Файл: Программа по предметной области Основы духовнонравственной культуры народов России (далее однкнр) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;

  • уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;

  • осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России

  • Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;

  • уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

  • знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

  • понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи

  • Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;

  • понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;

  • осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;

  • характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)

  • Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;

  • выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;

  • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;

  • обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура


  • Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;

  • уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;

  • понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;

  • знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры

  • Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;

  • осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;

  • обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;

  • доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;

  • знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности

  • Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;

  • обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;

  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность

  • Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;

  • иметь представление о значении и функциях изучения истории;

  • осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры

  • Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;

  • рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

  • обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;


  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур

  • Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;

  • понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;

  • знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа

  • Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:

  • осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие

  • Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;

  • называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

  • уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;

  • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

  • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

  • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины

Тема 25. Праздники в культуре народов России

  • Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;

  • устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;

  • различать основные типы праздников;

  • уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;


  • анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;

  • понимать основной смысл семейных праздников:

  • определять нравственный смысл праздников народов России;

  • осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России

  • Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;

  • понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;

  • осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;

  • осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;

  • устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;

  • иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России

  • Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;

  • обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;

  • знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты

Тема 28. Изобразительное искусство народов России

  • Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;

  • уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

  • обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

  • знать основные темы изобразительного искусства народов России.


Тема 29. Фольклор и литература народов России

  • Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;

  • понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

  • воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

  • знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;

  • оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

  • Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;

  • уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

  • уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);

  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)

  • Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;

  • понимать, что такое культурная карта народов России;

  • описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России

  • Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;

  • понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.