Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

работы: «Оперативно-розыскная деятельность и права человека» представляет актуальность.

Уровень соблюдения и защиты прав человека, являющихся непреходящей ценностью определяет степень развитости общества и государства[1].

В соответствии с Федеральным законом, оперативно-розыскная деятельность осуществляется уполномоченными органами как гласно, так и негласно[2]. Закрытость оперативно-розыскных может приводить к нарушению лиц, в которых проводятся мероприятия, что создает риски.

Проблемой оперативно-розыскной , приводящей к нарушению прав человека является использование сотрудниками юридических при раскрытии .

Анализ проводимых научных исследований в рассматриваемой сфере, а также правовых норм, посвященных защите прав человека, позволяет сделать вывод, что предпринимаемые усилия не всегда способствуют улучшению состояния правовой защищенности.

Все это необходимость теоретического комплекса проблем, с оперативно-розыскной деятельностью и обеспечением прав человека.

В науке данная исследовалась многими : М. Ю. , В. И. , Л. С. , С. А. , А.Д. , А. С. , А. Ф. , С. В. , Е. И. и др.

исследования автора является комплексный в сфере оперативно-розыскной деятельности, правоприменительной практики научных исследований рамках рассматриваемой .

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- исследовать понятие оперативно-розыскной деятельности;

- дать анализ принципа уважения и соблюдения прав человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- изучить вопросы реализации права на неприкосновенность частной жизни при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- выявить проблемы юридических провокаций в оперативно-розыскной деятельности

исследования - общественные , возникающие в правового регулирования оперативно- деятельности.

Предметом является оперативно-розыскная деятельность и соблюдение прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Нормативную исследования составили Российской Федерации, -процессуальный кодекс Федерации, Федеральный т 12.08.1995 № 144-ФЗ « оперативно-розыскной » и иные правовые акты.

В исследуемой темы, были изучены высших судебных и иные судебной практики.

своей структуре состоит из , двух глав, четыре параграфа, и библиографического списка.


Глава 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскная (далее – ОРД) представляет собой, прежде всего, вид правоохранительных органов, имеющий направленность на и безопасность и гражданина, и государства преступных посягательств.

ст.1 Федерального № 144-ФЗ « оперативно-розыскной » (далее – Закон ОРД) содержится , из определения следует выделить признаки данной :

- ОРД является официальной деятельности;

- как гласно, и негласно;

- субъектами являются оперативные подразделения органов, которые на ее . К ним : оперативные подразделения внутренних дел ; органов федеральной безопасности; таможенных и др.;

- данных органов их полномочиями;

- содержание заключается проведении оперативно- мероприятий;

- цели : защита жизни, , прав и человека и , собственности, обеспечения общества и от преступных .

Теснейшим образом обозначенными целями задачи ОРД. цели представляются, идеально намеченный , то задачи, собой своеобразный действий, процесс к цели. свое время, Гегель высказывал , что «выполнение – это опосредованный реализации цели»[3].

определены в .2 Закона об . Их можно , как определенные в достижении целей.

Дадим краткую характеристику задач оперативно-розыскной .

Задача 1. , предупреждение, пресечение раскрытие преступлений, также выявление установление лиц, подготавливающих, совершающих совершивших.

Данная ОРД предполагает фактов совершения преступлений, информация которых в органы по каналам не [4]. В криминологии , что размеры преступности существенно зарегистрированную официально[5].

выявления преступлений в себя составляющие: обнаружение , их совершивших, в их признаков состава наказуемого деяния решения вопроса возбуждении уголовного и установление стороны. Данная решается путем оперативного поиска - из организационно- форм ОРД. происходит инициативный первичной оперативно- информации о преступной деятельности причастных к лицах[6].

Предупреждение предполагает недопущение совершения. В литературе предупреждение и преступления в двух : на общесоциальном – недопущение преступности ее типов, пресечение, удержание; личностно-микросредовом – это недопущение преступного поведения[7].


преступлений - это процесс, его отлично от видов деятельности[8].

предупреждения преступлений из двух более частного : общей профилактики индивидуальной профилактики.

профилактика состоит выявлении, устранении нейтрализации конкретных и условий, совершению преступлений. профилактика - в лиц, замышляющих подготавливающих противоправные , и склонении к отказу преступных намерений. мер по задачи предупреждения выделяется в организационно-тактическую ОРД, получившую оперативно-розыскной .

Пресечение преступлений лишение лица возможности завершить преступление, довести до конца, допустить вредных . Пресечение преступлений – деятельность по лиц, готовящих этих преступлений, на них, также принятие по прекращению действий.

Раскрытие – это система по установлению , совершивших преступления, обеспечение возможности привлечения к ответственности путем информации, имеющей значение. Необходимость такой задачи в случаях неочевидных преступлений, которых потерпевшей и правоохранительным неизвестна личность лица. Задача преступлений носит характер, так она решается применением уголовно- мер, на взаимодействия оперативных со следователем.

Уголовно-процессуальном РФ термин «» практически не . Однако в взаимодействие следователей оперативных подразделений внутренних дел на уголовно- нормах, нормах закона «Об -розыскной деятельности», закона «О »,[9] а также актах. Исходя из , взаимодействие предполагает на требованиях и согласованную всем принципиальным деятельность оперативных и следователя, на раскрытие расследование преступлений.

2. Осуществление розыска , которые скрываются органов дознания, и суда, от уголовного , а также без вести ;

Эта задача представляет собой специальных мероприятий, осуществление которых обнаружение места и, в необходимости, задержание .

Задача 3. Добывание о событиях действиях (бездействии), угрозу государственной, , экономической, информационной экологической безопасности Федерации.

Добывание об угрозе России является элементом обеспечения безопасности, как из целей . Государственная безопасность, защищенность конституционного , суверенитета и целостности страны. безопасность - обеспечение от военных . Экономическая - обеспечение независимости государства. - состояние защищенности среды.

Задача 4 - имущества, подлежащего .

Задачей органов, ОРД, является сил, средств специальных методов установления имущества, конфискации, которое быть подозреваемым сокрыто, продано, другим лицам т.п.


Оперативно- деятельность основывается правовых принципах. принципов характерна и долговременность . Они тесно с правовыми , в сочетании ними существуют действуют.[10] Принципы собой нормативные , основополагающие начала, в концентрированном выражают сущность -розыскной деятельности.

всего, деятельность -розыскных подразделений на конституционных законности, уважения соблюдения прав свобод человека гражданина.

Большинство понятие законности с точным норм Конституции , исполнении законов иных нормативных , всеми должностными органов, ее .[11] Не отрицая понимания законности, отметить, что настоящее время, понятие базируется только на требованиях (законность буквы), но содержательных требованиях, как, соблюдение и свобод , справедливость и применения нормы[12].

В оперативно-розыскной деятельности также учитываются принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип конспирации показывает, что оперативно - розыскная деятельность имеет специфический разведывательный характер. Он означает необходимость и легитимность использования в процессе ОРД правил и приемов, которые позволяют сохранять в тайне от преступников действия правоохранительных органов по их разоблачению. При этом ОРД осуществляется втайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан. Такая деятельность объективно невозможна без значительной степени секретности. Как отметил в своем акте Конституционный Суд РФ, соблюдение секретности требуется и при получении судебного разрешения на проведение оперативно-розыскных мероприятий в связи с проверкой информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления либо о лицах - субъектах соответствующего деяния. В процедуре получения такого разрешения приобретает значение обеспечение тайны информации о планируемых оперативно-розыскных мероприятиях в отношении конкретного лица, включая недопустимость разглашения сведений о самом факте обращения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в суд, независимо от того, дано согласие на проведение оперативно-розыскных мероприятий или в нем отказано. Иначе, негласные по своему характеру оперативно-розыскные мероприятия стали бы просто невозможны, а сама оперативно-розыскная деятельность утратила бы смысл.[13]


Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно-розыскной деятельности. Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД в соответствии со ст. 11 Закона об ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Для обеспечения использования результатов ОРД в уголовном процессе, сведения, полученные негласным путем, следует проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Сочетание гласных и негласных методов обеспечивает зашифровку конфиденциальных источников информации. Таким образом, гарантируется конституционное право человека на личную тайну.

Статья 6 Закона об ОРД устанавливает перечень видов оперативно розыскных мероприятий. Перечень является исчерпывающим, он может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

На основании Закона, оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться в виде: опроса; наведения справок; сбора образцов для сравнительного исследования; исследования предметов и документов; наблюдения; отождествления личности; обследования помещений, зданий, сооружений; контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятия информации с технических каналов связи; оперативного внедрения; оперативного эксперимента, получения компьютерной информации и др. В основном оперативно-розыскные мероприятия организуются и проводятся негласно[14].

По своей сути, данные мероприятия имеют поисковый характер. Они имеют направленность на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии следов противоправной деятельности, о местонахождении скрывающихся лиц и др.

Заметно, что оперативно-розыскная деятельность отличается многогранностью и специфичностью.