Файл: Статус нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обусловливая положение нотариата в структуре правоохранительных органов, следует более ясно разделить деятельность нотариата и судов общей юрисдикции. Такая проблема стала объектом исследования разных авторов[65].

Нотариат и суд осуществляют совместные правоохранительные задачи по охране гражданских прав и свобод, права собственности, предотвращению нарушений прав. Однако правовые способы защиты у них весьма различные. Суд общей юрисдикции разбирает и решает спорные гражданские дела, нотариат защищает гражданские права с помощью удостоверения бесспорных фактов.

При образовании спора о праве нотариус делает отказ в исполнении нотариального действия. Однако следует шире применять положительную возможность нотариата при реализации судебной реформы в системе гражданской юрисдикции[66]. В частности, и судья, и нотариус выполняют публично-правовые функции, законодательство в одинаковой мере соблюдает самостоятельность и беспристрастность судьи и нотариуса при решении проблемы определенного гражданского дела. Тем не менее, главное отличие между этими юридическими институтами в рамках гражданской юрисдикции вырабатывается по мере спорности или несомненности права. При присутствии спора гражданская юрисдикция реализовывается судом, при ее отсутствии — нотариусом. Следовательно, главные отличия между судебными и нотариальными органами вправе совершить[67]:

- по составу их деятельности: суд выполняет правосудие, нотариальная деятельность несет предупредительный характер;

- по степени обязательности судебных и нотариальных актов: судебные решения имеют обязательный характер, нотариальные акты, обычно не имеют обязательности, за исключением нотариально удостоверенных договоров о платеже алиментов и исполнительных надписей;

- по уровню финансирования: судебная система выполняет свою деятельность за счет государства, а нотариат базируется на принципах самофинансирования.

Значимость вопросов правовой ответственности за деликты, совершенные в ходе нотариальной работы созрела уже давно, но в академической литературе никак не отмечается интенсивного ее обсуждения, что побуждает к определенной тревоге[68].

Авторы не могут говорить о том, что в нотариальном мире распространены и имеют тенденцию к росту нарушения прав граждан, потому что официальной государственной статистики таковых не существует, вместе с тем, отсутствие нормативно — правового регулирования этих вопросов, безусловно, сказывается на высоком уровне латентности правонарушений в этой области[69].


Точка зрения некоторых авторов поясняет то что, нотариат осуществляет специальную публично — правовую функцию и как раз такое условие обязано устанавливать увеличенный интерес государства к проблемам ответственности нотариусов.

В деятельности нотариата отражаются важнейшие элементы государственной деятельности фискально-юрисдикционного свойства, что требует детализации правового регулирования всех направлений его деятельности и, прежде всего, легального определения сущности нотариата.

В академической литературе аргументировано обозначается вопрос установление юридической сути и общественно-правовой значимости нотариата, равно как государственно — общественного института[70].

Присутствует точка зрения о том, что нотариат осуществляет функции органа управления. По мнению авторов, административные функции не могут обладать свойством органических и высококачественно определяющих его особенностей.

Из неопределенности законного статуса нотариата вытекают и прочие трудности. Расплывчатость юридического статуса нотариата определила и вопросы гражданско-правовой ответственности нотариуса за нанесения ущерба.

Здесь имеется в виду то обстоятельство, что Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (ст. 1) не позволяют рассматривать деятельность нотариуса как оказание услуг, в связи, с чем на вопросы правового регулирования возмещения вреда законодательство о защите прав потребителей не распространяется. Единые правила и принципы же ст. 1069 ГК РФ применимы только лишь к нотариальной фирме государственного вида[71].

Нотариус, который совершил, нарушение гражданских прав с нотариальной фирмой находится в трудовых отношениях, и порог его ответственности ограничен средним окладом[72]. Частный нотариус в целом никакой ответственности согласно вышеуказанным обстоятельствам не несет.

Правовое регулирование ответственности нотариуса зависит от принадлежности нотариуса к нотариату государственному или частному. Так работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке. Следовательно, речь идет о том, что в случае совершения противоправного действия он может быть, как любой государственный служащий, привлечен к дисциплинарной, гражданской или уголовной ответственности в зависимости от тяжести последствий его правонарушения.


В соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, в соответствии с которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом[73].

Международный научный журнал «Университет наук» Однако в зависимости от характера понесенного ущерба нотариус, может быть привлечен не только к административной, но и уголовной ответственности.

Как установлено ст. 202 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц[74].

Гражданско-правовая ответственность нотариуса предусмотрена ст. 17 Основ о нотариате, в соответствии с которой по иску заинтересованных лиц, в случае умышленного разглашения сведений о совершенном нотариальном действии, нотариус может быть привлечен и к материальной ответственности.

Как установлено ст. 49 Основ о нотариате любой человек, который считает незаконным нотариальное действие, осуществленное нотариусом или в совершении такового, наделен правом подачи об этом жалобы в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой)[75].

Появившийся спор о праве между лицами, который имеют интерес, базирующийся на произведенном нотариальном действии, разбирается судом или арбитражным судом в порядке искового производства.

Государством не предусмотрен надзор за работой нотариуса в порядке подчиненности в силу особой специфики юридического статуса нотариуса.

В личной работе нотариус считается целиком независимым от кого-нибудь при исполнении своих непосредственных профессиональных обязательств[76].

Основы законодательства о нотариате не предусматривают возможности поверки законности и обоснованности его действий со стороны президента нотариальной палаты или руководителя органа юстиции[77].

Нужно пояснить, что и органы прокуратуры, как специальные правоохранительные органы законного надзора не располагают правом контролировать справедливость действий нотариуса. Едва ли законно оправдан такого рода особый нотариальный иммунитет и, наиболее порождает озадаченность с позиции общественной справедливости и равноправия официально-правовых образований пред законодательством.


Согласно российскому законодательству о нотариате надзор за исполнением нотариальных действий поручен в России только судебным органам[78].

Из анализа содержания ст.310 ГПК РФ следует, что если речь идет об обжаловании отказа не нотариуса, а установленного законом должностного лица в совершении такого нотариального действия как оформление завещания, (или обжалования самого завещания), то заявления подаются в суд по месту нахождения соответственно госпиталя, больницы и т.д[79].

Процессуальный срок для подачи такового заявления установлен в 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

В соответствии со ст. 312 ГПК РФ принятое судом решение носить императивный характер, и нотариус обязан его выполнить[80].

Те и другие вопросы нотариата просят своего разрешения законной реорганизации нотариата, первой стадией которой, обязана стать изменение Основ законодательства о нотариате. Особенно нужно установить частный нотариат как основу нотариальных органов, совершающих платные услуги гражданам, еще в нем следует описать законодательно обусловленные формы надзора за работой нотариуса, а также гражданское право на обжалование действия или бездействия нотариуса в нотариальную палату.

2.3 Проблемы в деятельности нотариуса

Современный нотариат приобрел в жизни государства общества и личности особое значение, поскольку востребован в обширной и разнообразной по видовому составу, сфере правоотношений. В связи с этим, на первый план обосновано выдвигается проблема о правом статусе и правовой природе самого нотариата.

В научной литературе в связи с законодательной неопределенностью административно-правового статуса нотариата выдвигаются самые разнообразные версии об его юридической сущности и значении. При этом большинство авторских определений страдают высокой степенью абстрактности и подчеркиванием его правозащитной функции.

Нотариат - это система государственных органов и должностных лиц, призванных обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации иными законами защиту прав и законных интересов граждан.

Как отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность, отрасль (подотрасль) юридических знаний, в том числе научно-теоретических, о нотариате как правовом институте определяют нотариат Т.В Зайцева, Р.Ф Галеева, В.В Ярков[81].


Имеются мнения о том, что нотариат выполняет функции органа управления. В связи с чем, необходимо возразить, что административный порядок защиты гражданских прав по своему характеру соответствует таким отношениям, которые основаны на подчинении одного субъекта другому[82].

Нотариальный же орган и нотариус не находится в особых отношениях с лицами, обращающимися за совершением нотариального действия, и не имеет никакой заинтересованности в исходе дела. Поэтому в литературе неоднократно отмечалось определенное сходство нотариальной формы не с административной, а именно с судебной формой защиты права.

Автор данного исследования согласен с М.А.Треушниковым, который полагает, что правовая природа нотариата не управленческая, а правоприменительная[83].

Основные формы управленческой деятельности не имеют ничего общего с осуществлением нотариальных действий. Г.Г.Черемных вообще исходит из определения сущности деятельности нотариата как отправление превентивного правосудия[84]. С этим мы не можем согласиться, поскольку разрешение юридических конфликтов не задача нотариата. Именно правовой конфликт, не дошедший до стадии «спора», часто приводит гражданина к нотариусу с целью получения доказательства государственного признания его права. Правовой конфликт может выразиться не только во взаимоотношениях определенных лиц. Он наступает и в случае, если имеются иные реальные препятствия (либо угроза их возникновения) при осуществлении гражданских прав. На преодоление этих препятствий направлена, прежде всего, деятельность нотариуса по установлению фактов.

В литературе[85] при сравнении судебной деятельности и нотариальной отмечается, что нотариальная процедура значительно упрощена по сравнению с судебной. По нашему мнению нет никаких юридических оснований говорить сходстве правого статуса судьи и нотариуса Закона о статусе судей содержит ряд положений о критериях личности юриста для того, чтобы реализовать себя профессионально в должности судьи.

Специфика всего закона и его отдельных положений в целом обусловлена базовой юридической универсальной категорией единства судейского правого статуса (ст.2 Закона о статусе судей)[86].

Введение категории единства в юридический оборот, в свою очередь, обусловлено общей единой профессиональной характеристикой всех судей, которая законом определена двояко: