Файл: Проблема личности в социальной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема личности в социальной психологии – это не только важнейшая теоретическая проблема философии, но и одна из фундаментальных проблем социально-гуманитарного познания. Сложная ситуация современного российского социума, изменения в материальной и духовной жизни человека требует переосмысления многих фундаментальных научных категорий. Современный человек оказался лишенным как установок официальной идеологии, так и нормативно-ценностного контекста [28].

Данная ситуация характеризуется рассогласованностью социально-культурного, личностно-ценностного пласта человеческого мира и технической среды. Информационный детерминизм приводит к недооценке не только роли личности в обществе, но и всего, что непосредственно не выражается в термине «информация», то есть социума, культуры, духовных ценностей и т.д. В этом контексте недооцененной оказывается и вся гуманитарная сфера, с которой тесно связаны проблемы личности [27].

С другой стороны, роль личности в развитии общества, в решении его проблем всегда была первостепенной, и сегодня личность остается важным ресурсом социальных изменений. Более того, с учетом колоссальных экономических, политических, социальных, культурных преобразований в современном российском обществе, выдвигаются все новые требования к личности со стороны общества [30].

Можно достаточно уверенно датировать возникновение психологии личности как особой предметной области психологического познания в конце 1930-х гг., когда вышли в свет первые фундаментальные теоретические работы, задавшие эту область: «Динамическая теория личности» К. Левина (1935), «Личность» Г. Олпорта (1937) и «Исследования личности» Г. Мюррея (1938). С этого времени и примерно до конца 1960-х годов длился период, который можно назвать классическим периодом в изучении личности, характеризовавшийся именно упомянутым многообразием альтернативных теорий. С начала 1970-х гг. вектор теоретическою развития изменился – началось движение теорий навстречу друг другу, к выработке общего языка на основе достижений, накопленных в каждой из них. Психология личности вступила в неклассический этап своего развития, ведущий к превращению этой области знания в науку.

При этом практически все учебники по теориям личности писались и пишутся в «классическом» духе. Это значит, что несмотря на общее введение и заключение, а также иногда предлагаемую сетку общих критериев, задающих своеобразное семантическое пространство, в котором теории удобно сравнивать между собой, каждая теория излагается в собственной логике, в изоляции от остальных теорий – то, что А. Н. Леонтьев называл «обобщением посредством переплета» [29].


Таким образом, актуальность исследования развития теорий личности в психологии определяется противоречием между уже сложившимися теориями личности, каждая из которых обладает уникальной ценностью и значимостью и непредставленностью целостной теории личности, отвечающей общим критериям её оценки.
 Степень разработанности проблемы

Различные теории описывают личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющее различия между людьми. Понятие персонологии – науке о личности, в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г., объединив как теоретическую базу, так и эмпирические исследования в данной области. В современном представлении персонология — система знаний о личности, включающая в себя философские, социологические, биологические, исторические, медицинские, юридические, педагогические аспекты, причем приоритетным является психологическое знание. [16, с. 304].

Теоретической базой исследования выступили Психоанализ З.Фрейда, Аналитическая психология К.Г. Юнга, Индивидуальная теория личности А. Адлера, Классический бихевиоризм Уотсона и Скиннера, Структурная теория черт личности Р. Кеттелла, Теория типов личности Айзенка, Теория черт личности Олпорта, Социально-когнитивная теория Бандуры, Теория социального научения Роттера, Феноменологическая теория К. Роджерса, Гуманистическая теория А. Маслоу. В отечественной психологии – Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Зейгарник Б.В, Мясищев В.Н, Узнадзе Д.Н, Братусь Б.С, Палей И.М, Ломов Б.Ф, Ковалев А.Г, Абульханова К.Л, Шорохова, Е.В, Петровский А.В, Ядов В.А, Шкуратова И.П и другие.

Объект проблема личности в социальной психологии.

Предмет исследования – понимание личности основными психологическими школами.

Цель настоящей работы – проанализировать проблемы личности в социальной психологии.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Исследовать понимание личности основными теориями в западной психологии.
  2. Исследовать взгляды на личность в отечественной школе психологии.
  3. Рассмотреть возможные направления интеграции различных взглядов на личность.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении интегративных возможностей исследования личности различными теориями.


Глава 1. Понимание личности основными теориями западной психологии

Психодинамическое направление в теории личности

Классический психоанализ

Одной из первых полноценных теорий личности была психодинамическая теория личности австрийского психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), более известная как «классический психоанализ». Зигмунда Фрейд ввел три новых понятия: Ид, Эго и Супер Эго.

Ид, представляет сферу врожденного, инстинктивного, бессознательного, источник психической энергии. Эго – инстанцию, промежуточную между Ид и Супер Эго, осуществляющую контроль над идущими в Супер Эго из Ид импульсов, влечений. Супер Эго представляет усвоенные с детства традиционные ценности и общественные идеалы. Этими тремя системами в психоанализе представлена личность. Главная концепция психоанализа заключалась в «признании двух основных управляющих человеком влечений - к жизни и к смерти, разрушению [16, с. 422]. В Ид всё подчинено принципу удовольствия, для него нет никаких рамок, моральных запретов, нравственных оценок.

В отличие от Ид, Эго является образцом логики, здравого смысла и благоразумия, это сфера сознательного. В Эго сосредоточены стремление к упорядоченности и желание подчинить нерациональное Ид с принципом удовольствия принципу рационализма. Эго является некой инстанцией, стремящейся подавить желания Ид. Нередко, когда Я пытается управлять Ид и изменять принцип его действия на логический, направить энергию в нужное русло, Ид может незаметно «перехватывать инициативу», в результате чего Эго оказывается ведомым Ид. Сам З. Фрейд сравнивал Я и Оно с лошадью и всадником: обычно всадник (Я) управляет лошадью (Оно), задавая ей направление движения, решая, куда именно нужно повернуть, какое из направлений лучше. Но в какой-то момент времени может произойти нечто непредвиденное и лошадь, потеряв контроль, понесёт своего всадника туда, куда подскажет ей её необузданный нрав. И тогда всадник ничего не сможет с этим поделать [7, с. 329].

Индивидуальная теория личности и аналитическая психология


Помимо «классического психоанализа» стали появляться другие теории психодинамического направления, которые пытались пересмотреть некоторые положения теории З. Фрейда. Наиболее яркими представителями являлись австрийский психолог А. Адлер и швейцарский психиатр К. Г. Юнг.

Карл Густав Юнг (1875-1961) - психиатр, психолог, ученик З. Фрейда. Как и З. Фрейд, он признавал влияние динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение, а также три основных уровня, из которых состоит личность (Ид, Эго, Супер Эго). Но, в отличии от своего учителя, не придавал ведущего влияния сексуальным и агрессивным побуждениям. Согласно Юнговской теории личности, которая известна как Аналитическая психология, существует наследуемая часть психики, которая формировалась в течение сотен тысяч лет – коллективное бессознательное. Посредством этой части психики человек воспринимаем окружающую среду и свой жизненный опыт [23].

Подтверждение тому К.Г. Юнг находил в схожести символов и образов культур разных народов мира. Инстинкты и архетипы образуют коллективное бессознательное. Ведущую роль К.Г. Юнг отводил пяти архетипам: Аниме, Анимусу, Персоне, Самости, Тени. Анима и Анимус – аэто женское и мужское бессознательное, которое присуще мужчинам и женщинам соответственно. Персона – образ социальной роли человека по отношению к другим людям (маски). Самость характеризует целостность и гармонию личности, определяет его индивидуальность. Тень – это бессознательная противоположность Персоне, она скрывает в себе все то, что утверждает сознание индивида. Также значительным вкладом К.Г. Юнга в изучении вопроса личности, было введение понятий «интроверсия» и «экстраверсия». Интроверсия и экстраверсия суть два вида психической реакции, которые как таковые часто наблюдаются в одном и том же индивиде. [19, с. 29] и характеризуются вектором направленности во внутренний мир (к субъекту) и во внешний мир (к объектам).

Альфред Адлер (1870-1937) - психолог, психиатр, ученик З. Фрейда. Как и К.Г. Юнг, А. Адлер не признавал ведущего влияния сексуальных и агрессивных побуждений на поведение человека. Но, в отличии от К.Г. Юнга, отрицал и значительность влияния на поведение бессознательных влечений. Его учение, получило название Индивидуальной психологии. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека [16, с. 302].


Так, А. Адлер подчеркивал ведущую роль социальных интересов в личности. Однако при этом главной тенденцией в развитии личности, А. Адлер считал стремление человека сохранить целостность своей индивидуальности и развить ее. Теория личности А. Адлера является хорошо структурированной системой и базируется на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсации; 4) общественный интерес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творческое Я.

Согласно этим положениям, личность старается компенсировать свое чувство неполноценности, вырабатывая уникальный стиль жизни, который способствует достижению целей направленных на стремление человека к превосходству. Кроме того, Индивидуальная психология выделяет четыре вида компенсации: неполная, мнимая (уход в болезнь), полная компенсация и сверхкомпенсация. Соединение видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало возможность А. Адлеру создать одну из первых типологий личности детей. [22 , с. 234-235]. Теория личности Адлера, оказала большое влияния на психологию личности, а также гуманистическую психологию и психотерапию.

Таким образом, З. Фрейд был первым психологом-теоретиком, который уделил особое внимание развитию личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. В теории подчёркивается значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека.

А. Адлер подчеркивал социальные детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей свою судьбу; преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду, совершенствовать себя и окружающий мир.

Как и З. Фрейд, К.Г. Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влияний на человеческое поведение и опыт. При этом К.Г. Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал.