Файл: Программа по предметной области Основы духовнонравственной культуры народов России (далее однкнр) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);

  • смысловое чтение;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

2. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).

3. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия включают:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);


  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.


Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

  • Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;

  • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

  • понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом — Россия

  • Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;

  • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

  • понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость

Тема 3. Язык и история

  • Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;

  • иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;

  • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

  • обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей

  • Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;

  • знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

  • понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;


  • иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Тема 5. Истоки родной культуры

  • Иметь сформированное представление о понятие «культура»;

  • осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура

  • Иметь представление об артефактах культуры;

  • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

  • понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;

  • понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура

  • Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;

  • знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;

  • понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;

  • осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

  • знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия

  • Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;

  • осознавать связь религии и морали;

  • понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;

  • уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.

Тема 9. Культура и образование

  • Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;

  • иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;

  • понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;


  • приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

  • понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;

  • выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;

  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;

  • обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей

  • Знать и понимать смысл термина «семья»;

  • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;

  • осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;

  • уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;

  • понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;

  • осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;

  • понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи

  • Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;

  • осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;

  • понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;

  • обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России

  • Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;