Файл: Программа по предметной области Основы духовнонравственной культуры народов России (далее однкнр) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

1.1.

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

1










формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
вести самостоятельную работу с учебником;



Устный опрос;






1.2.

Наш дом — Россия

1










слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия;



Устный опрос;






1.3.

Язык и история

1










формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры;
понимать особенности коммуникативной роли языка;
слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам;



Письменный контроль;
Устный опрос;






1.4.

Русский язык — язык общения и язык возможностей

1










формировать представление о русском языке как языке межнационального общения;
слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное;
объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления;



Устный опрос;






1.5.

Истоки родной культуры

1










формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в  культуре разных народов;
слушать и понимать объяснения учителя по теме урока;
выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме;



Устный опрос;






1.6.

Материальная культура

1










формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов;
слушать и анализировать выступления одноклассников;
работать с учебником, анализировать проблемные ситуации;



Устный опрос;






1.7.

Духовная культура

1










формировать представление о духовной культуре разных народов;
понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры;
выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме;
учиться работать с текстом и зри тельным рядом учебника;



Устный опрос;






1.8.

Культура и религия

1










формировать представление о понятии «религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме;



;
Письменный контроль;
Устный опрос;






1.9.

Культура и образование

1










понимать смысл понятия «образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества;
слушать объяснения учителя, отбирать и сравнивать учебные материалы по теме;



Письменный контроль;






1.10.

Многообразие культур России (практическое занятие)

1




1




отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой;
слушать выступления одноклассников;



Практическая работа;






Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

2.1.

Семья  — хранитель духовных ценностей

1










понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов;
понимать значение термина «поколение»;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи;



Устный опрос;






2.2.

Родина начинается с семьи

1










понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа;
слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал;



Устный опрос;






2.3.

Традиции семейного воспитания в России

1










;
понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России;
уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме;
просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом;



Устный опрос;






2.4.

Образ семьи в культуре народов России

1










знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях;
знать и понимать морально-нравственное значение семьи;
работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал;



Устный опрос;






2.5.

Труд в истории семьи

1










понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важного общего семейного труда для укрепления целостности семьи;
слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с учебником;



Устный опрос;






2.6.

Семья в современном мире (практическое занятие)

1




1




понимать, почему важно изучать и хранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям;
готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников;



Практическая работа;






Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

3.1.

Личность  — общество  — культура

1










знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными;
работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи);



Устный опрос;






3.2.

Духовный мир человека. Человек — творец культуры

1










понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры;
слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме;



Устный опрос;






3.3.

Личность и духовно-нравственные ценности

1










понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким;
показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др.;
разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с учебником;



Письменный контроль;
Устный опрос;






Тематический блок 4. «Культурное единство России»

4.1.

Историческая память как духовно-нравственная ценность

1










объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории;
понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны;
работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников;



Письменный контроль;
Устный опрос;






4.2.

Литература как язык культуры

1










понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества;
объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы;
слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники;



Письменный контроль;
Устный опрос;






4.3.

Взаимовлияние культур

1










иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»;
понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия;
слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам;



Письменный контроль;
Устный опрос;






4.4.

Духовно-нравственные ценности российского народа

1










уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности;
осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества;
слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение);



Письменный контроль;
Устный опрос;






4.5.

Регионы России: культурное многообразие

2










понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов России;
уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины;
слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками;



Устный опрос;






4.6.

Праздники в культуре народов России

1










понимать и объяснять, что такое «народный праздник»;
уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи;
понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника;
работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы;



Устный опрос;






4.7.

Памятники в культуре народов России

1










устанавливать связь между историей памятника и историей края;
характеризовать памятники истории и культуры;
понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;



Письменный контроль;
Устный опрос;






4.8.

Музыкальная культура народов России

1










понимать особенности музыки как вида искусства;
знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;



Устный опрос;






4.9.

Изобразительное искусство народов России

1










понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества;
понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей;
знать и называть основные темы искусства народов России;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы;



Письменный контроль;






4.10.

Фольклор и литература народов России

1










понимать, что такое национальная литература;
объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовно-нравственные ценности;
отбирать и сравнивать материал из нескольких источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников;



Устный опрос;






4.11.

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие)

1




1




отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой;



Практическая работа;






4.12.

Культурная карта России (практическое занятие)

1




1




отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой;



Практическая работа;






4.13.

Единство страны  — залог будущего России

2




1




понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства;
слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал;



Практическая работа;
Тестирование;






ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

5

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Студеникин М.Т., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики, 5 класс. ООО «Русское слово-учебник»;

Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ М.Т.

Студеникин Книга для учителя. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Календарно – тематическое планирование в 5 классе



Дата

Тема урока

Корректировка

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

1

01.09

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?




2

08.09

Наш дом — Россия




3

15.09

Язык и история




4

22.09

Русский язык — язык общения и язык возможностей




5

29.09

Истоки родной культуры




6

06.10

Материальная культура




7

13.10

Духовная культура




8

20.10

Культура и религия




9

27.10

Культура и образование




10

10.11

Многообразие культур России (практическое занятие)




Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

11

17.11

Семья  — хранитель духовных ценностей




12

24.11

Родина начинается с семьи




13

01.12

Традиции семейного воспитания в России




14

08.12

Образ семьи в культуре народов России




15

15.12

Труд в истории семьи




16

22.12

Семья в современном мире (практическое занятие)




Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

17

12.01

Личность  — общество  — культура




18

19.01

Духовный мир человека. Человек — творец культуры




19

26.01

Личность и духовно-нравственные ценности




Тематический блок 4. «Культурное единство России»

20

02.02

Историческая память как духовно-нравственная ценность




21

09.02

Литература как язык культуры




22

16.02

Взаимовлияние культур




23

22.02

Духовно-нравственные ценности российского народа




24

02.03

Регионы России: культурное многообразие




25

09.03

Регионы России: культурное многообразие




26

16.03

Праздники в культуре народов России




27

23.03

Памятники в культуре народов России




28

06.04

Музыкальная культура народов России




29

13.04

Изобразительное искусство народов России




30

20.04

Фольклор и литература народов России




31

27.04

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие)




32

04.05

Культурная карта России (практическое занятие)




33

11.05

Единство страны  — залог будущего России




34

18.05

Единство страны  — залог будущего России