Файл: Проблема личности в социальной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессах реализации перечисленных тенденций и согласования парадигм анализа и синтеза «личности» постепенно осознается необходимость построения общей психологической науки о личности. В западной психологии это направление познания личности представлено, например, концептуальным и методическим подходами С. Мадди, использующим, вслед за Г. Мюрреем, термин «персонология».

С. Мадди предлагает три интегральные парадигмы персонологии: парадигму сравнительного анализа, парадигму «ядерной личности» и парадигму «периферической личности». В этих парадигмах С. Мадди предлагает три интегральные модели личности: модель конфликта, модель самореализации и модель согласованности [29].

В рамках парадигмы сравнительного анализа осуществляется категоризация теорий, которая, в свою очередь, становится основой для их рационального и эмпирического анализа. Основной принцип данного подхода – «всесторонность, структурированность, аналитичность для более полного и глубокого понимания» [29]. В рамках данного подхода С. Мадди предлагает модель построения теоретического знания о личности, в основу которой заложены параметры общего и различного рассматриваемых им теорий.

В парадигме ядерной личности осуществляется синтез идей о личностных характеристиках, которые универсальны и устойчивы. В частности, к ядерным свойствам личности относятся её глубинные потенциалы (З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу), инстинкты и врожденные потребности (З. Фрейд, Г. Мюррей, Г. Салливан, А. Маслоу), врожденные стремления к самореализации и самоактуализации (А. Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс), тенденция к внутренней согласованности и гармонии (Дж. Келли, Л. Фестингер, Д. Мак-Клелланд).

В парадигме периферической личности осуществляется синтез идей о личностных феноменах, которые устойчивы и непосредственно сопряжены с поведением человека. С. Мадди пишет, что эти проявления являются не врожденными свойствами личности, а результатом научения. К ним относятся мотивация достижения (Г. Мюррей), стиль жизни (А. Адлер), типы характеров или «синдромы» (З. Фрейд, Г. Мюррей, Г. Салливан), и др. Периферические свойства личности должны быть организованы в типологии, систематизирующие поведенческие аспекты личности.

Ядро и периферия личность связаны посредством развития. Ядерная активность личности сталкивается с реакцией среды, повторяющаяся реакция среды на конкретные ядерные тенденции личности закрепляет периферические свойства личности и формирует её тип. Так, например, негативная реакция матери на врожденное стремление младенца к первичной инкорпорации объектов формирует фиксацию на оральной стадии и развивает такие периферические атрибуты личности как аддиктивное поведение, пищевые нарушения, нарциссические черты характера.


В процессах реализации перечисленных тенденций и согласования парадигм анализа и синтеза «личности» постепенно осознается необходимость построения общей психологической науки о личности. Приоритетной задачей персонологии является развитие интегральных парадигм, которые способны объединить множество частных моделей личности и рассеянных исследовательских данных. Это необходимо для построения универсальных теоретико-прикладных персонологических моделей различных личностных феноменов [30].

Заключение

В XX веке было разработано множество теорий личности. Каждая из них достаточно подробно описывает свои взгляды на личность и обусловленность человеческого поведения. Не одна из теорий не является постулатом, потому что рассматривает определенные аспекты личности в рамках собственной концепции. При этом во взглядах различных теорий на личность можно обнаружить общие основания.

В данной работе предпринята попытка проанализировать проблемы личности в социальной психологии.

В соответствии с поставленной целью были исследованы ключевые теории в западной психологии, а также взгляды на личность в отечественной школе психологии. Рассмотрена возможность интеграции различных взглядов на личность.

Перспективным продолжением данной работы можно считать расширение круга рассматриваемых теорий, в особенности отечественной психологии, а также исследование интегральных тенденций в психологии личности.

Список литературы:

1. Аверин В.А. Психологическая структура личности Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология личности. Тексты [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер; под ред. А.А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003 - 423 с.

4. А. Зорина, И. И. Полетаева . Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / — М.: Аспект Пресс.- 320 с., 2002

5. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с

6. Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат. 1967.

7. Лейбин, В.М. Психоанализ. (Учебное пособие). 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

8. Мельник С.Н., Психология личности. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ Год издания: 2004.

9. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.


10. Мерлин В. С. Психология индивидуальности В. С. Москва-Воронеж, 1996.

11. Маклаков, А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2008 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)

12. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., ЛГУ, 1960.

13. Психология и педагогика: учебное пособие. – [Новое изд.]./В.Л. Филиппов, Ю.В. Филиппова, И.В. Грандилевская, И.А. Вахрушева/ – СПб.: Изд-воСЗТУ, 2008. – 234 с. В. Л.

14. Психология Учебник для гуманитарных вузов Под редакцией В. Н. Дружининой, Санкт-ПетербургМосква • Харьков • Минск 2001.

15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 2 т. – 322 с.

16. Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.:

17.Франц М.-Л Юнг К Г,., Хендерсон Дж.Л. и др. Человек и его символы Под общ. Ред. С.Н.Сидоренко. – М: Серебряные нити, 1997. – С. 337-346

18. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. - 657 с.

19. Юнг К.-Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001 стр. 29

20.Юнг К.-Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996. 270 С.

21.Шаповаленко И.В. Возрастная психология Москва: Гардарики, 2005 г. 94 стр.

22.М.Г.Ярошевский, История психологии от античности до середины ХХ в. Москва, 1996. 301 стр.

23. Analytical psychology (1916) К. Г. Юнг

24.Кагермазова Л. Ц. Психология развития и возрастная психология

URL: rudocs.exdat.com/docs/index-5337.html?page=39

25. Лещенко Ю. Е. Развитие личности в онтогенезе как предмет рефлексии в отечественной педагогической психологии - тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.07, кандидат психологических наук, 2001.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-lichnosti-v-ontogeneze-kak-predmet-refleksii-v-otechestvennoi-pedagogicheskoi-psikh#ixzz44UdZ9raq

26. Старовойтенко Е. Б. Персонология: жизнь личности в культуре М.: Академический проект, 2015. - 431с.

27. Хомутова Н.Н. Ценность личности в массовом обществе – тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, Волгоград, 2009.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 

http://www.dissercat.com/content/tsennost-lichnosti-v-massovom-obshchestve

28. Цапко Л.И. Личность как категория социальной онтологии – тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, Ставрополь, 2000.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 

http://www.dissercat.com/content/lichnost-kak-kategoriya-sotsialnoi-ontologii

29. Мади С. Теории личности. Сравнительный анализ – СПб: Изд-во «Речь», 2002.

30. Семинега, Ж.-П. Развитие теорий личности в зарубежной психологии: основные тенденции и критерии их оценки – тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.11, Москва, 2000.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat