Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Уважение и соблюдение прав человека, как принцип оперативно-розыскной деятельности

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина относится к общеправовым принципам, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ. Данный принцип означает, установление законодательной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан (ст. 8 и ст. 9), а также регламентацию порядка восстановления нарушенных прав (ст. 5)[15].

Уважение прав человека – это не только общеправовой принцип, это также одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признаётся достоинство личности. Уважение предполагает: 1) справедливость, равенство прав; 2) возможно более полное удовлетворение законных интересов людей; 3) предоставление им свободы; 4) доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям[16].

В статье 5 Закона об ОРД предусмотрена обязанность должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина при проведении оперативных мероприятий; содержится механизм реализации права граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы; регламентируется порядок защиты нарушенных прав граждан; устанавливаются запреты в поведении должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.

Одним из государственных органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов населения, являются органы внутренних дел, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России, кроме других субъектов, определенных в законе об ОРД. В юридической литературе часто именно органы внутренних дел рассматривают как специфический субъект ОРД, так как именно они практически занимаются всеми оперативно-розыскными мероприятиями, определенными в ст. 6 Закона об ОРД[17].

Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать прав и свобод человека и гражданина. Возможность такого ограничения предусмотрена в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц.

Проведение полицией оперативно-розыскных мероприятий может ограничивать конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. Поэтому проведение таких мероприятий допускается на основании судебного решения и только при наличии информации:


- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение таких оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством[18].

В связи с этим рассмотрим пример из судебной практики. Районным судом г. Красноярска рассматривалось уголовное дело в отношении Х. по обвинению незаконного сбыта на территории г. Красноярска наркотических средств – героина, в особо крупном размере. Умысел на незаконный сбыт наркотического средства Х. не довел до конца, по независящим от него обстоятельствам, так как в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий Х. был задержан.

В судебном заседании стороной защиты заявлено ходатайство об исключении доказательств, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, так как обследование жилого помещения было проведено без судебного решения, что повлекло нарушение конституционных прав Х. на неприкосновенность жилища и право на обжалование решения суда.


Как установлено судом, обследование жилого помещения было проведено в рамках неотложного оперативно-розыскного мероприятия. В течение 24 часов, а именно 17.05.2016 г. об этом был уведомлен суд Центрального района г. Красноярска, однако судебное решение о законности ОРМ получено не было.

Однако, Закон об ОРД допускает проведение оперативно-розыскных мероприятий , ограничивающих, в том числе и конституционное право на неприкосновенность жилища, на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, без судебного решения, но лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о законности и обоснованности проведения.  Между тем из материалов уголовного дела не следует, что Х. является лицом, чье конституционное право на неприкосновенность жилища могло быть нарушено проведением  оперативно-розыскных материалов.  Т. к. Х. арендовал жилье, срок аренды квартиры истекал в 13 час 16 мая 2017 г. Дальнейшее продление договора не произведено, в связи с чем, на момент проведения осмотра жилища – с 16 часов 25 мин до 17 час 32 мин 16.05.2017 г. Х. арендатором квартиры не являлся, каких либо правовых оснований владеть и проживать в данной квартире он не имел. В этой связи, его конституционное право на данное жилище отсутствовало и не могло быть ограничено в результате оперативно-розыскного мероприятия.[19] 

Следует отметить, что Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрен последовательный комплексный подход к реализации прав граждан как в виде их соблюдения со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, т.е. могут обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Право обжалования решений и действий должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ может быть также реализовано путем обращения в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Право на обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в первую очередь распространяется на нарушения основных конституционных прав и свобод граждан. Таких как: на достоинство личности, которая охраняется государством, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ), на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения, согласно ч. 2 ст. 23 Конституции РФ.

Также гражданин имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ. Право на ознакомление с результатами ОРД возникает у лица, виновность которого в совершении преступления не доказана, согласно ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности».

В правовой литературе, исследователи, проведя анализ нарушений оперативно-розыскного законодательства, допускаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий указывают, прежде всего, на следующие нарушения:

- сокрытие заявлений, сообщений о преступлениях в делах оперативного учета (без проверки в порядке ст. 144 УПК РФ);

- ненадлежащий уровень контроля со стороны руководителей оперативных подразделений на всех уровнях;

- поспешный и формальный подход к проведению оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и в оформлении оперативно-служебных документов;

- представление результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, прокурору или суду при отсутствии необходимых документов (без постановления о предоставлении таких материалов, постановления о рассекречивании, отсутствие подписей руководителей);

- незаконное проведение оперативно-розыскных мероприятий, нарушающих или ограничивающих конституционные права граждан (отсутствие разрешения суда или постановления на проведение ОРД)[20].

Учитывая изложенное, следует признать, что в настоящее время требуется принятие кардинальных мер в решении проблем соблюдения законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. Думается, что надлежащий прокурорский надзор, а также контроль со стороны общества во многом будет способствовать соблюдению законности при проведении полицией оперативно-розыскных мероприятий.


Глава 2. Проблемы соблюдения прав человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

2.1.Оперативно-розыскная деятельность и право на неприкосновенность частной жизни

Русский философ А.Я. Поленов писал: «Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных с человечеством прав».[21] Это позволяет говорить, что права и свободы – это свойство человеческой личности.

Право на неприкосновенность частной жизни занимает одно из ведущих мест среди личных конституционных прав и вместе с другими естественными правами составляет основу конституционного статуса личности. Уровень охраны и защиты права на неприкосновенность частной жизни, его гарантированности правовыми нормами является важным показателем демократизации общества, служит необходимой предпосылкой становления и формирования правового государства.

К основным источникам права о неприкосновенности частной жизни относятся:

- нормы Конституции РФ (ст.21, 23, 24, 51, 53);

- отдельные нормы законов РФ: Уголовного Кодекса РФ (ст.137, 138, 139, 142), «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст.3,5,6,8,9,10,12) и др.

- международные документы: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. (ст.12)[22], Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. (ст.21)[23], Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.17) 1966 г.[24] и др.

Всеобщая декларация прав человека, в ст.12 определяет: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств».

Практически в том же контексте данная норма изложена в ст.17 Международного пакта о гражданских и политических правах.