Файл: Проблема личности в социальной психологии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом – отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как половую энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями – как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных. К.Г. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправленные тенденции должны быть включены в согласованное целое [31].

Диспозициональное направление в психологии личности

Диспозициональная теория личности включает в себя три основных направления: жесткое, мягкое и формально динамическое (промежуточное).

Эрнст Кречмер (1888-1964) - немецкий психиатр, психолог. В своей работе «Строение тела и характер», Э. Кречмер, установил соответствие конституции тела и психического склада человека.

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997) - британский психолог. Г. Айзенк предположил, что интроверсия и экстравесия, обусловлена функционированием головного мозга, а именно ретикулярной формации. У интровертов возбуждение формируется быстро и превалирует над силой и устойчивостью торможения. Для экстравертов характерно медленное формирование возбуждения а также сила и устойчивость реактивного торможения. В связи с этим, экстраверты более нуждаются во внешней сенсорной стимуляции, чем интроверты.

Используя факторный анализ, Г. Айзенк обнаружил, что все традиционные диагностические группы можно описать с помощью двух основных личностных факторов: нейротизма и экстраверсии-интроверсии. На основе этих двух параметров Г. Айзенк выделил четыре категории людей: интроверт стабильный, невротичный и экстраверт стабильный, невротичный. Это послужило основой трехфакторной теории личности. Ядром теории является концепция иерархической организации элементов личности. Г. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения [18].

«Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что лич­ностные особенности зависят от биологических свойств человеческого организма, однако от каких именно и насколько – не входит в круг их исследователь­ских задач.


Одним из главных представителей этого направления, является американский психолог Гордон Олпорт (1897-1967) - американский психолог. «Личность – это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление» [2, с. 122]. Разработанная им теория черт основывается на двух основных положениях. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

Личность, по Г. Олпорту, есть динамическая организация внутренних психических процессов, которые определяют характерное для личности поведение и мышление. Личность постоянно развивается и может быть подвержена влиянию как психологических, так и биологических факторов. Но личность включает также те области жизни, которые мы воспринимаем как присущие нам, как свои личные, собственные. Совокупность всех сторон личности, образующих ее внутреннее единство носит название «проприум» [2, с. 131].

Понятие «проприум» близко к понятию «Я» в гуманистической психологии. Г. Олпорт также считал что основную роль, в развитии проприума играет общество. Зрелой личностью по Г. Олпорту считается человек, который имеет реалистичный взгляд на жизнь и уровень притязаний, соответствующий умениям и навыкам.

Реймонд Кеттел (1905-1998) - британо-американский психолог. Личность по Р. Кетеллу – это то, что позволяет предсказать поведение человека в конкретной ситуации. Р. Кеттел считал, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационной переменной. Согласно Р. Кетеллу, черты – это тенденция действовать определенным образом в разное время и в разных ситуациях. Р. Кеттэлл предложил классификацию черт (факторов) личности [8, с. 57]. В основу классификации легли поверхностные и исходные черты. Исходные черты образуют основу структуры самой личности, поверхностные черты – продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны чем исходные. 

Р. Кетелл разработал личностный опросник, для создания которого использовался метод факторного анализа. Структура личности по Р. Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности [8 стр.78-90]. Наиболее значимым в теории личности Р. Кетелла является его систематическое описание личности.

Таким образом, в основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором черт личности – предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что каждая личность уникальна и её уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. 


Когнитивно-бихевиоральное направление в теории личности

Джон Уотсон (1878-1958) - американский психолог. Выдвинул идею о том, что предметом изучения психологии должно быть исключительно поведение, которое можно зарегистрировать и оценить. Этот подход получил название «бихевиоризма». В своей статье «Психология глазами бихевиориста» 1913 г. Дж. Уотсон сформулировал следующие основные положения теории:

  • поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами;
  • анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся феноменов;
  • основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение [4, с. 120].

Согласно теории научения, всё поведение, может быть объяснено внешними раздражителями и последующими за ними реакциями. Из этого следует основная формула бихевиоризма – «стимул-реакция». Развитие психики происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения. Главное внимание в исследованиях детского развития уделялось изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями.

Развитие бихевиоризма в 60-х годах XX века, получило в лице исследователя Берреса Скиннера (1904-1990) - американского психолога, изобретателя, которого можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер утверждал, что все поведение человека, детерминируется окружающей средой. Он отрицал влияние каких-либо скрытых мотивов, чувств, бессознательного на поведение. Согласно Скиннеру, человек являет собой своего рода «черный ящик», внутреннее содержание которого практически недоступно объективному научному исследованию [5, с. 464]. По его мнению, все усилия должны быть направлены на изучения внешних, доступных наблюдению поведенческих проявлений. Он утверждал, что позитивное подкрепление является более надежным способом контроля поведения как у взрослых, так и у детей. По Б. Скиннеру человеческое поведение может меняться в течение жизни, причиной этому являются кризисные явления, к которым индивид не имеет адекватных поведенческих реакций. Развитие личности, по Б. Скиннеру, отождествляется с научением, специальным или возникающим стихийно. «Человек таков, каким он научился быть» [20, с. 94].


Альберт Бандура (1925) – канадский и американский психолог. Разрабатываемая в трудах Бандуры Социально-когнитивная теория тоже относится к бихевиористским, но в отличии от классического бихевиоризма, особое место отводится когнитивным процессам. Согласно взглядам А. Бандуры, личность влияет и формирует среду, а среда в свою очередь формирует личность. Человеческое поведение формируется посредством овладения паттернами поведения. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для будущего поведения [18, с. 120].

А. Бандура сформулировал тройственную модель реципрокного детерминизма, согласно которой поведение человека есть результат взаимодействия личностных факторов, включая мышление и познавательную способность, явлений окружающей среды и действий самого человека. При этом поведение отчасти является функцией окружающей среды, а окружающая среда отчасти зависит от поведения. Мышление как личностный фактор человека определяет, с какими явлениями окружающей среды он встретится, какую оценку он вынесет этим событиям и как он организует их для последующего использования.

Джулиан Роттер (1916-2014) – американский психолог. Д. Роттер отвергал концепцию того, что поведения человека формируется подкреплениями из внешней среды. По его представлениям, определяющим фактором поведения являются ожидания человека. Д. Роттер утверждал, что ключом к предсказанию поведения являются наши знания, прошлая история и ожидания, и настаивал на том, что человеческое поведение лучше всего можно предсказать, рассматривая взаимоотношения человека со значимой для него окружающей средой [18, с. 129].

Итак, личность с точки зрения научения – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни, накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. 

А. Бандура высказал идею, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях.


Д. Роттер подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и А. Бандура, он полагает, что люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Д. Роттера, который привлекает особое внимание – концепция локуса контроля.

1.4. Взгляды на личность в гуманистической психологии

В начале 1960-хгг. признание и большое влияние приобрела гуманистическая психология, названная «третьей силой» западной психологии (вслед за утратившими свою силу психоанализом и бихевиоризмом). Ее основателями считаются А. Маслоу и К. Роджерс. Гуманистическая психология объединяет разные научные школы, имеющие общую стратегическую платформу. Предметом изучения в рамках данного направления выступает целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях: самоактуализация личности, личностные ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, межличностное общение. Гуманистическая психология противопоставляет себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критикуется ею за механистичностъ подхода к человеку, а с другой стороны, психоанализу, полностью определяющему психическую жизнь влечениями и комплексами [13, с. 28].

Карл Роджерс (1902-1987) - американский психолог. На точку зрения К. Роджерса на природу человека повлиял так же, как у З. Фрейда, его личный опыт работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Главной тенденцией в развитии человека К. Роджерс считал актуализацию и реализацию человеком своего потенциала. Характеризуя феноменологическое направление, К. Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этой реальности занимает Я-концепция, то есть представление человека о себе. Я-концепция отражает характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Это могут быть не только представления человека о том, какой он есть, но и то, каким он хотел бы быть. Роджерс полагает, что Я-концепция – это система самовосприятий; наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида, которая возникает на основе взаимодействия с окружающей средой; вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. Главная проблема в подходе Роджерса к пониманию Я-концепции связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и Я-концепцией. Целостность личности, достигается тогда, когда разница между идеальным и реальным Я уменьшается до минимума [1, с. 134].