Файл: Структура органов местного самоуправления и критерии оценки их деятельности (на конкретном примере).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. снижение транспортной доступности местной власти для местных жителей (соответствует указанной в рамках опроса проблеме «отдаленности» местной власти); выдержка из ответа респондента: «Раньше можно было хоть в администрацию сходить, они б хоть что помогли, а теперь тут (имеется в виду сельское поселение) ничего не решается, и раньше решалось то не так уж и много, но хоть о проблемах власть в курсе была, а теперь что? В Истру ехать? Не накатаешься»;
  2. отсутствие налаженных взаимосвязей с органами власти городского округа для оперативного решения отдельных вопросов, например, уборки снега в селах в зимний период и подобное (частично относится к п.1);
  3. отсутствие представления «истринских» властей о насущных проблемах жителей поселений района (частично относится к п.1); один из ответов респондентов: «Где глава, а где мы. Истра хоть и кажется, что близко, а о нас то кто там знает. Мы главу в глаза не видели никогда на своей территории, ровно как и он нас».
  4. вероятность снижения возможности использования населением социальной инфраструктуры, в особенности закрытие Домов культуры и других муниципальных учреждений на территории поселения;

Некоторые жители в ходе интервью выражали недоумение касательно цели проводимых трансформаций: «никакой экономии на зарплатах нашей власти не будет, просто больше людей будет в Истре теперь работать, задачи то никуда не делись, выполнять их кому-то нужно». Данное высказывание было подтверждено словами муниципальных служащих, которым была передана часть задач по работе с поселениями. Они надеются, что в скором времени произойдет расширение штата сотрудников. Также интересным моментом видится то, что многие муниципальные служащие на территории бывшего городского поселения Истра уходили от любых вопросов касательно оптимизации со словами «мы не можем это обсуждать», особенно интересным видится высказывание: «это реформа навязана нам сверху, поэтому критиковать мы её не можем, можем только любить». Главы некоторых территориальных управлений и их заместили в ходе телефонного разговора (целью которого было узнать о возможности встречи для уточнения ряда вопросов) высказывались, что давать комментарии данным преобразованиям они не могут.

В целом стоит отметить, что около 50% опрашиваемых на улице, в различных организациях и заведениях местных жителей не знают о происходящих преобразованиях (в особенности в Истре – тут процент неосведомленных респондентов составляет около 80%, за исключением муниципальных служащих).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной научной работе были обозначены основные изменения территориальной организации МСУ (в России и Московской области); проведен анализ становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации; описаны реакции населения в контексте оптимизации МСУ в Московский области, а также выявлены существующие проблемы процесса преобразований, что соответствует цели работы и отвечает поставленным задачам.

Начальным этапом развития местного самоуправления (в нынешнем понимании) стало принятие Конституции РФ в 1993 году и 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 1995 году. В советский период местное самоуправление фактически отсутствовало, поскольку было полностью вложено в вертикаль государственной власти. В 2000-х был дан старт реформе МСУ, появилась двухуровневая система местных властей, усилился контроль государства за деятельностью органов местного самоуправления. Изменения, внесенные законом 136-ФЗ значительно ослабили местную власть и усилили неопределенность в регулировании компетенции МСУ. В последнее время наблюдается постепенное сокращение общего числа муниципальных образований, в первую очередь сельских и городских поселений, также идет процесс перераспределения властных полномочий органов МСУ в пользу органов государственной власти. Отечественные исследователи в целом критично относятся к последним инициативам власти, полагая, что курс развития местного самоуправления в России теперь нацелен на усиливающуюся централизацию, а в осуществляемой реформе не видно общей концепции. При этом стоит отметить, что подобного рода централизация может быть обоснована в переходный период, когда необходимо подавить излишнюю самостоятельность «на местах», аккумулировать ресурсы «в руках центра» для оперативного, жесткого, централизованного принятие решений «сверху». Однако такая система может выступать исключительно временной мерой организации власти в переломные моменты (в период военных действий и после и проч.).

На сегодняшний день на территории Московской области происходит оптимизация местного самоуправления. Усиливается контроль региона в сфере МСУ, консолидируются бюджетные средства, при этом создаются крайне большие территориально и вместе с тем инфраструктурно неподготовленные городские округа. Реформа по укрупнению муниципалитетов, возможно, позволит провести реорганизацию расходов области, но, несмотря на потенциально позитивную финансовую сторону, сулит ряд существенных проблем. Проводимые преобразования упрощают управляемость муниципалитетами со стороны регионального центра и не способствуют развитию самоуправления в городских и сельских поселениях. Следствием преобразований является сокращение непосредственного присутствия местной власти и её «отдаление» от местных жителей. При этом одной из основных особенностей оптимизации местного самоуправления в Московской области является активная реакция местного населения, что в целом не свойственно преобразованиям такого рода.


В данной работе в качестве объекта непосредственного изучения и описания реакций местных жителей был выбран городской округ Истра. В рамках исследования были проведены: мониторинг публикаций об объединении поселений в СМИ по массиву электронной базы «Интегрум» с последующей обработкой материала с использованием смыслового анализатора TextAnalyst 2.0 и опрос жителей городского округа Истра, включая проведение интернет-опроса и интервью в ходе полевого исследования. Проведенное исследование позволило выявить основные, по мнению местных жителей, проблемы, и полостью подтвердило выдвинутую гипотезу.

Из анализа нормативно-правовой базы, описания реакций местных жителей и депутатов можно сделать вывод, что реформа по укрупнению муниципалитетов, реализуемая на территории Московской области, снижает транспортную доступность местной власти для местных жителей и возможность использования населением социальной инфраструктуры.

Однако стоит отметить, что далеко не все жители осведомлены о происходящих преобразованиях, и, соответственно, не включены в данный процесс. Поскольку в таком случае оптимизация может «пройти мимо них», а с результатами этой оптимизации им придется разбираться после, это представляет собой некоторую проблему. Аргументы сторонников преобразований за счёт выстроенной работы со СМИ могут звучать гораздо громче, чем отдельные голоса жителей сельских и городских поселений, но ситуация разрешится другим образом только тогда, когда у местного населения возникнет неотлагательная потребность в органах МСУ, которую нельзя будет игнорировать. В таком случае расширение прав МСУ станет естественным откликом на реакции и потребности населения. В Московской области наблюдается формирование такой потребности, вопрос хотя бы начал выносится на общественное обсуждение, однако до полноценного «запроса снизу» ещё очень далеко.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003
  2. Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 27.05.2014
  3. Федеральный закон № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 03.02.2015
  4. Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995
  5. Закон СССР от 09.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Свод законов СССР. 1990. т. 1 С. 267
  6. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.04.2017).
  7. Послание Президента Федеральному Собранию от 12.12.2013 [Электронный ресурс] Официальный сайт Президента России: раздел Новости, Выступления и стенограммы – дата публикации: 12.12.2013. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/19825 (дата обращения: 01.04.2017).
  8. Закон Московской области № 21/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Истринского муниципального района» от 09.02.2017
  9. Закон Московской области № 51/2017-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области об организации местного самоуправления на территории муниципальных районов Московской области» от 21.04.2017
  10. Проект Федерального закона № 768237-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  11. Заключение Совета на Федеральный закон № 768237-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 31 Марта 2017 [Электронный ресурс] // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека URL: http://president-sovet.ru/documents/read/550/ (дата обращения: 01.05.2017)
  12. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации // 2 е изд. перераб. и доп., М: Издательство «Проспект», 2015. — 240 с.
  13. База данных показателей муниципальных образований. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения: 01.04.2017).
  14. Официальный сайт муниципального образования «Городской округ Истра» [Электронный ресурс] // URL: http://истра-адм.рф (дата обращения: 10.05.2017)
  15. Бабун Р. В. Местное самоуправление России на новом этапе муниципального строительства // ЭКО. – 2017. – №3
  16. Бызов Л. Г. Представления россиян о местном самоуправлении // Мониторинг. – 2009. – №1 (89).
  17. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право. 1996. №2. С. 142.
  18. Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть 2. Местное самоуправление. – Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. Т. 2. 196 с.
  19. Караев Р. Ш. и др. Характерные черты становления и развития местного самоуправления в период советской власти //Министерство образования и науки Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт». – 2015.
  20. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Норма, 2002
  21. Мухаметов Р. С. Местное самоуправление в России: основные этапы развития //Вопросы управления. – 2015. – №. 5 (17)., 2015.
  22. Панкращенко В.Н. Местное самоуправление в России: логика закона и логика жизни. — Общая тетрадь. – 2009. – № 4 (50). – С. 64-68
  23. Подовжняя Г.Г. Почему нам так необходимо местное самоуправление? – «Полис. Политические исследования». – 1998. – № 4.
  24. Трофимова И.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы институционального развития // Модернизация и политика в ХХI веке / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян; Ин-т социологии РАН. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - С. 27-35
  25. Шугрина, Е. С. Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? //Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 4. - С. 68 – 71

Приложение 1

Приложение 2

Хронологический перечень законов Московской области об организации местного самоуправления на территории муниципальных районов (перечень районов, где проводилась оптимизация МСУ).

Название

Дата подписания Губернатором Московской области

Номер постановления Московской областной Думы

Закон Московской области № 30/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Озёрского муниципального района»

18.03.2015

№ 11/119-П

Закон Московской области № 146/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Каширского муниципального района»

23.09.2015

№ 14/138-П

Закон Московской области № 147/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района»

23.09.2015

№ 17/138-П

Закон Московской области № 177/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Егорьевского муниципального района»

26.10.2015

№ 20/142-П

Закон Московской области № 178/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Шаховского муниципального района»

26.10.2015

№ 23/142-П

Закон Московской области № 179/2015-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Серебряно-Прудского муниципального района»

26.10.2015

№ 26/142-П

Закон Московской области № 183/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Люберецкого муниципального района»

28.12.2016

№ 30/11-П

Закон Московской области № 184/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Рузского муниципального района»

28.12.2016

№ 33/11-П

Закон Московской области № 185/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Павлово-Посадского муниципального района»

28.12.2016

№ 36/11-П

Закон Московской области № 206/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Зарайского муниципального района»

28.12.2016

№ 67/12-П

Закон Московской области № 186/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Красногорского муниципального района»

28.12.2016

№ 39/11-П

Закон Московской области № 207/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Луховицкого муниципального района»

29.12.2016

№ 70/12-П

Закон Московской области № 5/2017-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об организации местного самоуправления на территории Зарайского муниципального района»

30.01.2017

№ 19/13-П

Закон Московской области № 20/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Шатурского муниципального района»

21.02.2017

№ 28/15-П

Закон Московской области № 21/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Истринского муниципального района»

22.02.2017

№ 31/15-П

Закон Московской области № 51/2017-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области об организации местного самоуправления на территории муниципальных районов Московской области»

21.04.2017

 № 8/20-П

Закон Московской области № 73/2017-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Об организации местного самоуправления на территории Красногорского муниципального района»

12.05.2017

№ 21/22-П


Приложение 3

Опрос: Изучение мнения местных жителей по вопросу объединения поселений (городской округ Истра)

Приложение 4

Рисунок 4. Вовлечены ли Вы в этот процесс? (Например, участвовали ли Вы в публичных слушаниях, интересовались ли данным вопросом?)

Рисунок 5. На Ваш личный взгляд, какова реакция большинства жителей поселения: позитивная (знаю и проявляю активность – за объединение); нейтральная (НЕ знаю и НЕ проявляю активность); нейтральная (знаю, но НЕ проявляю активность); негативная (знаю и проявляю активность – против объединения).

  1. Подовжняя Г.Г. Почему нам так необходимо местное самоуправление? – «Полис. Политические исследования». – 1998. – № 4.

  2. Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 27.05.2014

  3. Федеральный закон № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 03.02.2015

  4. Панкращенко В.Н. Местное самоуправление в России: логика закона и логика жизни. — Общая тетрадь. – 2009. – № 4 (50). – С. 64-68

  5. Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть 2. Местное самоуправление. – Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. Т. 2. 196 с.

  6. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003

  7. Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть 2. Местное самоуправление. – Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. Т. 2. 196 с.

  8. Горный М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России. Часть 2. Местное самоуправление. – Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. Т. 2. 196 с.

  9. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М.: Норма, 2002

  10. Караев Р. Ш. и др. Характерные черты становления и развития местного самоуправления в период советской власти //Министерство образования и науки Российской Федерации Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт». – 2015.

  11. Закон СССР от 09.04.1990 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Свод законов СССР. 1990. т. 1 С. 267

  12. Мухаметов Р. С. Местное самоуправление в России: основные этапы развития //Вопросы управления. – 2015. – №. 5 (17)., 2015.

  13. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003

  14. Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995

  15. Панкращенко В.Н. Местное самоуправление в России: логика закона и логика жизни. — Общая тетрадь. – 2009. – № 4 (50). – С. 64-68

  16. Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 27.05.2014

  17. Федеральный закон № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 03.02.2015

  18. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003

  19. Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 27.05.2014

  20. «Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» от 18.03 2014 [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=160398&rnd=261745.41657974#0 (дата обращения: 01.04.2017).

  21. Статистический бюллетень «Формирование местного самоуправления в РФ» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1244553308453 (дата обращения: 01.04.2017).

  22. Приложение 1.

  23. База данных показателей муниципальных образований. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения: 01.04.2017).

  24. Приложение 1.

  25. База данных показателей муниципальных образований. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения: 01.04.2017).

  26. Приложение 1.

  27. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003

  28. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.04.2017).

  29. Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право. 1996. №2. С. 142.

  30. Бызов Л. Г. Представления россиян о местном самоуправлении // Мониторинг. – 2009. – №1 (89).

  31. Бабун Р. В. Местное самоуправление России на новом этапе муниципального строительства // ЭКО. – 2017. – №3

  32. Шугрина, Е. С. Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? //Конституционное и муниципальное право. - 2015. - № 4. - С. 68 - 71

  33. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации // 2 е изд. перераб. и доп., М: Издательство «Проспект», 2015. — 240 с.

  34. Трофимова И.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы институционального развития // Модернизация и политика в ХХI веке / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян; Ин-т социологии РАН. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - С. 27-35

  35. Послание Президента Федеральному Собранию от 12.12.2013 [Электронный ресурс] Официальный сайт Президента России: раздел Новости, Выступления и стенограммы – дата публикации: 12.12.2013. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/19825 (дата обращения: 01.04.2017).

  36. База данных показателей муниципальных образований. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/ (дата обращения: 01.04.2017)

  37. Приложение 2.

  38. Приложение 2.

  39. Закон Московской области № 21/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Истринского муниципального района» от 09.02.2017

  40. Закон Московской области № 51/2017-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области об организации местного самоуправления на территории муниципальных районов Московской области» от 21.04.2017

  41. Состояние на момент написания работы. При вступлении в силу Федерального закона № 768237-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» – любые поселения.

  42. На момент написания работы в ходе анализа нормативно-правовой базы не были выявлены основания для реализации такой процедуры как упразднение муниципального района для объединения входящих в него территорий в состав городского округа. Поэтому данный вопрос в работе остается незакрытым.

  43. Закон Московской области № 21/2017-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Истринского муниципального района» от 09.02.2017

  44. Официальный сайт муниципального образования «Городской округ Истра» [Электронный ресурс] // URL: http://истра-адм.рф (дата обращения: 10.05.2017)

  45. На момент написания работы в ходе анализа нормативно-правовой базы не были выявлены основания для исполнения муниципальным районом полномочий другого вида муниципального образования, в данном случае городского округа, без проведения дополнительных процедур волеизъявления граждан. Поэтому данный вопрос в работе остается незакрытым.

  46. Справка о результатах голосования по вопросу: * (третье чтение) О проекте федерального закона № 768237-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части, касающейся преобразования муниципальных образований) [Электронный ресурс] // Система анализа результатов голосований на заседаниях Государственной Думы URL: http://vote.duma.gov.ru/vote/98141 (дата обращения: 01.04.2017)

  47. Заключение Совета на Федеральный закон № 768237-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 31 Марта 2017 [Электронный ресурс] // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека URL: http://president-sovet.ru/documents/read/550/ (дата обращения: 01.05.2017)

  48. Приложение 3.

  49. Приложение 4.

  50. Пунктуация и орфография авторов сохранены.

  51. Приложение 4.