Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия
Значение и роль коммерческой деятельности на предприятии
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности магазина АО «Тандер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика магазина АО «Тандер»
2.2. Конкурентное положение магазина АО «Тандер» на рынке розничной торговли
2.3. Рекомендации по повышению коммерческой деятельности и конкурентоспособности АО «Тандер»
Введение
Повышение значимости решения проблем теоретического и практического характера в области обеспечения эффективности коммерческой деятельности торговых предприятий объясняется современным развитием экономики. Экономическая обоснованность принимаемых решений становится жизненно необходимым условием выживания и сохранения предприятия как хозяйствующего субъекта. С помощью оценки эффективности коммерческой деятельности обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их реализацией, делаются прогнозы на будущее, а также выявляются резервы увеличения эффективности производства и продвижения товаров и услуг.
Коммерческая деятельность является неотъемлемой частью современных рыночных отношений, которые возникают между ее участниками в бизнес-среде. Она создает условия для эффективного функционирования общества и всего государства.
На сегодняшний день развитие различных форм и принципов партнерских отношений очень динамично. В условиях жесткой конкуренции, как между производителями, так и между потребителями коммерческая деятельность становится эффективным инструментом хозяйствования. Суть коммерческой деятельности заключается в совокупном подходе к организации комплекса коммерческих операций и процессов, которые направлены на выполнение функций коммерции на всех этапах осуществления товарно-денежного обмена.
Эффективное ведение и совершенствование коммерческой деятельности на предприятии, принятие обоснованных и правильных управленческих решений необходимо для минимизации рисков, затрат и становится основой труда работников, занятых в сфере розничной торговли, этим и обусловлена актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Предметом исследования в выпускной квалификационной работе является эффективность коммерческой деятельности АО «Тандер», расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, улица Доватора, дом 150.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступает предприятие розничной торговли АО «Тандер», которое занимается реализацией продовольственных и непродовольственных товаров.
Цель работы – определить особенности коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли АО «Тандер» и разработать мероприятия по повышению ее эффективности.
В соответствии с целью, в ходе исследования необходимо решить ряд задач:
- исследовать значение и роль коммерческой деятельности на предприятии;
- рассмотреть коммерческую деятельность по розничной продаже товаров;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику магазина АО «Тандер»;
- провести анализ финансового состояния торгового предприятия;
- исследовать конкурентное положение магазина АО «Тандер» на рынке розничной торговли;
- разработать мероприятия по повышению коммерческой деятельности и конкурентоспособности АО «Тандер»;
- дать прогноз результатов рекомендованных мероприятий.
При выполнении исследовательской работы использованы такие методы как изучение и анализ литературы, экономический анализ, обобщение и синтез.
Теоретическую и методологическую базу данного исследования составляют работы российских и зарубежных экономистов, маркетологов, специалистов по сбыту и инновациям: В.Д. Секерин, А.М. Годин, Ю.В. Гуняков, С.Н. Виноградова, О.А. Масленникова, Ф.П. Половцева, А.Я. Малышева, Ю.В. Кенчарский, Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина, В.К. Памбухчиянц, Л.А. Брагинова, Т.П. Данько, Ф. Котлер и других.
Информационную базу исследования составили российская и зарубежная монографическая литература, публикации в периодической печати, законодательные и нормативные акты РФ.
Глава 1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия
Значение и роль коммерческой деятельности на предприятии
Переход к рыночной экономике 1990-х годов характеризовался резким снижением потенциала производственных секторов экономики, таких как промышленность, строительство, сельское хозяйство и др., что привело к перестройке национальной экономики, расширению и укреплению непроизводственного сектора, в том числе торговли, коммерции.
Несмотря на некоторое оживление экономики в последние годы, ее общее состояние определяется результатами предыдущего длительного падения инвестиций, производства. По данным Росстата, в период экономических реформ 1991 года, в России значительно снизился уровень производства1. Наибольшее снижение наблюдалось в наукоемких отраслях: машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность, во всех отраслях экономики, определяющих научно-технический прогресс, а также в легкой промышленности, производстве промышленных товаров народного потребления.
Значительная реструктуризация рабочей силы произошла ввиду неблагоприятных тенденций развития экономики страны в период перехода к рыночным отношениям, таким образом, большая часть населения трудоустроилась в сфере обслуживания, значительной частью которой и является коммерческая деятельность.
Коммерция - слово латинского происхождения (в переводе с латинского сommercium – торговля). Важно отметить, что термин «торговля» имеет два значения: в первом случае означает торговый процесс, направленный на осуществление купли-продажи товаров, а во втором - отрасль народного хозяйства. Коммерческая деятельность связана с первым определением торговли, а именно – процессами осуществление купли- продажи и получения прибыли.
По мнению Виноградовой С.Н.: “Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение актов купли-продажи с целью получения прибыли через наилучшее удовлетворение спроса”.
В. И. Даль определяет торговлю как «торговый оборот, торг, купеческие промыслы». Другими словами, эти понятия подразумевают намерение покупать дешевле и продавать дороже. В широком смысле коммерция часто понимается как любая деятельность, направленная на получение прибыли.
Раньше термины «коммерческая деятельность», «коммерция» означали лишь торговую деятельность на рынке, главной целью которой была прибыль от торговых операций разного вида. На сегодняшний день коммерческая деятельность - это лишь часть предпринимательской деятельности, и главным ее отличием от предпринимательства остается отсутствие процесса производства.
Коммерческая деятельность представляет собой более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это организация экономических, промышленных и других видов деятельности, которые приносят доход предпринимателю.
Предпринимательство может означать организацию коммерческих предприятий, промышленных предприятий, банков, адвокатских бюро, научно-исследовательских институтов, кооперативов и т. д. Из всех этих разновидностей предпринимательства лишь торговое дело является коммерческой деятельностью в чистом виде. Следовательно, коммерция должна рассматриваться как одна из форм предпринимательской деятельности.
Такие элементы коммерческой деятельности как купля-продажа товаров, заготовленной продукции, сырья и т.п. осуществляются во всех видах предпринимательской деятельности, но не являются главными, определяющими.
Поэтому коммерческая работа в торговле занимает значимое место в организационной и оперативной деятельности торговых предприятий, направленных на совершение процессов купли-продажи товаров для получения прибыли и удовлетворения спроса населения.
Коммерческая работа в торговле – понятие широкое, определяющееся не только как купля-продажа товаров, но и некоторые оперативные, экономические и организационные операции, включая изучение рынка сбыта товаров, спроса населения, поиска поставщиков и покупателей товаров, перевозка товаров, рекламные и информационные работы, организация торгового обслуживания и многое другое.
Коммерческая деятельность по розничной продаже товаров
Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. Такое определение предполагает организацию широкого доступа к продукции, её продажу потребителям с различными требованиями небольшими партиями – что и является главным отличием розничной торговли от оптовой. Розница является конечной точкой цепочки поставок всех продуктов23. В ней же завершается процесс товарного обращения, доведения товаров от производства до конечного потребителя. Из сферы обращения, в процессе розничной продажи, товар переходит в сферу личного потребления, компенсируя затраты на производство, продажу и товародвижение товара. Товар переходит из товарной формы в денежную. А деньги в свою очередь идут на развитие производства. Для эффективной работы розничного предприятия коммерческая деятельность должна выполнять ряд функций:
- Поддерживать баланс между спросом и предложением;
- Удовлетворять потребности населения в товарах;
- Влиять на производство с целью увеличения объемов продаж и расширения ассортимента;
- Совершенствовать технологии торговли и улучшать качество обслуживания клиентов.
Для развития торгового бизнеса коммерческий цикл должен быть непрерывным. При его прерывании, например не будет продан товар в розничной торговле, могут возникнуть серьезные проблемы: все участники процесса не получат компенсации затрат, прибыли. Это определяет важное место коммерческой работы, так как в случае возникновения таких проблем деятельность участников процесса будет экономически нецелесообразна. Для работы в этой сфере, имеющей свои особенности по сравнению с оптовой, необходима специализированная подготовка среднего и старшего звена персонала.
Безусловно, розничная торговля имеет экономическое значение. Через товарооборот удовлетворяется спрос конечного потребителя, создается огромное количество рабочих мест. Показатель, оценивающий вклад этой отрасли в экономику, доля в валовом внутреннем продукте страны. Место розничной торговли оценивается также по доле розничного товарооборота в общем, валовом объеме продаж.
Розничная торговля имеет социальное значение. Она рассматривается как фактор повышения уровня жизни, возрождения отдельных регионов, развития средних городов, сел и деревень. Новое поведение покупателя формируется за счет изменений, происходящих в экономике страны, оно становится более требовательным к розничной торговле. Розничная торговля является социальной ценностью для общества, что способствует повышению ее роли и ответственности в общественной жизни.
Коммерческая работа в сфере розничной торговли состоит из следующих этапов:
- Прогнозирование и изучение потребительского спроса;
- Рекламно-информационные работы розничного предприятия;
- Формирование ассортимента товаров;
- Выбор оптимальных методов розничной торговли;
- Организация торгового обслуживания покупателей.
В отличие от организаций, занимающихся оптовой торговлей, у розничных предприятий имеются свои особенности в коммерческой работе.
Предприятия розничной торговли реализуют свою продукцию непосредственно населению, физическим лицам, используя собственные, специфические методы и способы розничной продажи. Торговое обслуживание подразумевает наличие оборудованных торговых помещений, специально устроенных для обслуживания покупателей, формирования оптимального ассортимента, а также возможности его варьирования в случае изменения спроса, изучения потребностей покупателей, потребительских запросов. Розничная сеть отличается от оптовой территориальной раздробленностью, т.е. большим количеством предприятий с небольшими торговыми площадями и товарооборотом. Преимущественно деятельность розничных предприятий можно отнести к сфере среднего, скорее малого бизнеса. В соответствии с установленными критериями численности работников, занятых в сфере розницы, большинство предприятий торговли классифицируются как малые предприятия. От руководителей требуется большая инициатива в коммерческой работе по организации сбыта товаров, умение качественно обслуживать клиентов, чтобы обеспечивать предприятие прибылью и противостоять конкурентам.