Файл: Программа по общей физической подготовке в туризме в рамках школьного физкультурного образования. 20 Заключение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВО «КубГУ») Филиал в г. Славянске-на-Кубани Кафедра профессиональной педагогики, психологии и физической культуры КУРСОВАЯ РАБОТА СПЕЦИФИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТУРИЗМЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Работу выполнила
___________________________ А. А. Даурова Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование курс 3 Направленность (профиль) Физическая культура Научный руководитель др биол. наук, проф.
___________________________ А. П. Шкляренко
Нормоконтролер канд. пед. наук, доц.
___________________________ АС. Соколов Краснодар
2022
(ФГБОУ ВО «КубГУ») Филиал в г. Славянске-на-Кубани Кафедра профессиональной педагогики, психологии и физической культуры КУРСОВАЯ РАБОТА СПЕЦИФИКА ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТУРИЗМЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Работу выполнила
___________________________ А. А. Даурова Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование курс 3 Направленность (профиль) Физическая культура Научный руководитель др биол. наук, проф.
___________________________ А. П. Шкляренко
Нормоконтролер канд. пед. наук, доц.
___________________________ АС. Соколов Краснодар
2022
2 СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3 1 Современные представления об общей физической подготовке в туризме.
5 1.1 Особенности организации тренировочного процесса в туризме на этапе начальной подготовки.
5 1.2 Анатомо-физиологические предпосылки к занятиям туризмом у детей школьного возраста.
8 1.3 Туризм в рамках школьного физкультурного образования 11 2 Методы и организация исследования. 18 2.1 Методы исследования.
18 2.2 Организация исследования.
18 3 Результаты исследования и их обсуждение. 20 3.1 Авторская программа по общей физической подготовке в туризме в рамках школьного физкультурного образования.
20 Заключение.
26 Список использованных источников.
27
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Значимость проблемы физической подготовки подростков обусловлены изменением характера социально- экономических отношений в современном обществе, что негативно отразились на здоровье детей, уровне психофизического развития школьников. Всеобщая компьютеризация, увеличение количества и объема общеобразовательных дисциплин, приводящее к длительной подготовке домашних заданий, и многое другое способствуют ограничению двигательной активности детей. Это, в свою очередь, ведет к отставанию современных детей в физическом развитии, появлению различных отклонений в состоянии здоровья [20]. Проблему физической подготовки молодежи надо решать, прежде всего, через такие виды деятельности, которые интересны подросткам. К таким видам относится туризм. На туристском маршруте в работу вовлекаются все основные группы мышц конечностей и туловища. Исключительно благотворно воздействует туризм на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы подростков. Длительное пребывание в условиях похода способствует закаливанию организма, повышает его сопротивляемость внешним воздействиям, различным заболеваниям. При движении по пересеченной местности работают мышцы рук, ног, туловища, что способствует повышению уровня физической подготовленности подростков [12]. Вышеизложенные данные, важные для совершенствования физкультурного образовательного процесса в школе, предопределили выбор темы нашей курсовой работы. Объект исследования – педагогический процесс физического воспитания школьников.
4 Предмет исследования – процесс организации и проведения занятий по спортивному туризму для подростков. Цель исследования. Изучить и обосновать влияние спортивного туризма на физическую подготовленность подростков. В основу исследования положена рабочая гипотеза, согласно которой предполагалось, что специализированная программа занятий по спортивному туризму будет положительно влиять на изменения физических возможностей организма подростков. Для достижения цели и проверки гипотезы сформулированы задачи исследования
– изучить литературу по проблеме организации и проведения занятий по спортивному туризму для подростков,
– разработать программу занятий по спортивному туризму, направленную на физическую подготовку подростков. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования анализ и обобщение научно-методической литературы, методы опроса (анкетирование) и тестирования. Практическая значимость.
Представленная в работе программа расширит представление учителей физической культуры о значимости организации туризма в рамках школьного образования. Организация исследований. Исследования проводились в два этапа
– анализ специальной научно-методической литературы, определение направления и условий организации работы, подбор научных методов исследования
– разработка программы занятий по спортивному туризму, направленной на физическую подготовку подростков. Структура работы. Курсовая работа изложена на 29 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, включающего 21 источник.
5
1 Современные представления об общей физической подготовке в туризме Физическая подготовка – это органическая часть подготовки спортсмена с преимущественной направленностью на укрепление его органов и систем, повышение их функциональных возможностей, на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, на улучшение способности координировать движения и проявлять волевые качества. Попутно совершенствуется техника выполнения различных упражнений [8].
1.1 Особенности организации тренировочного процесса в туризме на этапе начальной подготовки В отличие от простого туризма, спортивный туризм имеет под собой спортивную составляющую, а непросто активный отдых. Данный вид туризма имеет целевую функцию – спортивное совершенствование в преодолении естественных препятствий. Это означает совершенствование всего комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного передвижения человека по пересечѐнной местности и совершенствование физической подготовки для преодоления сложного природного рельефа [4]. Физическая подготовка в туризме должна обеспечить общую физическую подготовленность специальную физическую подготовленность в зависимости от способа передвижения и преодолеваемых препятствий закаливание организма – его сопротивляемость заболеваниям при охлаждении, перегревании, повышенной влажности или сухости воздуха, недостатке кислорода [8] Особенно актуальным вопросом на сегодняшний день является разработка и апробация эффективных и доступных по цене тренировочных
6 комплексов для спортсменов начального уровня. Каждый тренер, независимо от вида спортивной деятельности, на практике знает, что научить качественной двигательной деятельности с самого начала гораздо проще, чем в дальнейшем ломать ранее усвоенные навыки [18]. В спортивном туризме начальный этап подготовки имеет особое значение для всей последующей деятельности спортсмена-туриста. На этапе начальной подготовки в спортивном туризме три основных аспекта коренным образом отличают этот сегмент спортивной деятельности от аналогичных видов подготовки в других видах спорта. Первая специфика начальной подготовки в туризме заключается в том, что контингент участников, в основном, варьируется от 12 до 23 лет, составляют основную часть состава групп начальной подготовки. В альпинизме требования к участникам спортивных мероприятий строгие. К этим видам деятельности занятия спортом допускаются при наличии письменной доверенности от родителей или опекунов детей отлета к самостоятельным выходам на дороги – только по исполнении 18 лет [16]. Младший школьный возраст способствует обучению новым движениям. Чем более разнообразные движения осваиваются в этот период, тем лучше будут освоены дальнейшие сложные технические элементы. Поэтому в спортивном туризме на начальном этапе обучения часто необходимо трансформировать эти навыки для достижения высоких результатов в спорте. А главное, обеспечение безопасности пересечения горных трасс в экстремальных природных условиях. Второй особенностью вводной подготовки в данном виде спорта являются повышенные требования к общей и специальной подготовке, что дает способность справляться с физическими нагрузками в экстремальных условиях [7]. Спортсменов необходимо обучать навыкам не только физической подготовки, но и самотренировки и самоконтроля, чтобы правильно оценивать свои возможности. Обучение навыкам самоконтроля и устранение
7 некоторых отставаний от требования этой сложности горного маршрута повышают безопасность. Правильная самооценка собственных физических характеристик дает запас прочности для безаварийного маршрута [21]. Важнейшим специфическим аспектом начальной подготовки в туризме является психологическая подготовка. В спортивном туризме на этапе начальной подготовки, с одной стороны, следует уделять особое внимание психокоррекции начинающих спортсменов, так как это уже сформировавшиеся черты личности, ас другой стороны, способствовать развитию и формированию психологических личностные качества, востребованные в данном виде спортивной деятельности. Преподаватель должен помнить, что основной состав групп начального формирования составляют молодые люди в возрасте от 12 до 16 лет, с уже сформированными чертами характера и определенными навыками социального общения [11].
Экстремальныевнешние условия природной среды и неоднородный состав группы, приспосабливаются к индивидууму и положительно доминируют на его деятельность. К этим аспектам добавляются проблемы современного общества, такие как девиантное поведение, с повышенной напряженностью, вызванной экологическими, техногенными, социальными, информационными, нравственными, экономическими и другими причинами. Это приводит к аспекту начальной психологической подготовки в специфических требованиях горно-спортивного туризма. Помимо походов и маршрутов, в условиях повседневной жизни создается комплекс искусственных заданий для выполнения [20] Освоенные социальные действия и модели поведения, обеспечивающие их воспроизводство, с возможным удовлетворением потребностей личности дает положительный эффект. Но проблема с этим методом обучения заключается в том, тот факт, что качество исполнения искусственно созданной педагогической ситуации зависит от эффекта, направления и
8 силы воздействия на индивида, доминирующего в его деятельности. И здесь на первый план выходят качества педагога, от которых зависит конечный результат тренировочного процесса [10]. Учитывая эти особенности, необходимо пересмотреть методы общей и специальной физической подготовки, на этапе начальной подготовки в туризме. Учитывая общую тенденцию к коррекции двигательных навыков и обучению приемам самоконтроля как важнейшим критериям безопасного прохождения горного маршрута.
1.2 Анатомо-физиологические предпосылки к занятиям туризмом у детей школьного возраста Протекание процесса физического воспитания ребенка на должном уровне и направление его по пути физического совершенствования возможно при определенных условиях в физическом воспитании. Одним из главных условий является учет возрастных особенностей организма человека [14]. Школьный возраст – период жизни с 6–7 до 17–18 лет. Условно выделяют младший, средний и старший школьный возраст. Средний школьный возраст характеризуется как начало периода полового созревания подростка, те. пубертатный период. Весь переходный период продолжается от 2 до 4 лет. Во внешнем облике, в поведении детей-подростков происходят значительные изменения вследствие влияния гормонов половых желез щитовидной железы, передней доли придатка мозга [13]. Влет происходит усиленное развитие сердечно-сосудистой системы. Темп развития сосудов более медленный. В этом возрасте наблюдается повышение артериального давления в результате сопротивления относительно узких сосудов. Из-за преобладания, симпатических влияний продолжает оставаться легкая возбудимость сердца. В этом периоде возможны повышенное сердцебиение, аритмия, экстрасистолия,
9 систолические шумы и другие нарушения сердечной деятельности. Наибольшему изменению подвергается физическое развитие подростков. Рост в длину увеличивается приметно на 8–12 см. Вес увеличивается до 8 кг за год. Увеличивается и объем грудной клетки. Сила мышц возрастает. К 14–
15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков влет составляет
29,4% веса тела, влет. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет [18]. Наиболее энергичный рост организма происходит до наступления пубертатного периода. У детей 10–13 лет на 100 см роста ежегодный прирост веса равен 0,6–0,7 кг, у подростков в пубертатном периоде он в 3–4 раза больше и достигает 2–2,5 кг. Не менее интенсивно протекает рост костей, где изменяется их гистологическое строение и их химический состав, где происходит постепенное замещение органических веществ минеральными солями [21]. В возрасте 13–15 лет интенсивно возрастает мышечная сила, совершенствуются двигательные качества мышц, чувство пространственных отношений и мышечных ощущений. Скорость двигательных реакций у подростков к концу пубертатного периода почти аналогична скорости двигательных реакций у взрослых. В этой связи подросткам свойственны состояние повышенной утомляемости. В отношении психики ребенка происходит слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов, возникновение и нарастание повышенного интереса к событиям окружающей жизни, стремление к личному участию в них [20]. Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8–10 мин [11].
10 Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического характера. Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног [19]. Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. Большое место занимают игры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных игр (футбол, теннис, волейбол, игра типа Веселые старты, военные игры. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота [12]. В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело [2]. Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других
11 людей. В этом возрасте важно сформировать у подростков идеал человека, занимающегося физической культурой [9]. Стремление быть взрослым ярко проявляется ив сфере взаимоотношений с взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, как маленького, опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются сего желаниями и интересами. Важнейшим благоприятным условием нормальных взаимоотношений с подростком является такая ситуация, когда взрослые выступают по отношению к подростку в роли старшего друга и товарища, у которого можно многому научиться. Для подросткового возраста характерна потребность в общении с товарищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка [11]. Таким образом, протекание процесса физического воспитания ребенка на должном уровне и направление его по пути физического совершенствования возможно при определенных условиях в физическом воспитании. Одним из главных условий является учет возрастных особенностей организма человека.
1.3 Туризм в рамках школьного физкультурного образования В настоящее время актуальным является использование элементов туризма на уроках физической культуры (ФК), с целью подготовки учащихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Готов к труду и обороне (ГТО. Использование элементов туризма на занятиях ФК, как показали исследования, оказывает на укрепление здоровья школьника гармоничное физическое, нравственное и социальное развитие, формирование установки на сохранение здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни [14].