Файл: Проблема личности в социальной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целостную личность характеризуют:

1) эффективное восприятие реальности;

2) спонтанность, простота и естественность поведения;

3) ориентация на решение проблемы, на дело;

4) постоянная «детскость» восприятия;

5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

6) искреннее желание помочь всему человечеству;

7) глубокие межличностные отношения;

8) высокие моральные стандарты.

Основоположником второго, «мотивационного», направления в гуманистической психологии является американский исследователь А. Маслоу (1908-1970) [14, с. 38]. Согласно взглядам А. Маслоу, мотивы имеют иерархическую структуру. Она состоит из пяти уровней мотивации.

  1. Физиологические, низшие потребности (в еде, в сне и т.д).
  2. Потребность в надежности (безопасности, здоровье, источнике материального благополучия).
  3. Социальные потребности, потребности в другом человеке (семье, понимании, любови).
  4. Потребность в уважении, самооценке (престиж, компетенция, достоинство).
  5. Потребность в самоактулизации, самореализации (творчестве, красоте, осмыслении своего предназначения).

Человек, достигший пятого уровня мотивации, по Маслоу является психологически здоровой личностью.

Таким образом, с точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Глава 2. Изучение отечественными психологами проблемы личности.

2.1. Личность в представлении А. Ф. Лазурского

Анализируя труды отечественных авторов концепций психологии личности, следует отметить, что на первый план выходит структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. По мысли А.Ф. Лазурского, на идеи которого оказал огромное влияние В. М. Бехтерев, основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Личность в представлении А. Ф. Лазурского - это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.


Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть, по меньшей мере, два положения и первое из них в том, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций» [12, с. 38]. Второе положение – это развитие и углубление традиции, идущей от А.Ф. Лазурского. Развивая его идеи об отношении личности В.Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение.

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В.Н. Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом [1, с. 5]. Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. По мнению другого ученого. В. С. Мерлина, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. [ 10, с. 72 ].

2.2. «Психологический» профиль личности по А. Н. Леонтьеву

Иной подход к определению структуры личности у А. Н. Леонтьева. По его мнению, структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных, моти-вационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности [11].


Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

• широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

• степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыс-лообразующих мотивов (мотивов-целей);

• общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов». Чем шире виды деятельности, которыми занимается человек, тем богаче личность, считает А.Н. Леонтьев [11, с. 431]. Превращение индивида в личность происходит при овладении им своим поведением, формировании системы внутренней регуляции деятельности. Сначала происходит иерархизация, структурное усложнение деятельности; затем – распространение осмысления за пределы наличной ситуации; далее идет прогрессирующее опосредствование социальными обязанностями и ценностями; последний этап предполагает развитие осознания смысловой организации.

По А.Н. Леонтьеву личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» - в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам.

Второе ее «рождение» - в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается это в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности [24, с. 42].

2.3. «Личностью не рождаются – ею становятся»

Любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним» [15, с. 22]. Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся».


Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность [6, с. 101]. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (рис. 1).

Рис. 1. Характеристика содержания понятия «индивид»

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность» (рис. 2). Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. 

Рис. 2. Характеристика содержания понятия «личность»

Глава 3. Интеграция представлений о личности

Общие основания теорий личности

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.

Содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального соглашения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

- В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.


- В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

- В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

- В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют [31].

Интегральная парадигма в психологии личности

В качестве общей науки о личности, персонология строится посредством множества способов интеграции знаний и идей, способов познания и практик. Под «интеграцией» понимаются обобщение, синтез, введение в новый контент, перевод в новую, более сложную систему, соединение со многими другими системами, представление в различных контекстах.

В современной психологии личности существуют различные опыты научной интеграции. В частности, это применение моделей сравнения и обобщения различных концептуальных подходов или центрирование множества разрозненных знаний о личности в содержании какой-то глобальной категории («субъект», «потенциал», «жизненный мир» и пр.). Это соединение результатов исследований, посвященных различным уровням бытия личности (телесному, психологическому, социальному, духовному), в общей иерархической модели, а также преломление психологических идей о личности в философских, культурно-исторических, педагогических концепциях и возврат данных идей в психологию с существенным углублением и обогащением [26].