Файл: Программа по предметной области Основы духовнонравственной культуры народов России (далее однкнр) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
-
смысловое чтение;
-
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
-
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
-
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
-
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
-
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
-
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
-
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
-
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
-
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
-
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
-
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
-
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
-
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
-
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
-
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
-
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
-
Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
-
осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
-
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
-
Иметь представление об артефактах культуры;
-
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
-
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
-
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
-
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
-
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
-
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
-
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
-
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
-
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
-
осознавать связь религии и морали;
-
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
-
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
-
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
-
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
-
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
-
приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
-
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
-
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
-
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
-
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
-
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
-
Знать и понимать смысл термина «семья»;
-
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
-
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
-
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
-
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
-
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
-
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
-
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
-
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
-
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
-
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
-
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;