Файл: Программа по общей физической подготовке в туризме в рамках школьного физкультурного образования. 20 Заключение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 Туризм является не только прекрасным средством физического воспитания, но и незаменимым инструментом подготовки школьников к жизни. Как одно из средств физического воспитания туризм – это прикладной вид, включающий в себя разные формы двигательных действий по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемых в естественных условиях коллективными усилиями, с подчинением личных интересов общественным. Главная цель – формирование у человека умений и навыков, вместе с решением общих задач образовательных, оздоровительных, воспитательных и спортивных. Их решение происходит в тесном единстве и не зависит от возраста и уровня физической подготовки занимающихся [1]. Освоение знаний и умений в сфере туризма позволяет школьнику в будущем использовать их в выбранной профессии. Навыки ориентирования необходимы в таких профессиях, как геолог, геодезист, пилот, военнослужащий, полицейский [3]. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к трудовой деятельности, сочетания общей физической подготовки со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой. Специалист должен иметь хорошую физическую подготовку для того, чтобы суметь приготовить ночлег и пищу в походных условиях, а также преодолеть расстояния с рюкзаком. Для вышесказанных специальностей именно занятия туризмом служат отличной подготовкой к профессиональной деятельности [13]. В 1972 г. впервые туристический походи соревнования по спортивному ориентированию были включены в комплекс ГТО. Современный комплекс ГТО является программой и нормативной базой системы физического воспитания различных групп населения РФ, устанавливает требования к физической подготовленности граждан РФ,

13 включающие виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, правил ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков [17]. Протяженность туристского похода для пятых классов (11–12 лет, составляет 5 км. Навыки и знания, которыми должны обладать обучающиеся
– установка палатки
– укладка рюкзака
– завязывание узлов прямой, восьмерка
– ориентирование на незнакомой местности по карте и компасу
– разжигание костра
– способы преодоления препятствий. Ориентирование на незнакомой местности заключается в определении своего местоположения, осуществляется с помощью компаса и карты, по положению солнца, а также с помощью других возможных методов [3]. Препятствиями, которые необходимо преодолеть, являются овраги, болота, преодолимые водоемы, перевалы через горную местность. При этом важны координационные навыки при сохранении равновесия при преодолении любой преграды или препятствия с использованием страховочных веревок. Для совершенствования перечисленных навыков в уроки физической культуры перед походом включают упражнения на преодоление полос препятствий различной сложности [12]. Пристальное внимание при освоении данного норматива уделяется оказанию первой медицинской помощи при получении участниками похода различных травм, ожогов, порезов, обморожений, при транспортировке пострадавшего в безопасное место на самодельных носилках [6]. На привале турист сталкивается с необходимостью разжечь костер в дождливую погоду, установить палатку, приготовить пищу в полевых условиях, загасить огонь, покидая место отдыха, с соблюдением правил пожарной безопасности. Палатка должна быть легкой, водонепроницаемой и прочной, собрана без складок, надежно укреплена.


14 При подготовке к проверке туристских навыков ГТО особое внимание уделяется физической подготовке детей, так как прохождение дистанции требует выносливости и силы. Маршрут составляется с учетом различных уровней сложности, присутствует не только равнинная местность, но и подъем по склону, преодоление прегради транспортировка [3]. В туристических походах применяются изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др, используются приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания [13]. Проблема современного состояния преподавания физической культуры в школе состоит в том, что модернизация российского образования привнесла в школу многозначительных изменений как для учеников, таки для учителей. Изменились цели образования результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт, в процессе которого он овладевает действиями по его созданию [1]. Главной целью введения ФГОС является создание условий, позволяющих решить стратегические задачи российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам образования. В соответствии с требованиями ФГОС к образовательным результатам предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты [20]. К метапредметным относят такие результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видом деятельности школьников. Метапредметные результаты относят к сквозным образовательным результатам, связанным сформированием у школьников универсальных учебных действий, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и

15 коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира [19]. Сквозные образовательные результаты, выступающие как базовые и проходящие через все образовательные области и ступени образования, должны стать интегральной характеристикой образовательной результативности школьника и могут быть описаны через
– образовательную самостоятельность, подразумевающую умение школьника находить средства для собственного продвижения, развития
– образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать
– образовательную ответственность – умение принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях. Для решения образовательных результатов мы взяли метапредметную связь уроков физической культуры (туризма) и географии. Изучаются такие темы, как
– условные знаки карт
– определение сторон горизонта по природным признакам
– определение сторон горизонта по компасу
– определение азимута на ориентир. Школьники пятых классов в рамках метапредметных результатов в условиях ФГОС осваивают базовые навыки и умения
– формирование адекватной самооценки учеников
– формирование самоконтроля выполнения двигательных действий
– способность к самостоятельному поиску средств выполнения заданий, предложенных учителем
– способность к совместной учебной деятельности с одноклассниками, как самостоятельно и независимо от учителя (групповая работа, таки под руководством учителя


16
– при недостаточном количестве знаний для решения предоставленных задач умение самостоятельно находить недостающие знания и восполнять недостающие умения [17]. Организация урока в пятом классе осуществляется следующим образом один разв неделю пятиклассникам предлагаются задания, в основу которых положены элементы туризма. Кроме того, стандарт направленна развитие физических способностей и улучшение здоровья школьников, что является важнейшим результатом образования, при этом особое внимание при подготовке уделяется ОФП [12]. Для решения конкретных задач повышения уровня физической подготовленности обучающихся используют следующие методы физического воспитания
– дистанционный метод (метод непрерывного длительного упражнения
– интервальный метод (выполнение упражнений со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха
– круговой метод (последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы, по типу непрерывной или интервальной работы
– переменный метод (метод, характеризующийся непрерывным двигательным режимом с изменением скорости или мощности работы или чередованием упражнений
– повторный метод (длительность интервалов отдыха планируется по самочувствию спортсмена
– равномерный метод (метод, характеризующийся непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями
– соревновательный метод (использование соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности спортсмена) [4].

17 В процессе школьного обучения все больше применяются не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский. Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (умение учиться, формирование субъекта учебной деятельности. В соответствии с главной целью физической культуры является освоение учениками способов физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов ГТО [12]. Таким образом, туризм – это средство физической подготовки, вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах (спортивный поход, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде, и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе. Туризм как средство физического воспитания обладает большим развивающим, воспитывающим, образовательными оздоровительным потенциалом.


18
2 Методы и организация исследования Методологической основой исследования являются современные представления о содержании, структуре, средствах и методах физического воспитания (В. К. Бальсевича, А. П. Матвеева, В. И. Ляха, И. И.
Сулейманова). Значение имели теория двигательной активности
Бернштейна; общие принципы педагогики физической культуры и спорта (В.
В.Ковалев, М. М.Певзнер, ЕМ. Мастюкова, Н. С.Жукова, А. П. Шкляренко).
1.1 Методы исследования Для решения поставленных задачи проверки выдвинутой гипотезы использовалась совокупность следующих методов исследования
– теоретический анализ специальной и научно-методической литературы
– эмпирические методы (наблюдение, тестирование. Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществляется на изучении литературы по теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастная физиология.
2.2 Организация исследования Выполнение курсовой работы осуществлялось в соответствии с поставленными целью и задачами и состояло из двух этапов, включая анализ педагогической и физкультурной практической и научно-методической литературы.

19 На первом этапе была изучена и проанализирована научно- методическая, специальная отечественная литература изучен опыт организации и методики организации физкультурного образования в школе. По результатам работы на этом этапе были сформулированы проблема и цель, определены предмет, объект, гипотеза, задачи, и выбраны методы исследования. Осуществлен анализ организации и эффективности процесса физического воспитания по традиционной методике и на основе полученных результатов были предложены пути ее рационализации. На втором этапе была разработана программа занятий по спортивному туризму, направленная на физическую подготовку подростков (представлена в подразделе 3.1). В завершающей стадии осуществлялось написание курсовой работы в соответствии с общими требованиями и подготовлен доклад к защите настоящей работы.

20
3 Результаты исследования и их обсуждение Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.
3.1 Авторская программа по общей физической подготовке в туризме в рамках школьного физкультурного образования Основная цель курсовой работы – разработать программу занятий по спортивному туризму, направленную на физическую подготовку подростков Развернутый план программы занятий по спортивному туризму, направленной на физическую подготовку подростков Урок физической культуры строился по традиционной методике и включал три части – подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части урока сообщались сведения о спортивном туризме, использовались различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения. На подготовительную часть отводилось 10–20% времени. В основную часть урока включены упражнения, направленные на развитие физических качеств, на освоение прикладных умений и навыков, основ пешеходного туристического похода, преодоление полосы препятствий, подвижные и спортивные игры, эстафеты. Рассмотрим виды игр и упражнений, направленных на развитие физических качеств школьников а) развитие скоростных способностей


21
– подвижные игры и эстафеты Эстафета с мячом, Встречная эстафета, Навстречу противнику, Гонка мячей, Меж двух огней, Падающая палка и другие
– бег с высокого и низкого старта на скорость на дистанции 30,60, 100,
200 м, бег на месте в быстром темпе с высоким подниманием бедра, бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками, с обеганием препятствий бег с переменной скоростью и повторный бег, бег боком и спиной вперед, бег змейкой между расставленными в различном положении стойками
– упражнения со скакалкой два прыжка на один оборот скакалки, один прыжок на два оборота скакалки, чередование различных прыжков на одной и двух ногах
– развитие силовых и скоростно-силовых способностей подвижные игры и эстафеты Сильная схватка, Бой петухов, Борьба ногами, Силачи, «Шнурбол», Перетягивание каната, Вытолкни из круга, Бой на переправе, Воздушный мост, Эстафета с лазанием по канату и другие
– прыжки в длину в яму с песком, через яму с водой, прыжки в высоту, на одной и обеих ногах на месте ив движении, прыжки со скакалкой в движении, прыжки вверх из положения приседа, упора присев прыжки по ступенькам б) развитие координационных способностей
– подвижные игры и эстафеты Удержи равновесие, Эстафета с опорным прыжком и равновесием, Переправа, Сквозь обруч, Через скакалку всей командой, Вездеход, Тоннель, Гонка обручей и другие подъем и спуск по наклонно стоящей скамейке
– упражнения в лазании, перелезании;
– челночный бег в) развитие выносливости

22
– подвижные игры и эстафеты Гонки в парах, Сороконожка, Бег командами, Колесо и другие
– ходьба и бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности
– кросс 3-5 км
– бег в гору
– туристский поход
– многократное пробегание отрезков на различные дистанции с изменением скорости, темпа и продолжительности бега
– смешанное передвижение с чередованием ходьбы, бега
– упражнения со скакалкой в заданном темпе г) развитие гибкости
– упражнения в растягивании (в статическом и динамическом режиме наклоны, махи, упражнения с большой амплитудой самостоятельности и при помощи партнера
– стретчинг. Дозировка нагрузки на уроке осуществлялась за счет изменения размеров площадки, длительности игры, количества играющих и их расстановки, числа повторений, интервалов отдыха между повторениями. В заключительной части урока использовались ходьба, бег в медленном темпе, упражнения на растягивание основных мышечных групп, дыхательные упражнения. Школьники осваивали технику дыхания по методике АС. Стрельниковой. Дыхательные упражнения поданной методике, на наш взгляд, эффективно сочетаются со всеми физическими упражнениями, которые использовались в основной части, а также положительно влияют на деятельность дыхательной системы. На занятиях в рамках внеклассной работы в секции Основы туризма углубленно изучали прикладные умения и навыки спортивного туризма. Основная форма работы – практические занятия в спортивном зале, на