Файл: Международное налоговое планирование сущность, методы и принципы организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Зачастую страны лояльны к компаниям, дающим ценные кадры, ведущим исследовательскую работу или любую другую, стратегически важную для юрисдикции. Кроме того, у каждого государства своя система налогообложения, и может получиться так, что в одном из них ставки гораздо ниже, чем в других для определенной сферы деятельности/организационно-правовой формы. Задача лиц, уполномоченных в вопросах МНП — найти оптимальную юрисдикцию с учетом особенностей конкретного бизнеса.

3. Создание холдинга. Осуществляется с целью консолидации активов, создания прозрачной структуры, понятной потенциальным кредиторам и партнерам, упрощения адаптации к меняющимся условиям рынка. Холдинг позволяет минимизировать налоговые последствия по операциям, связанным с получением займов, оптимизировать поиск источников финансирования всей группы компаний.

4. Отдельным пунктом в списке инструментов МНП значится договор об исключении двойного налогообложения, которое считается одной из ключевых проблем международного планирования.

  1. Виды международного налогового планирования

Причины налогового планирования за рубежом для Российских компаний могут заключаться в следующем:

  1. расширение бизнеса;

  2. выбор наиболее выгодных юрисдикций для открытия нового офиса;

  3. получение зарубежного кредитования под небольшие проценты;

  4. уменьшение налогооблагаемой прибыли в России или в юрисдикциях с более высокими ставками налога;

  5. усиление конкурентных преимуществ в части предоставления услуг не в одной стране, а во многих странах;

  6. привлечение инвестиций

  7. другое.

В целом, можно выделить два основных вида международного налогового планирования [7]. 

  • планирование налогов в странах СНГ, в том числе в рамках Таможенного союза;

  • планирование налогов в западных странах.

  • Планирование налогов в западных странах, в свою очередь, можно подразделить на:

  • планирование налогообложения при работе в оффшорах;

  • планирование налогообложения при работе в оншорах;

  • планирование налогов в Европейском регионе;

  • планирование налогов в Американском регионе;

  • планирование в Азиатском регионе.


Для налогового планирования в оффшорах и оншорах характерны низкие налоговые ставки, применяемые с целью привлечения максимальных инвестиционных потоков. Однако не со всеми странами данной группы ведущие государства имеют соглашения об избежании двойного налогообложения. В европейском регионе применяются различные дифференцированные ставки налогообложения по налогу на прибыль, кроме того для европейских стран характерно применение налога на добавленную стоимость. В Соединенных штатах используются традиционно одни из самых высоких ставок по налогу на прибыль и отсутствует налог на добавленную стоимость. Азиатский регион имеет ряд особенностей, в том числе связанных с национальным менталитетом, что ярко выражено, например в Японии.

Можно также выделить в зависимости юрисдикции стран планирование со странами «черной», «серой» и «белой» юрисдикции. Данная особенность отмечена Иванцом Ю.Л. [5]. На сегодняшний день в «черном» списке ОЭСР нет ни одной юрисдикции. «Серый» список включает в себя в основном классические офшоры, хотя встречаются и налоговые юрисдикции, популярные для целей международного налогового планирования, такие как Лихтенштейн и Сингапур. «Белый» список содержит по большей части налоговые юрисдикции, не имеющие популярных льготных налоговых режимов (к ним, кстати, отнесена и Россия). Однако есть в нем и несколько офшорных зон, которые успели заключить 12 соглашений, соответствующих стандартам налоговой прозрачности. Интересно, что количество офшорных зон в «белом» списке быстро увеличивается.

В качестве примера на рисунке представлена «серая» схема налогового планирования.

Рисунок 1 – «серое» международное налоговое планирование

В свою очередь, также можно разделить планирование по видам налогов условно на «низкие», «средние» и «высокие». Однако это деление является весьма условным. При этом, например Погорлецкий А.И. выделяет только юрисдикции с «нормальным» уровнем налогов. Юрисдикции с «нормальным» уровнем налогов (шкала ставок подоходных налогов 20 – 40%), налоговая система которых имеет встроенные дискретные режимы налогообложения. Дискретные (скрытые) режимы льготного налогообложения предполагают существование в налоговом законодательстве стран с традиционно высоким (или нормальным) уровнем налогообложения определенных льгот, позволяющих налогоплательщикам существенно снизить налоговое бремя [8].




  1. Проблемы налогового планирования и пути их решения

Проблемы в налоговом планировании приводят к увеличению налоговых правонарушений, снижению поступления налогов в бюджеты и разбалансированности действий уполномоченных государственных органов.

Именно органы государственной власти и местного самоуправления призваны создавать механизм правового регулирования, принимая соответствующие нормативные акты и исполняя налоговую политику государства посредством налогового планирования и администрирования.

Одной из основных проблем в этой сфере является отсутствие баланса между интересами, правами, обязанностями и ответственностью властей по отношению к налогоплательщику. Еще французский философ Ш. Монтескье, писал: «ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которая у них остается».

Действительно с одной стороны действия современных налоговых органов зачастую называют «налоговым террором».

Отсутствие ответственности должностных лиц, допускающих нарушение закона, и полноценной регламентации процессуальных действий субъектов налогового администрирования способствует «налоговому террору».

Однако с другой стороны следует отметить, что многие проблемы кроются в отсутствии методологической основы налогового планирования.

В рамках содержательного анализа международного налогового планирования особую актуальность имеют вопросы, связанные с устранением двойного налогообложения [9].  Эта проблема представляет комплекс законодательно закрепленных мер по зачету уплаченных за рубежом налогов в счет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, либо освобождение от налогообложения организации в связи с тем, что ее прибыль (доходы) обложена налогом за рубежом. На практике имеются следующие методы устранения двойного налогообложения: налоговый кредит или зачет (taxcreditortaxrelief); налоговый вычет (taxdeduction); налоговое освобождение (taxexemption).

Налоговый кредит представляет собой уменьшение суммы подлежащих перечислению в бюджет налогов на сумму налогов, уплаченных за рубежом. Однако при данном методе устранения двойного налогообложения налоговый кредит предоставляется, как правило, не на всю сумму уплаченного за рубежом налога, а только на ту его часть, которая не превышает максимально возможную сумму налога с такой же суммы прибыли в стране резидентства, где организация уплачивает налоги со всей полученной прибыли вне зависимости от места ее получения [10]. 


Налоговый вычет представляет собой уменьшение суммы совокупной налогооблагаемой прибыли организации в государстве, в котором компания является налоговым резидентом, на суммы налогов, уплаченных в других странах.

Особо необходимо отметить, что для российских предпринимателей значительный интерес представляют те государства и регионы, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении доходов и имущества [9].  Налоговые соглашения могут использоваться только для устранения двойного налогообложения налогоплательщиков, но не для введения нового обложения или увеличения каким-либо образом существующих налогов. Данные обстоятельства определяют также и возможности налоговых соглашений в сфере борьбы против уклонения от налогов.

Налоговые соглашения не предоставляют налоговым органам дополнительных прав, помимо предусмотренных нормами национального законодательства, но позволяют применять имеющиеся права более эффективно, с учетом более полной информации как полученной от самого налогоплательщика, так и от налоговых администраций государств-партнеров [11]. 

Налоговое освобождение есть закрепляемое на межгосударственном уровне соглашение о том, что государство, где зарегистрирована организация, облагает налогом определенные виды прибыли (дохода), в том числе зарубежные, при этом доходы, полученные в зарубежных государствах, не будут подлежать налогообложению в других государствах.

Таким образом, международное налоговое планирование в своих активных формах предполагает выбор благоприятных налоговых режимов для налогоплательщика, что, в свою очередь, предполагает и требует во многих случаях изменения формы или даже содержания его деятельности.

В последние годы российские организации и граждане все чаще и шире выходят на международный рынок обращения товаров и услуг. Объем и структура внешнеторгового потока зависят от многих факторов. Безусловно, один из них – это налогообложение. С целью устранения двойного налогообложения доходов и имущества, а также освобождения или сокращения налогообложения определенных доходов, получаемых организациями либо гражданами, государства заключают межгосударственные соглашения, которые являются неотъемлемой частью их правовой системы [12]. 

Каждое государство имеет свою налоговую систему, отражающую, прежде всего, специфику его налогового законодательства. При этом, даже в тех случаях, когда принципиальные положения налогового законодательства в некоторых странах совпадают, тем не менее существуют специфические особенности в содержании налогов, механизме их исчисления, взимания и уплаты, в перечне и видах налоговых льгот и т.п., вследствие чего можно с уверенностью сказать, что каждое государство с точки зрения налоговой системы отличается от других государств.


При этом надо учитывать, что практически каждая страна не может в современном мире существовать в производственной, торговой, экономической, научной и иной изоляции от других государств. Идет взаимная торговля, осуществляется совместное производство, государства и их деловые круги вкладывают свои денежные средства в экономику других стран. В результате все мировое сообщество так или иначе связано между собой сотрудничеством в самых различных направлениях: экономических, культурных и многих других.

Почти все крупные компании ведут свою деятельность в международном формате. Осуществляется реализация, производство, а также всевозможные иные действия за рубежом. Но при этом следует помнить о существенных различиях, связанных с налоговым законодательством разных стран. Отличается величина налогов, способ формирования налогооблагаемой базы, иное.

Для осуществления эффективного управления крупной интернациональной компанией, работающей в нескольких странах одновременно, требуется продуманное налоговое планирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования — это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов. Результатом данного налогового планирования является совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципом резидентства.

Задачей международного налогового планирования является: учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.), изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов (в том числе и на репатриацию доходов), эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения, максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени. Особенностью корпоративного МНП является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.