Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Основные цели и задачи стратегического развития муниципального образования

1.2. Анализ современной ситуации в сфере реализации стратегических направлений развития местного самоуправления

1.3.Основные формы и методы местного самоуправления при реализации стратегического развитии территории муниципального образования

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

2.1. Основные цели и проблемные направления стратегического развития городского округа город Воронеж

2.2. Направления совершенствования стратегического развития городского округа г. Воронеж

2.3. Государственные программы как основной инструмент ресурсного обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время практически во всех сферах современного российского общества происходят постоянные изменения, которые требуют принятия взвешенных и согласованных управленческих решений на всех уровнях власти.

Любое муниципальное образование нашей страны может быть рассмотрено в качестве подсистемы национальной экономики, в этой связи стратегическое управление развитием муниципальным образованием приобретает особое значение для повышения устойчивости общей экономической системы государства, обеспечения благосостояния граждан страны, повышения устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики.

Основой для принимаемых на уровне муниципального образования государственных решений является стратегия социально-экономического развития субъекта РФ (муниципального образования РФ), которая определяет наиболее приоритетные региональные и муниципальные хозяйственные комплексы, а также определяет ключевые направления развития города (региона, любого муниципального образования).

Кроме того, сложившаяся ситуация, в сфере социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных регионов, обуславливает необходимость разработки и применения адекватного комплекса мер, которые направлены на реализацию стратегии устойчивого общественного развития, обеспечения использования сложившегося потенциала государства и отдельных муниципальных образований.

Настоящая работа посвящена анализу ключевых аспектов реализации местного самоуправления, в первую очередь, посредством разработки и реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований РФ, в том числе используемого инструментария при разработке стратегий, основных этапов разработки и ресурсного обеспечения такого развития.

Значительная роль в исследовании указанных проблем принадлежит таким ученым как В.Я. Любовный, И.Г. Степанов, Р. В. Бабун.

Цель работы состоит в формировании предложений по совершенствованию практики разработки и реализации стратегий муниципального образования для повышения эффективности местного самоуправления.

В целях реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

− рассмотреть сущность и понятия, связанные со стратегическим развитием муниципального образования;

− определить основные задачи управления социальным развитием муниципального образования;


− рассмотреть основные формы, методы стратегического управления и ресурсное обеспечение стратегического развития муниципалитетов.

Объект исследования настоящей работы – муниципальное образование городской округ город Воронеж.

Предметисследования – управленческие отношения, которые возникают в процессе реализации органами управления, местного самоуправления мероприятий, направленных на социальное развитие территории муниципального образования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. Основные цели и задачи стратегического развития муниципального образования

В свете современных социально-экономических вызовов основным приоритетом деятельности государства в сфере управления городскими территориями является обеспечение постоянного повышения качества жизни граждан, обеспечение их потребностей в комфортном жилье, инфраструктуре, рабочих местах. Также важно обеспечить безопасность населения, в том числе, экологическую и продовольственную. В целом – создать комфортную среду для жизни.

Данная масштабная цель требует качественно новых подходов деятельности институтов территориального развития. Говоря о развитии городского округа, следует отметить, что основной объект пространственного развития в данном случае – город. Следовательно, уполномоченным органом в сфере развития городской территорией является управление главного архитектора города, чья деятельность должна быть направлена на обеспечение гармоничного пространственного развития города целиком, вместо контроля процесса строительства лишь некоторых объектов. Учитывая масштабность такой задачи, служба главного архитектора должна обладать соответствующими инструментами и механизмами (правовыми, организационными, информационно-аналитическими), которые помогут реализовать данную задачу.

Рассматривая данную проблему глубже, возникает вполне справедливый вопрос о документационном обеспечении управления городской территорией. Традиционный объект капстроительства всегда сопровождается проектной документацией, которая служит основанием для строительства и сдачи объекта в эксплуатации. Проект капитального строительства обладает четкими сроками начала, завершения, а также сроком эксплуатации капитального объекта. Управление городской территорией осуществляется без конечных сроков завершения, непрерывно[1].


Проводя дальнейшее сравнение со строительством капитального сооружения, можно отметить следующее. В рамках реализации подобного проекта, его архитектором проектируется количество и конфигурация лестниц, коридоров, тип жилых и общественных помещений и т.д. Задача же управления городской территорией является гораздо более масштабной, здесь необходимо, чтобы наиболее высоким стандартам соответствовала дорожная сеть, жилые и общественные районы, спортивные и торговые комплексы, больничные и университетские городки. Объекты капитального строительства являются статичными, в отличие от городских территорий. Таким образом, проектную документацию на объект капитального строительства и документы в сфере территориального планирования городской территории сравнивать представляется некорректным.

Необходимо отметить, что управление территорией в городском хозяйстве должно носить исключительно стратегический характер и осуществляться на основе стратегических программных документов.

При разработке стратегических программных документов, необходимо исходить из того, что городской территории нужно определить стратегию своего развития и разработать комплекс мероприятий (план, дорожную карту), направленных на реализацию этой стратегии. Основными положениями такого плана социально-экономического развития (либо любого иного документа) должны являться следующие:

1. План должен быть подготовлен, основываясь на текущей социально-экономической и политической ситуации на определенной городской территории и быть направленным на обеспечении эффективного использования тех ресурсов, которыми располагает данная территория, либо которые доступны территории для использования в рамках задач по своему развитию. В этой связи, необходимо отметить, что прежде чем приступать к составлению такого плана, необходимо пройти ответственный аналитический этап, в рамках которого нужно рассмотреть ряд направлений и сценариев по развитию городской территории. При осуществлении планирования необходимо принимать во внимание самый вероятный план. Подготовленный аналитический отчет, который содержит оценку текущих условий и имеющихся (привлекаемых) ресурсов для развития, а также предложениями по направлениям развития должен быть приложен к плану экономического развития в обязательном порядке.

2. Разработка плана мероприятий должна осуществляться с учетом требований по повышению уровня демократичности процессов управления городской экономикой, и учитывая позиции всех представителей сообщества городской территории (к ним можно отнести представителей местных властей, бизнес-сообщества, представителей общественности, научных и учебных заведений и т.д.). Структурами городского управления, действующими от имени городского сообщества, должны привлекаться компетентные представители городского сообщества, а также должно быть организовано взаимодействие с региональными и федеральными административными структурами.


Данный план мероприятий должен являться прогнозным документом, который бы соответствовал современным экономическим реалиям и был рассчитан на среднесрочную (долгосрочную) перспективу[2]. В состав плана должна быть включена концепция развития города, а также сводная информация по целевым программам, которые намечены к разработке и исполнению. При разработке указанных программ должно быть учтено их влияние на различные компоненты развития городской территории: экономический, социально-культурный, градостроительный, экологический и т.д.

Гибкость является одной из важнейших черт плана экономического развития. В процессе реализации принятого плана необходимо проведение его регулярной конкретизации, в том числе и в форме ежегодных планов. По мнению экспертов, сам стратегический план также должен меняться по мере необходимости и актуализироваться в соответствие с изменениями социально-экономической ситуации и взглядов городского сообщества на развитие города.

Одним из ключевых условий качественной разработки плана является ведущая роль руководителя городской территории; залогом успешного исполнения плана является его поддержка сообществом всей территории органом власти городской территории.

1.2. Анализ современной ситуации в сфере реализации стратегических направлений развития местного самоуправления

На настоящий момент в большинстве городов нашей страны вопросы планирования социально-экономического развития территории прорабатываются, как правило, непосредственно администрацией города. Однако, целый ряд экспертов отмечает, что выполнение процессов планирования развития города только городской властью обуславливает ряд минусов, которые связаны со значительным объемом текущей деятельности, усложненным процессом принятия управленческих решений, низким уровнем оплаты труда для специалистов-разработчиков программных документов, а также недостаточным уровнем квалификации специалистов[3].

Зачастую, работа подразделений администрации территорий имеет немало схожего с разработкой плана развития городской территории. Практика показывает, что современные планы социально-экономического развития территории представляют собой свод разных программ и плановых мероприятий, обычно недостаточно связанных между собой, которые подготовлены профильными департаментами правительств и администраций территорий. Направление этой работы - «снизу вверх», как правило без учета концепции социально-экономического развития территории, а также без обоснования приоритетов проведения тех или иных программных мероприятий.


Отметим, что реалии новых экономических процессов, как правило, не учитываются существующими форматами административной работы в сфере планирования территорий[4]. К таким процессам можно отнести формирование новой активной группы субъектов социально-экономической жизни городской территории. В число таких субъектов входят производственные и торговые предприятия, банки, предприятия, предоставляющие различные услуги, а также общественные структуры разнообразного назначения: политические, профсоюзные, экологические и ряд других организаций. Результативность управленческих действий администраций городских территорий полностью зависит от того, насколько точно учитываются интересы данных структур в принимаемых решениях, а также насколько точным является просчет эффекта принимаемых решений как для сообщества в целом, так и для бизнеса. Как правило, городская администрация не проводит такие расчеты, так как не имеет в своей структуре специалистов подобного направления.

Задачи по организации текущего планирования социально-экономического развития, которые решаются при переходе к рыночным отношениям, и в условиях практически полного отсутствия указаний со стороны вышестоящих органов власти требуют выполнения нескольких условий.

Первое условие состоит в том, что запуск процесса работы над планом развития городской территории должен быть осуществлен руководством территории. Во-первых, руководитель администрации должен преодолеть противодействие своих политических оппонентов, а также провести мероприятия по убеждению общественности в необходимости принять и реализовать планы по развитию территории. В дальнейшем, функции организатора работы по планированию развития могут быть транслированы какому-либо другому представителю администрации городской территории, к примеру, своему заместителю, либо руководителю профильного управления администрации[5]. Тем не менее, не следует недооценивать значение всесторонней и постоянной поддержки главы городской территории, который обладает реальной властью. Иностранный опыт говорит о том, что зачастую именно отсутствие необходимого уровня политической поддержки выступает причиной провала программ социально-экономического развития городских территорий.

Второе условие состоит в необходимости подключать все сообщество городской территории к выработке основных положений концепций развития территории, а также к подготовке плана социально-экономического развития. Работа, направленная на планирование развития городской территории должна объединять городские организации и отдельных граждан, которые: