Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
2.2.Наблюдение
Наблюдение — это негласное визуальное слежение оперативного работника за лицами, причастными к совершению криминального события.
Оперативное наблюдение - негласная оперативно-розыскная мера - скрытое наблюдение за объектами, вовлеченными в замышляемое или осуществляемое преступное деяние; проводится визуально и с помощью специальных оперативно-технических средств.
Объектами наблюдения являются лица, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении преступлений, их связи; места хранения похищенного; лица, поддерживающие отношения с разыскиваемыми преступниками.
Целью мероприятия являются лица, обоснованно подозреваемые в подготовке, совершении и сокрытии преступлений, поддерживающие связи с сообщниками и разыскиваемыми преступниками.
Согласно действующему законодательству и подзаконным нормативным актам наблюдение, осуществляемое в общественных местах (улицах, скверах, магазинах, метро и т.д.), относится к внешнему (наружному) наблюдению, и предполагается, что оно не ограничивает конституционных прав граждан. Однако наблюдение, связанное с проникновением в жилище гражданина, ограничивает его право на неприкосновенность жилища и, следовательно, относится ко второй группе ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина.
Наблюдение является оперативно-розыскным мероприятием, представляющим собой визуальное, электронное или комплексное слежение и контроль за поведением (действиями) лица, направленным на получение информации о признаках его преступной деятельности и другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Оно не предполагает одновременного прослушивания телефонных переговоров наблюдаемого. Прослушивание телефонных переговоров - это самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие. Наблюдение не связано с ограничением права на тайну телефонных переговоров, закрепленного ст. 23 Конституции РФ. Применение технических средств фиксации наблюдаемых событий само по себе не предопределяет необходимость вынесения о том специального судебного решения, которое признается обязательным условием для проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. В то же время, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 20 марта 2007 года N 178-0-0, это не освобождает органы и должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, от обязанности обеспечивать при проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий соблюдение законов, защиту прав граждан, рано как не исключает и использование различных средств контроля, в том числе судебного, за законностью и обоснованностью проводимых мероприятий и использованием их результатов в уголовном судопроизводстве.
В процессе наблюдения могут выявляться:
очевидцы преступления;
лица, совершающие преступления, и их участники;
места сбыта похищенного;
тайники и места хранения материальных ценностей для дальнейшего обеспечения возмещения материального ущерба лицом;
данные об образе жизни и о криминальных связях подозреваемого лица;
конспиративные места нелегального сбора организованных преступных формирований.
Наблюдение может быть: а) физическим; б) электронным; в) комплексным, т.е. сочетающим в себе элементы того и другого.
К физическому наблюдению, основанному на визуальном способе слежения, относится деятельность сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, которая осуществляется либо самим сотрудником, либо другими лицами по его заданию. В ходе физического наблюдения могут использоваться технические средства фотоаппараты, видеокамеры, позволяющие фиксировать ход мероприятия, а также средства маскировки (изменение внешности с помощью грима, оборудование законспирированных стационарных постов наблюдения и др.). Информация, полученная в результате такого наблюдения, как правило, достоверна, поскольку все события, связанные с поведением объекта наблюдения, проходят под контролем наблюдателя.
Электронное наблюдение, основанное на применении специальных технических средств для слежения за действиями подозреваемого лица в помещениях и транспортных средствах, ведется сотрудником оперативно-технического подразделения. Электронное наблюдение может осуществляться с помощью аппаратуры аудиозаписи в целях слухового контроля и записи разговоров подозреваемых.
Всем видам наблюдения предшествуют:
изучение и оценка оперативным сотрудником имеющихся материалов на объект наблюдения;
изучение личностных особенностей объекта наблюдения, определение его общественной опасности и осведомленности о методах осуществления ОРД;
изучение особенностей территории, местности, по которой будет передвигаться объект, и способов передвижения (отсутствие или наличие автотранспорта);
определение оптимального количества сотрудников и технических средств для успешного осуществления наблюдения и фиксации противоправных действий.
Следует особо подчеркнуть, что нередко понятие оперативно-технических мероприятий (НАЗ, НВ, НВД) подменяется понятием ОРМ "наблюдение с использованием специальных технических средств (НАЗ, НВ, НВД)". Как нам кажется, необходимо, чтобы федеральный закон установил правовые основания и условия проведения оперативно-технических мероприятий, а также разницу между ОРМ с использованием специальных технических средств для наблюдения за лицами, объектами и ОРМ "наблюдение". В противном случае мы еще долго не избавимся от противоречий в судебной практике.
Наблюдение — мероприятие исключительно негласного характера, и физическое участие в нем оперативных сотрудников осуществляются по решению руководителя оперативного подразделения. Электронное наблюдение, ограничивающее конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, проводится на основании решения суда (например, электронное наблюдение, осуществляемое внутри помещения с использованием скрытых средств фиксации и передачи информации).
Субъектами наблюдения являются оперативные сотрудники, сотрудники специализированных оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений. В отдельных случаях к его проведению привлекаются лица, оказывающие содействие на конфиденциальной основе.
Все виды наблюдения в большинстве случаев нуждаются в организационно-техническом обеспечении (негласная фотосъемка, видео- или аудиозапись на магнитные носители информации). Наиболее сложные виды наблюдения осуществляют специализированные оперативные подразделения (оперативно-технические и оперативно-поисковые службы).
Результаты проведенного наблюдения фиксируются в справке с приложением к ней фотографий, дисков, видеокассет (оригиналов), которые могут после их проверки уголовно-процессуальным путем передаваться органам предварительного следствия или судье.
2.3.Оперативное внедрение
Оперативное внедрение - это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в приобретении оперативно-розыскным подразделением негласного источника информации внутри или в окружении объекта оперативного интереса.
Объектом внедрения выступают организованные преступные группы (преступные сообщества); лица, в отношении которых заведены дела оперативно-розыскного производства; отдельные граждане, подозреваемые в подготовке и совершении преступлений.
Субъектами оперативного внедрения могут выступать штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, принадлежность которых к органам внутренних дел зашифрована; сотрудники оперативных подразделений, исполняющие свои должностные обязанности на гласной основе; лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД.
В процессе оперативного внедрения на основании п. 4 ст. 15 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативными работниками могут в целях конспирации использоваться документы, зашифровывающие их личность, а также ведомственную принадлежность предприятий, помещений и используемых транспортных средств.
В соответствии с ч. 8 ст. 5 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" запрещается использовать оперативное внедрение для негласного участия в работе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.
Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность: ч. 4 ст. 16 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускает вынужденное причинение вреда охраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга.
Одной из актуальных проблем современной системы предупреждения преступлений, совершенных организованными группами, является отсутствие у российских правоохранительных органов и спецслужб достаточного количества надежных источников информации в различного рода преступных формированиях в условиях информационной и "террористической" войны, объявленной Российской Федерации.
Конечно, такими источниками выступают внедренные в преступные структуры сотрудники органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, а также лица, оказывающие данным правоохранительным структурам содействие в конфиденциальном порядке.
В борьбе с преступными организованными группами эффективен метод их разобщения или предупреждения особо тяжких преступлений, предотвращения особо тяжких последствий. Для этого используется направление (внедрение) в преступные группы оперативных сотрудников и иных лиц с их согласия.
В то же время в деле предупреждения преступных деяний, совершенных определенными группами, существует необходимость признания пробелов законодательной базы Российской Федерации, что существенно влияет на результативность работы внедренных в преступные группы и организации лиц.
Внедрение осуществляется двумя основными способами: 1) легендированным вводом субъекта (штатного сотрудника оперативно-розыскного органа, лица, оказывающего конфиденциальное содействие); 2) с помощью привлечения к конфиденциальному содействию лиц из числа членов преступной группы.
Сведения о внедренных в преступные формирования штатных негласных сотрудниках или лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренными федеральными законами (ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД).
По продолжительности оперативное внедрение может быть: а) кратковременным; б) долговременным.
Кратковременное внедрение предполагает сбор информации через личный кратковременный контакт оперативного сотрудника или конфидента с объектом мероприятия. Этот способ используется преимущественно для решения частных задач в рамках ДОУ.
Долговременное внедрение отличается от кратковременного по объекту, глубине внедрения и сложности решаемых задач. Этот способ применяется для продолжительного внедрения в организованные преступные группы и организованные преступные сообщества с межрегиональными и международными связями, этнические преступные группы, действующие в различных сферах экономики.
Субъектами данного ОРМ выступают штатные негласные сотрудники оперативных подразделений, другие сотрудники оперативных подразделений, лица, оказывающие конфиденциальное содействие оперативно-розыскным органам.
Организационно-техническое обеспечение оперативного внедрения включает в себя составление плана, вынесение постановления, принятие мер обеспечивающего характера и мер защиты в отношении внедренных лиц.
Оперативное внедрение проводится на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (ч. 7 ст. 8 Закона об ОРД). В постановлении обосновываются: необходимость ОРМ, решаемые задачи, сроки внедрения, линия поведения внедряемого лица (легенда), пределы имитации преступной деятельности, варианты действий в экстремальных ситуациях, обеспечение безопасности внедряемого лица и др.
Для имитации преступной деятельности внедряемым сотрудникам Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» разрешается безлицензионное использование данных средств. При возникновении необходимости непредвиденного участия внедренного лица в противоправных действиях оно должно немедленно сообщить об этом руководителю операции. При отсутствии такой возможности оперативный сотрудник самостоятельно создает обстановку, препятствующую совершению преступления или позволяющую ему уклониться от участия в подготавливаемом преступлении.
При осуществлении внедрения оперативные сотрудники имеют право пользоваться документами, зашифровывающими их принадлежность к правоохранительным органам, которые могут содержать различные сведения об их деятельности, используемом транспортном средстве и т.п. Кроме того, сотрудники могут обеспечиваться оперативно-техническими средствами фиксации информации и средствами экстренной связи.