Файл: Самарский филиал Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки города Москвы
Самарский филиал
Государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра высшей математики и информатики
УТВЕРЖДАЮ
Директор СФ ГАОУ ВО МГПУ
_______________________Г.Е. Козловская
«_______»______________________2022 г.
ПРОГРАММА И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА,
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛО-
ГИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ
44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ):
ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
(УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРИАТА)
Самара
2022
2
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным об- разовательным стандартом высшего образования по направлению подготов- ки 44.03.01 Педагогическое образование: квалификация (степень) «бака- лавр», утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от
22.02.2018 № 121.
Разработчик:
СФ ГАОУ ВО МГПУ, к.п.н., доцент кафедры ВМиИ Орлова Н.Н.
Старший преподаватель кафедры ВМиИ Кузнецов А.С.
Старший преподаватель кафедры ВМиИ Ключникова О.В.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры высшей математи- ки и информатики
Протокол № 10 от 19 мая 2022 г.
Зав. кафедрой: к.ф.-м.н., доц. С.Н. Богданов
Программа прошла экспертизу учебно-методической комиссии СФ ГАОУ
ВО МГПУ
Протокол № 4 от «08» июня 2022 г.
Председатель УМК: к.т.н., доц. С.Р. Кирюков
Программа утверждена на заседании Ученого совета факультета педагогики и психологии
Протокол № 10 от 22 июня 2022 г.
Декан факультета: к.ист.н., доц. В.В. Васильев
© СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2022
© Кафедра высшей математики и информатики, 2022
3
СОДЕРЖАНИЕ
Программа производственной практики: научно-исследовательская работа …….
1. Общие положения ……………………………………………………………………......
2. Виды производственной практики, способы и формы ее проведения ……………..
3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении производственной практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО …….....
4. Место производственной практики в структуре ОПОП ВО …………………………
5. Объем производственной практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах …………. ………………..
6. Содержание производственной практики ……………………………………………..
7. Формы отчетности по производственной практике ………………………………….
8. Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся по производственной практике ………………………………………………………............
9. Перечень производственной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения производственной практики
…………………………………………………
10. Перечень информационных технологий, используемых при проведении производственной практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости) …………………………..
11. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения производственной практики ………………………………………………………………
12. Организация практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здо- ровья
……………………………………………………………………………………………..
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся
по производственной практике …………………………………………………………
1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения
ОПОП ВО …………………………………………………………………………………..
2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания …………………………………………
3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки зна- ний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формиро- вания компетенций в процессе освоения ОПОП ВО …………………………
4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компе- тенций
……………..……………………………………………………………………………..
Приложения ……………………………………………………………………….…........
4
4
5
5
6
6
7
11
11
11
13
14
15
16
16
17
19
20
25
4
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ:
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа и оценочные материалы по организации и проведению производствен- ной практики: научно-исследовательской работы предназначена для организации практи- ки обучающихся очного отделения факультета Педагогики и психологии, предусмотрен- ных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) Инфор- матика и информационные технологии обучения (уровень бакалавриата).
Производственная практика: научно-исследовательская работа направлена на фор- мирование у обучающихся общепедагогических и исследовательских навыков, умений, развитие специальных профессиональных способностей, самостоятельности в принятии педагогических решений, подготовку к профессиональной деятельности в образователь- ных учреждениях.
Программа и оценочные материалы по организации и проведению производствен- ной практики: научно-исследовательской работы разработана в соответствии с:
Программа и оценочные материалы по организации и проведению производствен- ной практики и практической подготовки: педагогической практики разработана в соот- ветствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями);
- Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образо- вании в Российской Федерации» от 02.12.2019 № 403-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образова- ния по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень высшего образования бакалавриат), утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 121
(зарегистрирован Министерством юсти- ции Российской Федерации 15.03.2018 N 50362);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
05.04.2017 № 301 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образователь- ной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры", зарегистрирован в
Минюсте России 14.07.2017 года №47415;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 авгу- ста 2020 г. № 885/390 «О практической подготовке обучающихся»;
- Уставом Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (далее
– Университет);
- Положением о Самарском филиале Государственного автономного образователь- ного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагоги- ческий университет»;
- Положением о практической подготовке обучающихся Самарского филиала ГА-
ОУ ВО МГПУ.
Производственная практика: научно-исследовательская работа является обязатель- ным разделом ОПОП ВО и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Объемы и виды производственной практики: научно-исследовательская работа оп- ределяются ОПОП ВО СФ ГАОУ ВО МГПУ и Федеральным государственным образова- тельным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педаго-
5 гическое образование направленность (профиль) Информатика и информационные техно- логии обучения (уровень бакалавриата).
Производственная практика: научно-исследовательская работа имеет целью подго- товку обучающихся к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях и организуется на базе кафедры. Основными видами деятельности является сбор, анализ, синтез информации по основным нормативным документам, по которым работают учреж- дения общего образования. Во время практики происходит знакомство с образовательны- ми стандартами, примерными программами по предмету, предназначенными для различ- ных ступеней школьного образования.
Производственная практика (НИР) направлена на формирование у обучающихся общепедагогических и исследовательских навыков, умений, развитие специальных про- фессиональных способностей, самостоятельности в принятии педагогических решений, подготовку к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях.
Основными базами практики являются кафедра высшей математики и информати- ки факультета педагогики и психологии, информационно-компьютерное управление
(ИКУ) СФ ГАОУ ВО МГПУ.
При выполнении научно-исследовательской работы вуз предоставляет возмож- ность обучающимся осуществить сбор, обработку и анализ информации по теме исследо- вания, участвовать в проведении научных исследований, составить отчет по теме и высту- пить с докладом на отчетной конференции.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья форма проведения Производ- ственной практики: научно-исследовательская работаустанавливается с учетом особенно- стей психофизического развития индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
2. ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, СПОСОБЫ
И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Вид производственной практики: научно-исследовательская работа.
Способ проведения производственной практики (научно-исследовательская
работа): стационарная и выездная.
Способами проведения практики являются: стационарные или выездные.
Стационарной является практика, которая проводится в Филиале или в профильной организации, расположенной на территории Самары, или расположенной в населенном пункте по месту жительства обучающихся.
Выездной является практика, которая проводится в организации, расположенной в иных населенных пунктах.
Производственная практика: научно-исследовательская работа проводится в сле- дующих формах:
а) непрерывно - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения практики; б) дискретно:
- по видам - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного пе- риода учебного времени для проведения практики;
- по периодам проведения - путем чередования в календарном учебном графике пе- риодов учебного времени для проведения практики с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Возможно сочетание дискретного проведения практики по видам и по периодам ее проведения.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ
ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С
6
ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОПОП ВО
Процесс прохождения производственной практики направлен на формирование следующих компетенций: УК-1; ОПК-3; ПК-3; ПК-4:
УК-1 способен осуществлять поиск, критический анализ информации и приме- нять системный подход для решения поставленных задач;
ОПК-3 способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и вос- питательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образователь- ными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государствен- ных образовательных стандартов;
ПК-3 способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса;
ПК-4 способен организовывать деятельность обучающихся, направленную на раз- витие интереса к учебному предмету в рамках урочной и внеурочной деятельно- сти.
В результате прохождения производственной практики: научно- исследовательская (НИР) обучающийся должен:
знать:
нормативные и правовые документы в сфере образования;
теорию и практику постановки и решения исследовательских задач в области обра- зования;
основы руководства учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
уметь:
осуществлять поиск, критический анализ информации;
применять системный подход для решения поставленных задач;
определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные спо- собы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и огра- ничений;
использовать систематизированные теоретические и практические знания для по- становки и решения исследовательских задач в области образования;
осуществлять обучение учебному предмету на основе использования предметных методик и современных образовательных технологий;
руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;
владеть:
навыками использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения каче- ства учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета.
способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и про- фессионального самоопределения обучающихся.
4. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Практика является обязательным разделом образовательной программы и пред- ставляет собой особый вид научно-исследовательской работы, непосредственно ориенти- рованный на профессионально-практическую подготовку обучающихся Университета.
Производственная практика: научно-исследовательская работа в структуре ОПОП
ВО располагается в Блоке 2. Практики и относится к обязательной части. Шифр Произ- водственной практики: научно-исследовательская работа: Б2.О.03(П), наименование Про-
изводственная практика: научно-исследовательская работа
7
5. ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ
И ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В НЕДЕЛЯХ ЛИБО В АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ
АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСАХ
Таблица 1
Вид учебной работы
Всего часов/
зач единиц
Производственная практика:
педагогическая практика
Б2.О.03(П)
4 сем
Итого академических часов по плану
108
108
Вид промежуточной аттестации
Зачет
Зачет
Общая трудоемкость
Зачетные единицы
108
108
3
3
Таблица 2
Вид учебной работы
Всего часов/
зач единиц
Производственная практика:
педагогическая практика
Б2.О.03(П)
5 сем
6 сем
Итого академических часов по плану
288
144
144
Вид промежуточной аттестации
Зачет
Зачет
Зачет
Общая трудоемкость
Зачетные единицы
288
144
144
8
4
4
Таблица 3
Вид учебной работы
Всего часов/
зач единиц
Производственная практика:
научно-исследовательская работа
Б2.О.03(П)
7 сем
8 сем
Итого академических часов по плану
324
216
108
Самостоятельная ра- бота
324
216
108
Вид промежуточной аттестации
Зачет
Зачет
Зачет
Общая трудоемкость
324
216
108
8
Зачетные единицы
9
6
3
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: НАУЧНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Цели и задачи производственной практики: научно-исследовательская работа (НИР)
Производственная практика (Б2.О.03(П)) направлена на формирование универсаль- ных, общепредметных, профессиональных компетенций в соответствии с требованиями
ФГОС ВО и предназначена для решения задач, позволяющих повысить уровень навыков разработки стратегии научного исследования.
Целью практики является развитие способности самостоятельного осуществле- ния научно-исследовательской работы, связанной с решением профессиональных задач.
Задачи:
- повысить уровень навыков поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования;
- повысить уровень навыков самостоятельного решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской деятельности;
- повысить уровень навыков разработки программы научного исследования.
Практика обладает наиболее благоприятными возможностями для мобилизации, практического применения и углубления всех накопленных знаний, умений и навыков по избранной специальности и развития индивидуальных профессиональных способностей каждого обучающегося.
Производственная практика проводится в пяти семестрах: 4-8
Производственная практика: научно-исследовательская работа Б2.О.03(П)
(Семестр 4).
Тема: Основы социального проектирования.
Производственная практика, научно-исследовательская работа Б2.О.03(П) (Се-
местр 4) проводится в осенний период на базе филиала.
Цель: формирование первичных знаний об исследовательской работе по созданию социального проекта, как необходимого условия профессионально-педагогического ста- новления:
определять цели и задачи научно-исследовательской деятельности;
понимать проблематику будущего проекта;
создавать проблемное интервью для понимания реальной проблемы.;
умение определять целевую группу проекта;
использование различных компьютерных программных продуктов для аналитиче- ского и производственного назначения;
Производственная практика: научно-исследовательская работа Б2.О.03(П)
(Семестр 5).
Производственная практика, научно-исследовательская работа Б2.О.03(П) (Се-
местр 5) проводится в осенний период на базе филиала.
Практика содействует осознанию и выполнению объективных требований самооб- разования и самовоспитания как необходимых условий профессионально-педагогического становления:
определять цели и задачи научно-исследовательской деятельности;
использование различных компьютерных программных продуктов для аналитиче- ского и производственного назначения;