Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений - получение информации о деятельности подозреваемых лиц, путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений (перлюстрация – это вскрытие и просмотр корреспонденции без ведома адресата). Контролю подвергается корреспонденция, поступающая на конкретный адрес, или исходящая от определенного адресата. Почтовые отправления могут быть задержаны, а обнаруженные при просмотре предметы, материалы, сообщения могут изыматься. Проведение этого мероприятия допускается только на основании судебного решения.

Прослушивание телефонных переговоров - то негласное получение информации, передаваемой лицами по линиям телефонной связи. Прослушивание осуществляется с помощью специальной аппаратуры оперативно-техническими подразделениями ОВД и ФСБ. Прослушивание может осуществляться только на основании судебного решения, в течение 6 месяцев со дня принятия судебного решения. При наличии заявления или письменного согласия лица допускается прослушивание и без судебного решения. В этом случае прослушивание проводится на основании постановления руководителя ОВД с обязательным уведомлением судьи в течение 48 часов. Прослушивание сопровождается фиксацией получаемой информации на магнитные носители. Результаты оформляются справкой оперативно-технического подразделения с приложением к ней материалов аудиозаписи.

Съем информации с технических каналов связи - это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления, по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.д.). Проводится на основании судебного решения.

Оперативное внедрение- это внедрение штатного негласного оперативного сотрудника или лица, оказывающего содействие органам ОРД на конфиденциальной основе, в организованную преступную группу, с целью получения информации о деятельности группы и ее участников. Внедренный сотрудник для установления доверительных отношений с членами группы вправе имитировать преступную деятельность при правомерном осуществлении служебного долга. Внедрение осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Контролируемая поставка это осуществляемое перемещение товаров и предметов под контролем оперативно-розыскных органов, в целях выявления и пресечения преступлений и лиц, причастных к их совершению. Предметом поставки являются вещи, изъятые из оборота, или добытые преступным путем.


Оперативный эксперимент - способ получения информации посредством проведения необходимых опытных действий, воспроизведения обстановки, и иных обстоятельств подготовки и совершения тяжких или особо тяжких преступлений. При проведении оперативного эксперимента органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий. Такие действия расцениваются законом как провокация, и вызывают предусмотренную законом ответственность должностных лиц. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т.п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления путем применения различных «ловушек» и «приманок». Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству. Эксперимент проводится по плану, утвержденному руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Таким образом, анализ Федерального закона об ОРВ, а также литературных источников позволяет сделать вывод, что весь комплекс действий, посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность, можно обозначить как оперативно-розыскные действия (оперативно-розыскные мероприятия), так и действия, непосредственно направленные на получение, учет и использование оперативно значимой информации (фактических данных) — термин "оперативно-розыскная деятельность". На наш взгляд, такая трактовка позволяет разграничить понятия "оперативно-розыскные мероприятия" и" оперативно-розыскная деятельность".

Из этого можно сделать как минимум два вывода, которые важны для правильного решения рассматриваемого вопроса.

Во-первых, понятия "оперативно-розыскные мероприятия" и "оперативно-розыскные мероприятия, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности" можно рассматривать как синонимы.

Во-вторых, оперативно-розыскные мероприятия являются лишь неотъемлемой частью оперативно-розыскных мероприятий (оперативно-розыскных мероприятий).

В системе оперативно-розыскных мероприятий наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, перечисленными в статье 6 Федерального закона об ОРД, можно отметить следующие следственные действия, указанные в тексте Федерального закона об ОРД:


- создание и использование информационных систем (Часть 1 статьи 11);

-заведение дел оперативного учета (часть 2 статьи 11);

- прекращение предоставления услуг связи в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, а также угрозы государственной, экономической или экологической безопасности (пункт 1 статьи 15);

- установление отношений сотрудничества с лицами, согласившимися на конфиденциальной основе оказывать содействие органам, осуществляющим ОРВ (пункт 2 статьи 15);

- создание предприятий, учреждений, организаций и подразделений, необходимых для решения задач ОРД (п. 5 ст. 15) и др.

Необходимо согласиться с мнением исследователей, которые пишут, что содержание оперативно-розыскной деятельности наряду с ОРМ также включает в себя "проведение организационных мероприятий, применение тактики, действий, мер поддерживающего характера, вовлечение в ОРД физических и юридических лиц, использование специального оборудования и химических веществ, что в конечном итоге способствует реализации конкретных ОРМ или их комбинации".

2. Характеристика отдельных видов розыскных мероприятий

2.1.Проверочная закупка

Проверочная закупка — это осуществляемая в процессе ОРД закупка товаров, предметов или веществ в целях проверки соблюдения правил торговли, ведения финансовой, хозяйственной или предпринимательской деятельности, а также выявления фактов распространения, сбыта предметов и веществ, оборот которых ограничен или запрещен (драгоценных металлов, наркотических средств, оружия, боеприпасов, радиоактивных веществ, ядов и др.).

Объектами мероприятия выступают лица, обоснованно подозреваемые в сбыте предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота, либо похищенных ценностей, а также лица, занимающиеся мошенническими действиями на потребительском рынке.

Целями данного ОРМ являются: документирование противоправных действий лиц: приобретение предметов для проведения их исследования и подтверждения факта незаконного сбыта; фиксация фактов торговли запрещенными предметами, похищенным имуществом; документирование криминальных действий лиц, занимающихся мошенничеством в сфере потребительского рынка, и др.


В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ и по смыслу Закона об ОРД проверочную закупку можно производить только при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ

Проверочная закупка - оперативно-розыскное мероприятие с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в ходе которого необходимо проявлять чрезвычайную осмотрительность для обеспечения того, чтобы все действия, предпринимаемые правоохранительным органом, осуществлялись строго в рамках закона.

По содержанию проверочная закупка является мнимой сделкой купли-продажи, совершаемой со стороны правоохранительных органов лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. Эти обстоятельства необходимо учитывать при планировании данного ОРМ и гражданско-правовой оценке возможных последствий, так как его проведение в ряде случаев требует значительных финансовых затрат, которые необходимо возмещать.

Содержательная часть проведения закупки заключается в легендированном приобретении у подозреваемого лица за деньги или иные ценности товаров, которые он предлагает к продаже. Закупка может осуществляться у лиц:

имеющих право на совершение гражданско-правовых сделок (продавцов сферы торговли и общепита, рынка);

владеющих предметами торговли незаконно (сбытчиков похищенного);

продающих незаконно товары, реализация которых запрещена либо оборот ограничен (оружие, боеприпасы, наркотические средства и т.п.).

Проверочная закупка считается законченной после передачи товара покупателю и получения продавцом средств расчета. В зависимости от конкретных целей факт купли-продажи может быть легализован незамедлительно либо фиксироваться в течение определенного времени при необходимости сбора всех фактических данных о противоправной деятельности подозреваемых лиц и установления их криминальных связей.

В связи с этим выделяют два вида проверочных закупок: гласную и негласную. Гласная закупка осуществляется путем совершения сделки купли-продажи предметов, веществ, с последующим объявлением целей и проверкой приобретенных объектов (соответствие качеству, стандартам и др.). Негласная (необъявляемая) закупка проводится в следующих случаях: а) приобретения товара, вещества в целях его последующего негласного исследования (единичной дозы вещества для лабораторного исследования и подтверждения его отношения к наркотическим средствам; спиртных напитков для подтверждения их фальсификации); б) документирования действий, носящих систематический характер, для установления всех лиц, участвующих в противоправной сделке.


Субъектами, осуществляющими проверочную закупку, являются непосредственно оперативные работники или лица, действующие по их заданию (внештатные и конфиденциальные сотрудники, работники контролирующих органов).

Организационно-техническое обеспечение проверочной закупки включает в себя письменное оформление решения на ее проведение. Обычные предметы закупаются на основании рапорта оперативного сотрудника с обоснованием необходимых финансовых затрат на проведение закупки и утверждается руководителем. При закупке предметов и вещей, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен, Законом об ОРД предусматривается вынесение постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

Результаты проверочной закупки оформляются актом. В нем указываются время, место, приобретаемый товар, обстоятельства совершения сделки купли-продажи, лица, участвующие в ней.

Проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот ограничен (оружие, взрывчатые вещества, наркотические средства и др.), проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД.

В судебно-следственной практике возникают проблемы при организации и проведении проверочной закупки наркотиков. Вопросы, связанные с использованием результатов проверочной закупки в качестве допустимых доказательств, а также разграничением проверочной закупки и провокации решаются в регионах прокурорами и судами противоречиво. Неурегулированными остаются вопросы проведения повторных проверочных закупок.

Высшая судебная инстанция указала, что проведение повторного оперативно-розыскного мероприятия, а также очередной проверочной закупки у одного и того же лица должно быть обосновано и мотивировано в том числе новыми основаниями и целями, с обязательным вынесением нового мотивированного постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Целями повторного ОРМ, а также проверочной закупки могут быть пресечение и раскрытие организованной преступной деятельности и установление всех её соучастников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков, выявление производства при наличии оперативно значимой информации по этим фактам. Кроме того, это могут быть случаи, когда в результате проведённого ОРМ не были достигнуты цели мероприятия (например, сбытчик наркотического средства догадался о проводимом мероприятии).