Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Основные цели и задачи стратегического развития муниципального образования

1.2. Анализ современной ситуации в сфере реализации стратегических направлений развития местного самоуправления

1.3.Основные формы и методы местного самоуправления при реализации стратегического развитии территории муниципального образования

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

2.1. Основные цели и проблемные направления стратегического развития городского округа город Воронеж

2.2. Направления совершенствования стратегического развития городского округа г. Воронеж

2.3. Государственные программы как основной инструмент ресурсного обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- сами по себе субъекты социально-экономической жизни территории, у них есть свои цели, которые нужно предусматривать в ходе работы над планами социально-экономического развития территории;

- граждане (организации) способны самостоятельно на профессиональном уровне формулировать направления путей развития городской экономики;

- обладают необходимым уровнем интеллектуального, кадрового, организационного, материально-финансового потенциала, который пригоден к использованию при планировании.

Также в вышеуказанной работе, связанной с процессами планирования и развития должны принимать участие подразделения вышестоящего уровня власти (например, федеральной власти, или власти того субъекта, в состав которого входит та или иная городская территория). Представители вышестоящей власти, как правило, имеют свои интересы развития то или иной территории, а во-вторых, обладают необходимыми методами и способами воздействия (нормативно-правовыми, финансово-экономическими, административными) на ситуацию в городе.

В целях выполнения указанных условий и обеспечения баланса интересов различных представителей городской территории, нужно найти определенные механизма их привлечения к работе, связанной с планированием[6]. Такие механизмы и пути могут являться разнообразными, они зависят от целого ряда факторов, например, от размера территории, сложившейся экономической ситуации, целей экономического развития, а также от степени вовлеченности представителей частных и общественных организаций в экономическое развитии. Финансовые и кадровые ресурсы городской территории также представляются важными факторами.

Первым вариантом привлечения сторонних экспертов к проблеме разработки плана социально-экономического развития территории является создание на базе администрации городской территории представительной рабочей группы. В основе такой группы могут выступать сотрудники администрации территории, а также можно направить приглашения представителей различных городских и региональных организаций, которые заинтересованы в разработке плана и способны оказать необходимую помощь и поддержку данной работе. Специалисты со стороны вышеупомянутых организаций могут быть привлечены в статусе «эксперты», или же на этапе обсуждений проектов разработанных документов, которые подготовлены небольшим количеством участников рабочей группы. В качестве примера состава группы можно привести созданную в одном из образований субъекта РФ рабочую группу, в состав которой вошли сотрудники профильного (экономического, архитектурно-строительного, транспортного) управления администрации городской территории, представители независимого Центра по региональному планированию и развитию территорий, Политехнического института, а также ряда различных общественных объединений. Формирование рабочих групп в городах РФ наталкивается на некоторые трудности, например, в части привлечения к этой работе представителей бизнес-сообщества территории, а также руководителей высших органов власти субъектов РФ.


Иным возможным вариантом привлечения специалистов и создания расширенных рабочих групп является взаимодействие подразделений администрации с профильными консалтинговыми фирмами и высшими учебными заведениями. Оформление такого взаимодействия может быть проведена через официальное заключение договора на оказание услуг долгосрочного характера.

Дополнительно для реализации поставленной цели по формированию рабочей группы возможно рассмотреть целесообразность создания новой специальной организации, которая бы комплексно занималась проблемами социально-экономического развития и планирования. В качестве примера, можно привести опыт создания в ряде субъектов и муниципальных образований Агентств по экономическому развитию (АЭР). В данном случае администрация городской территории выступает в качестве одного из соучредителей такой организации. В качестве взноса в уставной капитал, могут быть использованы как непосредственно финансовые ресурсы, так и интеллектуальные и информационные ресурсы, имущественные права.

Подводя некоторый итог, отметим, что планирование социально-экономического развития городской территории схоже с понятием стратегического бизнес-планирования, оно может быть представлено в виде ряда этапов.

1. Проведение анализа текущих условий и имеющихся ресурсов экономического развития территории.

2. Процедура разработки концепции социально-экономического развития территории.

3. Определение перечня необходимых мероприятий и организация разработки конкретных целевых программ.

4. Формирование общего плана социально-экономического развития, обеспечение выполнения плана мероприятий по развитию территории.

Работа по анализу имеющихся ресурсов и текущих условий для социально-экономического развития городской территории должна проводится экспертами, которые входят в состав сформированной рабочей группы, либо же являющимися представителями независимой организации-разработчика планов социально-экономического развития городской территории. Опыт показывает, что в большей части случаев, участие в анализе ресурсов и условий также принимают сотрудники профильных подразделений администрации городской территории (управление экономического развития, финансовое управление, комитет по муниципальному имуществу и др.). Данными специалистами проводится подготовка соответствующих разделов, они организуют необходимые и информирование. Также к данной работе на условиях финансового обеспечения могут быть привлечены сторонние эксперты-представители внешних организаций. Кроме того, иногда представляется целесообразным привлекать сотрудников и обучающихся высших учебных заведений.


Эксперты выделяют ряд задач, которые необходимо решить при оценке текущих условий и ресурсов

Анализ среды развития городской территории является первой задачей этапа. В связи с тем, что город представляет собой открытую систему, он прямо реагирует на различные факторы, которые проявляются на различных внешних уровнях - политическом, экономическом, социальном и других факторы.

В настоящее время сложилась практика, при которой анализ среды занимает недостаточную долю в общем объеме аналитических материалов, однако практически все специалисты в области социально-экономического развития акцентируют максимальное внимание на вопросах анализа среды. Те рекомендации, которые сформулированы по результатам проведения анализа окружающей среды, в начале кажутся несколько размытыми и «само собой разумеющимися», вместе с тем последовательная работа по их исполнению позволяет обойти стратегические ошибки и обеспечить реализацию всего потенциала городской территории.

Основная цель проведения анализа - определение конкурентных преимуществ города, а также поиск и анализирование внешних опасностей и угроз, проведение сравнительной оценки с другими территориями[7].

Вторая задача этапа - проведение оценки и учета тех ресурсов, которые находятся в распоряжении у региона, либо которые непосредственно можно привлечь городу для целей по развитию. К ним относятся материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы. Следует отметить, что структура ресурсов развития городских территорий за последние годы претерпела значительные изменения, однако они не всегда могут быть отражены статистически. Прямое управление администрацией городской территории является невозможным для хозяйствующих субъектов, в том числе приватизированных промышленных предприятий, предприятий сферы услуг, торговли. Вместе с тем, значительно вырастает роль некоторых видов ресурсов, использованию которых раньше уделялось недостаточное внимание – к ним относятся земельные ресурсы городской территории, а также та недвижимость, которая находится в городской собственности. Использование трудовых, культурных, информационных ресурсов дает новые возможности для социально-экономического развития территории.

Отметим, что в современных условиях практически все ресурсы нужно рассматривать исходя из позиции необходимости по формированию благоприятного инвестиционного климата и обеспечения комфортных условий ведения предпринимательской деятельности. В этой связи представляется необходимым обеспечить улучшение и стабильное развитие налоговой и организационной среды для ведения бизнеса, а также создание понятных условий для компаний-инициаторов инвестиционных проектов, а также для развития малого и среднего предпринимательства.


Итогом данного этапа является отчет, который содержит анализ текущего состояния и перспективные условия социально-экономического развития городской территории, содержащий также с подробной характеристикой ресурсов. Кроме того, отчет должен содержать предложения целей развития, которые будут заложены в будущий план, а также полное обоснование этих целей.

1.3.Основные формы и методы местного самоуправления при реализации стратегического развитии территории муниципального образования

Как уже было отмечено в данной работе, основная особенность муниципального образования как объекта управления, который включает все сферы жизни населения, определяет специфику муниципального управления.

В этой связи, большинство авторов, исследуя тему, связанную с эффективностью муниципального управления, рассматривают не только понятие экономическойэффективности, но также рассматривают и степень социальной эффективности различных принимаемых решений.

Следует отметить, что в настоящее время система местных органов власти находится в состоянии реформирования, которое направлено на достижение следующих задач:

- задача по рациональному разграничению полномочий между различными уровнями управления;

- задача по совершенствованию структур и методов муниципального управления для эффективного функционированияобщей системы государственного управления;

- задача по созданию качественной системы подготовки сотрудников для последующей работы в органах местной власти.

По мнению С.В. Калашникова, под функциями управления следует понимать задачи деятельности управления и ее основные направления. Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепляет основные функции управления на уровне муниципальных образований. Также основные задачи функционирования органов власти муниципального образования закреплены в Уставе.

В.Н. Ковалев, рассматривая факторы, которые влияют на развитие и состав функций управления, выделяет следующие:


- нормативно-правовую базуместного самоуправления;

- тип модели государственного устройства;

- уровень социально-экономического развития муниципального образования;

- характер политических процессов, которые протекают как на территории региона, так и целом вгосударстве.

Все вышеуказанные факторы оказывают влияние на изменение состава и значения отдельных функций муниципального управления. Т.М. Малева отмечает, что за последнее время, такие функции управления как охране окружающей среды на территории муниципального образования, определение ставок различных налогов местного уровня, поддержка и развитие предпринимательства повысили свою значимость.

На настоящий момент, в системе муниципального управления проводятся мероприятия по повышению качества планового регулирования.

В основе этого процесса лежит установление стабильных связей и партнерских отношений между структурами власти и хозяйствующими субъектами на территории муниципальныхобразований, такие связи в первую очередь должны быть направлены на учет различных интересов проживающего в муниципальных образованиях населения.

Формирование системы управления муниципальным образованием,разработка внутренней структуры и связей муниципального управления лежит в основе выполнения функции организации в муниципальном управлении.Для реализации этой функции также необходимо проведение согласования действий между различными уровнями власти (муниципальным, региональным, федеральным), направленных на социальное развитие территорий муниципальных образований.

Руководители муниципальных органов власти основным приоритетом своей деятельности должны рассматривать объединение усилий всех сотрудников для достижения задач, стоящих перед органами муниципального управления[8].

Т.А. Сошникова отмечает ключевую роль функции контроля как завершающей функции управления. Как подчеркивает автор, основное содержание данное функции заключается в определении корректирующих мер, после сопоставления полученных и плановых результатов деятельности органов местной власти.

Большинство исследователей проблем управления стратегическим развитием муниципального образования уделяют значительное внимание применяемым методам управления, как основным способам достижения поставленной цели развития муниципального образования.

Е.И.Холостова предлагает анализировать содержание, направленность и организационную форму методов управления.