, не связанные какой-либо последовательностью и логикой. Иначе говоря, ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так оно и было. [2]
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование - это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
- постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов;
- постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку.
Результативное созидательное фантазия характеризуется никак не только лишь подобными отличительными чертами равно как уникальность, а также благополучие вырабатываемых фигур. Один с основных качеств подобного воображения считается способность обращать понятия в необходимую сторонку, покорять их конкретным мишеням. Неспособность регулировать мыслями, покорять их собственной миссии, приводит к этому, то что наиболее наилучшие планы, а также планы погибают, никак не обретая олицетворения. По этой причине ключевая направление в формировании воображения дошкольника – данное формирование ориентированности воображения.
Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.
1.3 Особенности воображения у детей дошкольного возраста
Основная масса исследователей отмечает, что в дошкольный период начинается формирование личности ребенка. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.
Необходимо отметить, что творческое воображение зависит от многих факторов:
-возраста;
-умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития);
-индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа "Я"; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента);
-разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
В формировании личности детей возможно отметить две стороны. Во-первых, дошкольник со временем приступает подразумевать находящийся вокруг общество, а также осмысливает собственное роль в немой. Данное, в собственную очередность, порождает новейшие виды тем действия, около воздействием каковых дошкольник делает эти либо другие действия. Во-вторых, совершается формирование эмоции, а также свободы. Они гарантируют эффективность данных тем, стабильность действия, его знаменитую самостоятельность с перемены наружных факторов.
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Эти годы доставляет ребенку новейшие базисные свершения. Один с основных достижений старшего дошкольного года считается осмысление собственного общественного "Я", развитие внутренней общественной воззрению, взглядов касательно для себя.
В дошкольном возрасте в содержание представлений о себе у ребенка входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. [8]
Для формирования самостоятельности в поведении (и в рассуждениях) ребенок должен научиться в каждом конкретном случае выделять самое важное, существенное и разбираться в том, что главнее. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник может руководствоваться разными известными ему мотивами: в частности, обязанностями, поручением мамы, собственным желанием или чувством к товарищу, у него еще нет обычного соподчинения всех мотивов, их иерархии. Поэтому пяти-, шестилетний ребенок не редко попадает в конфликтные ситуации. И в них чаще всего подчиняется тому побуждению, которое эмоционально наиболее сильное и яркое.
В свойстве особенностей воображения у ребенка дошкольного возраста возможно выделить, а также некоторые трудности, связанные с формированием воображения у ребенка. Один с которых - возникновение детских опасений. В возрасте четырех- пяти лет у ребенка имеют все шансы появляться разнообразные опасения - страх тьмы, «бабаек» а также остального.
Появление подобных опасений у ребенка считается спутником, а также своего рода признаком формирующегося воображения. Проявление данное ненужное, а также в случае возникновения опасений, следует посодействовать чаду освободиться с их. Нужно стремиться никак не позволять в ребенка влияний, какие имеют все шансы повредить, а также спровоцировать в фантазии фигуры, каковых дошкольник станет опасаться.
Вторая опасность, которая таится в развитии детского воображения, это то, что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Ведь уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. В этом и таится опасность ухода от реальности в мечту, фантазию. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только ими, и не воплощает их в жизнь, не очень хорошо.
Поэтому очень важно начиная со старшего дошкольного возраста помогать ребенку воплощать свои мечты и идеи в реальность, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным.
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение ребенка наиболее сильно развивается в процессе деятельности. Воспитателю необходимо правильно организовать работу и приложить все усилия для организации таких занятий, которые способствовали бы развитию воображения. [5]
Развитию воображения больше всего способствуют такие виды деятельности, как игра, речевое развитие, лепка, рисование, конструирование, ручной труд.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей [4]
На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта составлен примерный перечень рекомендаций по созданию условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста:
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.