Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
На основе анализа полученных экспертных оценок и исходя из классификации проблем городского развития, можно сделать вывод относительно состава наиболее приоритетных целей стратегии социально-экономического развития г. Воронежа. Он должен включать:
- во-первых, экономический блок, ориентированный в первую очередь на развитие потенциала города (повышение инвестиционной привлекательности, развитие новых наукоемких производств, поддержка малого и среднего предпринимательства, как ключевых субъектов местной экономики);
- во-вторых, инфраструктурный блок, ориентированный на решениепроблем городского развития в сферах жилищно-коммунального хозяйства,транспортной инфраструктуры, экологической безопасности и т.д.;
- в-третьих, институциональный блок, ориентированный на выстраивание взаимоотношений между органами местного самоуправления и субъектами внешней и внутренней среды.
При этом все три блока имеют социальную направленность, которая должна концентрированно отражаться в генеральной цели муниципальной политики.
Полагаем дополнить генеральную цель социально-экономической политики крупного российского города,данную в инвариантном формате, особенной характеристикой, фиксирующей необходимость комплексного социально-экономического развития исследуемого города, позволяющего ему занять позицию лидера в макрорегионе в развитии транспортно-логистического и рекреационного комплексов, промышленного производства, сферы услуг, предоставляемых высшей школой. Такая быть декомпозирована на следующие цели.
1. Стратегическая цель экономического развития: снижение зависимости бюджета городского округа город Воронеж от межбюджетных трансфертов за счет повышения доли неналоговых доходов, оптимизации расходов бюджета.
2. Стратегическая цель инфраструктурного развития: повышение доступности городской среды и обеспечение бесперебойного функционирования инфраструктурных объектов за счет привлечения частных инвестиций и применения крауд-инструментов.
3. Стратегическая цель институционального развития: повышение эффективности муниципального управления за счет развития взаимодействия органов местного самоуправления с бизнесом, некоммерческим сектором и институтами гражданского общества.
Для достижения поставленных стратегических целей городского развития органам местного самоуправления необходимо обновить механизм реализации муниципальной политики.
Исходя из вышеизложенного, полагаем возможным предложить инвариантный алгоритм внедрения инструментов реализации муниципальной политики, который предусматривает ряд последовательно выполняемых этапов:
- подготовительный этап, включающий сбор и обработку статистической информации, анализ общественного мнения, экспертных оценок, отечественной практики решения схожих проблем. Его цель – получение полной достоверной информации о текущей ситуации в той или иной сфере городского развития, оценка возможности применения того или иного инструмента управления. По результатам данного этапа принимается решение об использовании конкретного инструмента в процессе реализации политики;
- нормативного обеспечения, включающий анализ существующей нормативно-правовой базы и разработку местных нормативных актов (или внесение изменений в существующие акты), регулирующих взаимоотношения между субъектами политики по применению того, или иного ее инструмента.
Его цель – создание правового поля использования того или иного инструмента. При этом для отдельных инструментов управления, которые не требуют внесения изменений в бюджет, градостроительные планы, структуру администрации и т.д., данный этап будет необходим только при первичном внедрении инструмента;
- информационного обеспечения, включающий разработку информационно-аналитического портала, мониторинг общественного мнения, проведении информационной компании и т.д. Его цель - своевременное информирование субъектов социально-экономической политики о принимаемых решениях и полученных результатах, связанных с применением того, или иного инструмента, заканчивая оценкой эффективности его использования; учет мнений разных групп субъектов политики через организацию канала обратной связи
- организационный, включающий два вида деятельности: распределение ответственности и организацию взаимодействия между субъектами политики; организацию проведения мероприятий, требующих структурных изменений и мобилизации определенных финансовых, временных и др. ресурсов;
- реализации, по итогам которого органы местного самоуправления получают конечный результат – решение отдельной проблемы городского развития. Этот этап может быть реализован как в коротком временном интервале, так и растянуться на несколько лет, в случаях сервисного обслуживания или эксплуатации объекта подрядчиком;
- мониторинга, востребованный в оценке результатов реализации каждого этапа внедрения того или иного инструмента управления городским развитием, оперативной коррекции реализуемых мер, ресурсов. Его цель -определение эффективности решения проблем городского развития: оценка качества выполнения работ, оказания услуг; оценка удовлетворенности горожан решением проблемы; соотношение бюджетных затрат на реализацию алгоритма с полученными результатами.
2.3. Государственные программы как основной инструмент ресурсного обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования
На достижение целей социально-экономического развития территории и направлены программы развития, которые, в соответствии с вышеприведенным определением, являются комплексом мероприятий, согласованных по целям, исполнителям, ресурсам и срокам[9].
В зависимости от уровня реализации, цели, глубины охвата, продолжительности программы могут быть региональными, федеральными, адресными, целевыми, кроме того выделяют программы модернизации, программы комплексного освоения территории[10]. Далее представляется целесообразным рассмотреть основные особенности вышеназванных программ.
1. Государственная программа
Согласно обзору определений государственной программы, представленным интернет-порталом «Форекс», государственной программой является инструментом комплексного планирования деятельности и ресурсов, необходимых для проведения этой деятельности. Речь идет как о планировании непосредственно расходов, так и о планировании реализации других инструментов государственной политики и их комплексной взаимоувязке. Кроме того, согласно данному обзору, государственная программа представляет собой комплексный документ, определяющий основные направления государственной политики в сфере ее реализации. Он увязан напрямую со стратегией развития государства в целом и концепцией развития отрасли в частности.
На наш взгляд, исчерпывающим является определение государственной программы Российской Федерации, которое содержит Федеральный закон от 25 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Согласно данному определению, государственная программа – это «документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»[11].
На настоящий момент государственные программы реализуются по пяти стратегически важным направлениям государственной политики:
- обеспечение новогокачества жизни граждан;
- обеспечение инновационного развития и модернизации экономики;
- обеспечение создания эффективного государства;
- обеспечение сбалансированного регионального развития;
- обеспечение национальной безопасности государства.
Всего в рамках данных направлений сформированы 5 программных блоков, которые объединяют 41 государственную программу. В качестве примеров государственных программ можно привести программу «Доступная среда» с периодом реализации 2011-2020 гг. Программа сформирована и реализуется в рамках программного блока «обеспечение нового качества жизни».
На рисунке ниже представлено положение государственных программ в системе документов стратегического планирования.
Рисунок 1. Положение государственных программ в системе документов стратегического планирования
Структуру государственной программы Российской Федерации составляют подпрограммы, федеральные и ведомственные целевые программы[12]. В качестве одного из примеров федеральной целевой программы можно привести федеральную адресную инвестиционную программу, формируемой исходя из положений федеральных законов, которые регулируют вопросы инвестиционной деятельности в нашей стране, а также положений Бюджетного кодекса РФ. Такая программа распределяет предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, приобретение объектов недвижимого имущества[13].
На уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются программы, направленные на социально-экономическое развитие территорий[14]. Они находятся во взаимосвязи с единой региональной политикой государства и представляют собой представляют собой разновидность целевых комплексных программ, служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем[15].
Региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д..
Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.
Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами[16]. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.
Региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.
В качестве примеров основных задач региональных программ можно привести следующие:
- формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
- максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
- развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
- выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение стабильного социально-экономического развития муниципального образования и повышение уровня жизни проживающего населения является ключевой целью муниципального управления в настоящее время. Задачами, которые необходимо решить в рамках достижения указанной цели является оказание содействия и поддержки населению различных категорий, а также некоторым предприятиям и организациям, так как на настоящий момент становится очевидной проблема растущей технологической и инновационной отсталости. В этой связи, поддержка органов власти всех уровней должна быть направлена на повышение их конкурентоспособности.