Файл: Самоотношение одаренных детей как психологопедагогическая проблема.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На вопрос «Есть ли у тебя друзья в школе?» все опрошенные ответили «да», или «скорее да, чем нет». Однако практически все говорят о наличии врагов или недоброжелателей в классе. Кроме того, почти у половины респондентов возникают конфликты с родителями из-за учебы.

На основании полученных данных мы можем зафиксировать хорошее отношение к школе в целом у опрошенных подростков. Однако многие школьные предметы оцениваются респондентами как ненужные и вызывают у них сложности.

Большинство опрошенных говорят о наличии как друзей, так и врагов в их школьном сообществе.

Исследование мы продолжили с помощью опросника «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий) (табл.2).

Таблица 2.

Результаты диагностики одаренных подростков с помощью опросника «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий)
По результатам опроса, одаренные школьники ходят в школу потому, что так надо, по мнению родителей и учителей. Однако при решении поставленных школьных заданий они часто идут собственным, а не традиционным путем. И им очень хочется найти свой способ решения задачи.

Для половины опрошенных важна похвала взрослых при выполнении задания. И почти все опрошенные отметили, что любят решать трудные проблемные задачи.

По результатам применения «Методики исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева в диагностике подростков мы увидели, что большинство респондентов проявляет закрытость. Это свидетельствует о выраженном защитном поведении личности, желании соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми.

Шкала «самоуверенность» демонстрирует низкие показатели у опрошенных, что может говорить о недостаточном уважении к себе и, в свою очередь, может быть связано с неуверенностью в своих возможностях и сомнением в своих способностях. Это может приводить к избеганию контактов с людьми, глубокому погружению в собственные проблемы, внутренней напряженности.

Значительное число респондентов получило высокие баллы по шкале «саморуководство». Это может свидетельствовать о восприятии себя подростками как главного источника развития своей личности, регулятора достижений и успехов.

Большая часть выборки показала низкие баллы по шкале «внутренняя конфликтность». Это, как правило, говорит о положительном отношении к себе, ощущении баланса между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, удовлетворенностью сложившейся жизненной ситуацией и собой. В данном случае возможно отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.


По результатам диагностики у большинства респондентов получены низкие баллы по шкале «самообвинение», что свидетельствует о тенденции к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. При этом защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели.

Изучение особенностей самоотношения и социального развития одаренных старшеклассников (n=32) проводилось нами с помощью тех же диагностических методик (как у подростков).

Таблица 3.

Опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова)
Опросник «Школьная ситуация» (В.К. Зарецкий, А.Б. Холмогорова) показал, что одаренные старшеклассники в целом хорошо относятся к школе, к учителям и к классным руководителям. Но, как и подростки, воспринимают многие предметы как бессмысленные (табл. 3).

У большинства опрошенных есть друзья в школе; отрицательно на вопрос о наличии друзей ответили 18 % одаренных старшеклассников. При этом все опрошенные считают, что в классе у них есть враги. 56 % респондентов ответили, что имеют друзей за пределами школы.

Наряду с этим свои классы дети оценивают, как дружные. Классы достаточно часто собираются для совместных дел и мероприятий.

32 % опрошенных ответили, что у них есть предметы, по которым трудно учиться и которые являются запущенными.

Конфликты с родителями из-за учебы возникают у 81% опрошенных. При этом все пишут, что родители интересуются их учебой и у родителей есть контакт с классным руководителем.

Таблица 4.

Опросник «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий)
Опросник «Субъектная позиция» (В.К. Зарецкий) продемонстрировал тот факт, что дети учатся потому, что так надо и так говорят взрослые (табл. 4). В отличие от подростков, старшеклассники не так склонны к поиску новых путей решения и делают задачи таким путем, который показал учитель. Однако похвала взрослых становится для них не так важна, как для подростков. Они более самодостаточны.

Большинство из них не делает домашнее задание. У них уже нет тяги к проблемным задачам, однако в новых темах они стремятся разобраться.

Полученные результаты показывают больший конформизм и социальную пассивность у одаренных старшеклассников, в отличие от подростков.



По результатам «Методики исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева (рис. 2) большинство одаренных старшеклассников демонстрирует открытость. Такие показатели могут говорить о внутренней честности, открытости отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя.

Шкала «самоуверенности» у большинства одаренных старшеклассников демонстрирует высокие показатели в сравнении с данными подростков, что может говорить о выраженной самоуверенности, ощущении силы собственного «Я», высокой смелости в общении. Наряду с этим, полученные результаты могут говорить о том, что респонденты уважают себя, довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы.

Одаренные старшеклассники, вслед за одаренными подростками, продемонстрировали высокие баллы по шкале «саморуководство», свидетельствуя о восприятии себя как главного источника развития своей личности, регулятора достижений и успехов.

Большинство респондентов показало высокие баллы по шкале «зеркальное «Я», что говорит о восприятии человеком себя принятым окружающими людьми. Такой человек чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов.

Шкала «самоприняие» у 75% респондентов имеет высокие баллы, свидетельствуя о склонности воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Это говорит о положительном общем фоне восприятия себя. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком.

Одаренные старшеклассники, как и одаренные подростки, продемонстрировали низкие баллы по шкале «внутренняя конфликтность», свидетельствуя о положительном отношении к себе, ощущении баланса между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, удовлетворенностью сложившейся жизненной ситуацией и собой.


Шкала «самообвинение» у одаренных старшеклассников имеет низкие баллы, что говорит об их склонности отрицать собственную вину в конфликтных ситуациях. При этом защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели.

Полученные результаты были учтены нами при разработке программы работы с одаренными школьниками «Саморазвитие – путь к успеху». Ее цель – разработка одаренным школьником программы интеграции в систему социальных отношений на основе саморазвития. В процессе занятий дети учатся выделять приоритеты при планировании своих жизненных перспектив на основе позитивного самоотношения и самопринятия, осознания себя в социуме.

Программа реализуется нами четыре года в Многопредметной школе для одаренных школьников Костромского государственного университета.

Эффективность работы по программе подтверждается как качественными, так и количественные данными. Диагностическим инструментарием для оценки эффективности работы выступают несколько методик, одной из которых является Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС).
Рис. 2. Результаты диагностики одаренных школьников с помощью методики исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (n=12)

Полученные результаты диагностики фиксируют изменения показателей «замкнутость», «саморуководство», «самоценность», «самопривязанность» у одаренных школьников – участников Школы одаренных школьников КГУ, что свидетельствует, на наш взгляд, об эффективности работы в решении поставленной цели программы.

Выводы.

По результатам диагностики мы выявить следующие особенности самоотношения и социального развития младших школьников с признаками одаренности:

  • большинство одаренных младших школьников имеют высокую самооценку

  • в качестве своих идеалов младшие школьники с признаками одаренности видят своих педагогов и тренеров, на которых ориентируются в процессе подготовки;

Проведенное исследование позволило выявить следующие особенности самоотношения и социального развития одаренных подростков:

  • Большинство одарённых подростков с удовольствием ходят в школу и отношения с педагогами-предметниками и классными руководителями они оценивают, как хорошие.

  • Для большинства одаренных подростков свойственна закрытость выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми.

  • Одаренные подростки демонстрируют неуверенность в своих возможностях, сомневаясь в своих способностях.

  • Выявлены тенденции к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях у одаренных подростков. При этом защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели.


Результаты диагностики особенностей самоотношения и социального развития одаренных старшеклассников позволяют сделать следующие выводы:

  1. Одаренные старшеклассники в целом хорошо относятся к школе, к учителям и к классным руководителям. Но, как и одаренные подростки, воспринимают многие предметы как бессмысленные.

  2. Одаренные старшеклассники не стремятся к проблематизации в обучении.

  3. Похвала взрослых становится для этой категории детей не так важна, как для одаренных подростков, они более самодостаточны.

  4. У большинства одаренных старшеклассников превалирует открытость как внутреннея честность, открытость отношений человека с самим собой.

  5. По шкале «самоуверенность» большая часть опрошенных имеет высокие показатели, демонстрируя выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении.

  6. Также как одаренные подростки, одаренные старшеклассники в большинстве ответов показали высокие баллы по шкале «саморуководство», что говорит о восприятии себя как главного источника развития своей личности, регулятора достижений и успехов.

  7. По шкале «самопринятие» 75% опрошенных продемонстрировали высокие баллы, что говорит о склонности воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений.

Полученные результаты расширяют представления об особенностях самоотношения одаренных детей, которые важно учитывать при организации психолого-педагогического сопровождения данной нестандартной категории детей. Эффективность данной работы подтверждает успех реализации программы «Саморазвитие – путь к успеху» на базе Многопредметной школы Костромского государственного университета для одаренных школьников.

Примечание. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00656
Список литературы:

  1. Щербинина О.С. Преодоление трудностей социального развития одаренных детей: Монография; Науч. ред. М.И. Рожков. Кострома: Костромской государственный ун.-т, 2019. 179 с.

  2. Психология одаренности и творчества / Под ред. Л.И. Ларионовой, А.И. Савенкова. М.: СПб: Нестор-История, 2017. 288 с.

  3. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 28-38.

  4. Литвак Р.А., Бондарчук Т.В. Закономерности социализации одаренных детей в социокультурных условиях [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №1(09) URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения 15.02.2021)

  5. Леутина Л.А. Социализация детей в современных педагогических исследованиях // Вопросы образования. 2014. №3. С.152-173.

  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 200 с.

  7. Joyce M. A., Schwanenflugel P.J. Development of Metacognitive Concepts about Thinking in Gifted and Nongifted Children: Recent Research // Learning and Individual Differences. 1996. 8. 4. P. 305-325.

  8. Davis J.L., Robinson S.A. Being 3e, a new look at culturally diverse gifted learners with exceptional conditions: An examination of the issues and solutions for educators and families // Twice Exceptional: Supporting and Educating Bright and Creative Students with Learning Difficulties. 2018. 18 January. 278-289.

  9. Guez A., Peyre H., Le Cam M., Gauvrit N., Ramus F. Are High-IQ Students more at Risk of School Failure? // Intelligence. 2018. Vol. 71. P. 32-40.

  10. Peyre H., Ramus F., Melchior M., Forhan A., Heude B., Gauvrit N. Emotional, Behavioral and Social Difficulties among High-IQ Children during the Preschool Period: Results of the EDEN mother–child cohort // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. 233. № 17 October. P. 333-337.

  11. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. C. 49-63.