Файл: Дорожная карта реализации целевой модели наставничества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация целевой модели наставничества.

    1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы наставничества. (Например, «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик» и тд)

    2. Представление программ наставничества по формам (Например, ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете).

    3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый:

  • Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.

  • Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.

  • Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.

  • Регулярные встречи наставника и наставляемого.

  • Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

    1. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.

    2. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи – планировании.




  1. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.


6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

6.2 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;

  • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

    1. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

    2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.

    3. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.




  1. Обязанности наставника:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава, определяющих права и обязанности.

  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.

  • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.

  • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.

  • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.

  • Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.

  • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.

  • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.

  • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора

  • Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.





  1. Права наставника:

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

  • Защищать профессиональную честь и достоинство.

  • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

  • Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.

  • Получать психологическое сопровождение.

  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.




  1. Обязанности наставляемого:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава определяющих права и обязанности.

  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.

  • Выполнять этапы реализации программы наставничества.




  1. Права наставляемого:

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

  • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.

  • Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.

  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.

  • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.




  1. Механизмы мотивации и поощрения наставников.




  • Мероприятия по популяризации роли наставника.

  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.

  • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

  • Проведение конкурсов профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», "Наставник + ".

  • Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.

  • Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.

  • Доска почета «Лучшие наставники».

  • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"

  • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.

  • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.




  1. Документы, регламентирующие наставничество





  • К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • Положение о наставничестве

  • Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;

  • Целевая модель наставничества

  • Дорожная карта внедрения системы наставничества

  • Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели наставничества _.

  • Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и графиков обучения наставников.

  • Приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп».

  • Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества».


ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА



    1. Пояснительная записка.

Настоящая целевая модель наставничества, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов

Создание целевой модели наставничества позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в

конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Координатор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.


Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.

Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.


    1. Нормативные основы целевой модели наставничества.


Нормативные правовые акты международного уровня.

  • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.

  • Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).

  • Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. "О предотвращении преждевременного оставления школы".

Нормативные правовые акты Российской Федерации.