Файл: Программа по предметной области Основы духовнонравственной культуры народов России (далее однкнр) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
-
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
-
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
-
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
-
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
-
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
-
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
-
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
-
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
-
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
-
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
-
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
-
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
-
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
-
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
-
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;
-
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
-
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
-
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
-
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
-
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
-
обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
-
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
-
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
-
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
-
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
-
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
-
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
-
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
-
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
-
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
-
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
-
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
-
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
-
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
-
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
-
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
-
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
-
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
-
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
-
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
-
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
-
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
-
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
-
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
-
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
-
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
-
различать основные типы праздников;
-
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
-
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
-
понимать основной смысл семейных праздников:
-
определять нравственный смысл праздников народов России;
-
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
-
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
-
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
-
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
-
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
-
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
-
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
-
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
-
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
-
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
-
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
-
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
-
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
-
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
-
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
-
знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
-
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
-
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
-
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
-
знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
-
оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
-
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
-
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
-
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
-
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
-
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
-
понимать, что такое культурная карта народов России;
-
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
-
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
-
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.