Файл: Программа разработана для детей 4 5 лет, может использоваться в коррекционноразвивающем и профилактическом диапазоне.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Краснохолмский детский сад №3 «Петушок» Муниципального района

Калтасинский район Республики Башкортостан
Коррекционно - развивающая программа познавательной сферы
для дошкольников 4-5 лет


«Увлекательные знакомства»

составил:

педагог-психолог МБДОУ №3 «Петушок»

Пронина Н.А.


с. Краснохолмский


Пояснительная записка.
Программа разработана для детей 4- 5 лет, может использоваться в коррекционно-развивающем и профилактическом диапазоне.

Цель программы: развитие основных познавательных процессов, снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

Программа состоит из 20 занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 15-20 минут.

Занятия по данной программе можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Процесс занятия складывается из трех этапов:

1.Разминка. Цель: создание общего эмоционального и интеллектуального тонуса.

2. Основная часть. Цель: развитие познавательных, рече -двигательных и психомоторных процессов.

3. Заключительная часть. Цель: снижение скелетно-мышечного и психоэмоционального напряжения.
Технология данной программы направлена на следующие аспекты:

1. Активация неречевых процессов – слухового и зрительного восприятия, внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, снижает психоэмоциональное и телесное напряжение.

2. Развитие речи и моторных способностей – развитие выразительности речи, развитие зрительно - моторной координации, точности, плавности движений.
Данная программа рекомендована для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими трудности усвоения образовательной программы ДОУ, связанные с недостаточной познавательной активности, задержками психоречевого и психомоторного развития.

Возможно использование отдельных упражнений программы для профилактики психоэмоционального и телесного напряжения.

Данная программа составлена на основе основной образовательной программе дошкольного образовании «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С.Комаровой., М.А.Васильевой.


А так же в основу создания программы легли: Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми; Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика.;

Савельева Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников; Трясорукова Т.П. Тренинг по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста: диагностика, коррекция.

.

Занятие 1. «В гостях у тетушки совы»
1. Разминка

- Сегодня мы с тобой отправимся в лес, в гости к одной очень мудрой птице, а что это за птица, мы скоро узнаем!

Педагог читает стихотворение в сопровождении движений. Ребенок повторяет слова и движения за педагогом. Руки согнуты в локтях на уровне диафрагмы, кисти сжаты в кулаках.

Ночью спит лесной народ-

Волк, зайчишка и енот.
(Вращаем кулачки от себя)

Только совам там не спиться,

Ведь ночные совы - птицы.
(Поднимаем и опускаем руки согнутые в локтях, «машем крыльями»)

Они по лесу летают,

Криком «ух!»

Зверей пугают.
(Вращаем кулачки на себя.)

2. Основная часть.

Педагог предлагает ребенку сначала отгадать загадку, а затем раскрасить отгадку.

В лесу живет, но не медведь.

Всех пугает, но не волк.

Мышей ловит, но не кот.

На дереве сидит, но не белка.

Света боится – большеглазая птица. (Сова)
2.1 Упражнение «Рисунок совы»

-Молодец! Ты правильно отгадал! Это сова. Посмотри у тебя на листке, есть рисунок совы, давай раскрасим ее, чтобы она стала как настоящая!

Педагог дает ребенку цветные карандаши и листок с шаблонным рисунком.

- Красивая получилась у тебя сова! Совсем как живая. Наша тетушка сова очень умная и внимательная птица, она приготовила для тебя задания, давай попробуем сделать их.

2.2 Упражнение «Соседи совы»

- Ты знаешь, где живет сова? Правильно, в лесу. А ты знаешь еще каких-то животных, которые, как и сова живут в лесу? Очень хорошо! Тогда мы сейчас сыграем. Если я назову лесное животное, ты похлопаешь в ладоши, а если не лесное, то потопаешь ногами. Запомнил? Тогда давай играть!

2.3 Упражнение «Найди и обведи» (звездочки)

Бланк со значками на внимание (солнце, звезда, месяц)

-Посмотри как много на листке солнышек, звездочек и месяцев. Найди все звездочки, обведем их желтым карандашом.

3. Заключительная часть



-Вот и пора нам прощаться с тетушкой совой. Давай напоследок сыграем с ней в игру. Повторяй за мной.

Ребенок сидит на стуле лицом к педагогу и построчно повторяет стихотворение, сопровождая его движениям. (Повторить 2-3 раза).

Совушка-сова, большая голова

Летает ух-ух-ух
Села на сучок, отдыхает.


(наклон головы вправо-влево)

(взмахи руками)

(ладони на колени, голову опустить вниз)




Занятие 2. «В гостях у жирафа Тоши»

1. Разминка

Педагог вместе с ребенком рассказывает стихотворение, выполняя движения: руки согнуты в локтях, локти разведены, кисти сжаты в кулаки на уровне диафрагмы. Выполняем вращательные движения сначала правой рукой, потом левой, затем двумя сразу.

Вяжет на зиму жираф

Шерстяной пушистый шарф.

2. Основная часть

- Может быть, ты уже догадался, к кому сегодня мы отправимся в гости? Правильно, к жирафу и зовут его Тоша. А вот и он! Только его надо оживить карандашом, обведи аккуратно его по контуру.

-Молодец! Тоша получился у тебя очень красивым, но чего-то ему не хватает. Как думаешь, чего? Правильно, у него нет пятен. Давай мы их ему сейчас приклеим.

2.1 Упражнения «Пятна жирафа»

Педагог дает ребенку заготовленные из коричневой бумаги пятна и клей, помогает ребенку, по мере необходимости.

-Вот теперь наш жираф совсем как настоящий. Ну что, давай посмотрим, какие задания приготовил для нас Тоша.

2.2 Упражнение «Стих про жирафа»

Педагог читает стихотворение, просит ребенка очень внимательно послушать и запомни все, что описано в стихотворении, затем предлагает ответить на несколько вопросов. Если с первого раза у ребенка не получается ответить не на один вопрос, то стихотворение перечитывается еще раз.

Примечание:  перед детьми, имеющими трудности в развитии речи, раскладываются картинки с изображениями ответов (жираф, мышонок, чай, варенье, конфеты, печенье, мячик) и педагог просит выбрать нужную картинку.

Жирафик Тоша заболел.

Он целый день один сидел,

Листочки вкусные не ел,

Глазами грустными смотрел.

Как Тошу бедного лечить?

Врача нам нужно пригласить!

Мышонок Хвостик прибежал,

Лечить жирафика он стал.

Чаем душистым с вареньем,

Конфетами и печеньем.

Сделал он с Тошей зарядку,

Расчесал ему шерстку гладко.

Подарил он Тоше мячик,

Пусть за ним наш Тоша скачет.

Тоша в мяч теперь играет,

Не болеет, не скучает.


Вопросы:

Кто заболел? Кто вылечил Тошу? Чем лечили Тошу? Что подарили Тоше?

-Молодец! Ты слушал меня очень внимательно и поэтому смог ответить на все вопросы.

2.3 Упражнение «Разрезанные картинки» (лев и слон)

Психолог предлагает ребенку собрать несколько разрезных картинок.

- А ты хочешь узнать кто самые лучшие друзья Тоши? Тогда попробуй собрать эти разрезанные картинки.

- Да, друзья Тоши это львенок и слоненок.

3. Заключительная часть

- Давай напоследок сделаем веселую зарядку жирафика!

Ребенок повторяет стихотворение и движения за педагогом.

Шел жираф к себе домой
Вместе с мышкой серой.
(руки свободно опущены, марш на месте)



У жирафа рост большой,
(подняться на носочки, руки через стороны поднять вверх, задержать в этом положении)
Ну а мышка маленькая!
(присесть на корточки, прижать руки к себе, кисти вниз, имитируя лапки мышки).

Повторить стихотворенье 2-3 раза.



Занятие 3. «В гостях у ежика»

1. Разминка

Педагог вместе с ребенком рассказывает скороболтушку: медленно, быстро, тихо, громко.

Испугался лягушонка
Ёж с ежихой и ежонок.


Повторить несколько раз.

2. Основная часть

- Хочешь узнать, у кого сегодня мы будем в гостях? Тогда отгадай вот такую загадку!

А этот маленький зверёк

Колючий вдоль и поперёк.

И лишь животик гладить можно,

Его узнать совсем не сложно.(Еж)

-Правильно отгадал, это ёж! Давай мы его сейчас с тобой раскрасим.

2.1 Упражнение «Рисуем ежа»

Педагог предлагает ребенку шаблонную картинку с ежом и карандаши.

- Красивая получилась картинка. А ты знаешь, что ёжики собирают в лесу? Грибы. Правильно. Давай нашему ёжику поможем собрать грибочки!

2.2 Упражнение «Найди и зачеркни» (грибочки)

Педагог выдает ребенку бланк к заданию и предлагает найти и зачеркнуть все грибочки.

- Молодец! Нашел все грибочки, а давай теперь вместе их сосчитаем.

2.3 Упражнение «Что изменилось»

- Наш ежик большой проказник и предлагает тебе игру на внимательность. Сейчас я разложу перед тобой картинки, запомни, как они лежат. Потом ты закроешь глаза, а мы с ёжиком, переложим картинки. Когда ты откроешь глаза, нужно будет разложить картинки так, как они лежали сначала. Готов? Попробуем?


-Молодец! Не удалось нам с ёжиком тебя перехитрить. Ты очень внимательный!

3. Заключительная часть

Педагог читает стихотворение и сопровождает его действиями, ребенок повторяет.

Тихо в норке ежик спит,
Ежик больше не шалит.
(скрестив руки на груди, поглаживая по плечам и рукам)
Он шалил весь день у нас,
Сил истратил, весь запас.
(наклон головы вправо-влево)
А теперь в клубок свернулся,
(обнять себя двумя руками)
Носом в бок себе уткнулся
(опустить подбородок на грудь)
Ты его сейчас не трожь,
(опустить руки)
Пусть спит сладко этот еж.
(закрыть глаза).

Повторить упражнение 2 -3раза.

Занятие 4. « В гостях у зайчика».

1. Разминка

Педагог вместе с ребенком рассказывает скороболтушку: медленно, быстро, тихо, громко.

Зайка с мышкою дружил,
В гости мышку пригласил
И морковкой угостил.


2. Основная часть

- Попробуй отгадать загадку и узнать, кто сегодня придет в гости на наше занятие.

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку
. (Заяц)

2.1 Упражнение «Зайцы и морковка»

Педагог дает ребенку бланк к заданию

-Это заяц! Правильно! Но он прискакал к нам не один, а со своими друзьями и им нужно помочь добрать до морковок. Возьми карандаш и проведи ровные, аккуратные тропинки.

-Хорошо! Получилось красиво. Давай теперь раскрасим морковки.

2.2 Упражнение «Стишок про Зайку»

Педагог читает стихотворение, просит ребенка очень внимательно послушать и запомни все, что описано в стихотворении, затем предлагает ответить на несколько вопросов. Если с первого раза у ребенка не получается ответить не на один вопрос, то стихотворение перечитывается еще раз.

Зайка по дорожке шел,
Зайка зеркальце нашел.
Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.
Мимо мишка проходил,
Мишка очень грустный был,
Лапкой слезки вытирал.
Зайке мишка рассказ:
«Шел я утром по дорожке
В гости к Мусе – серой кошке.
И подарок нес в лукошке-

Зеркальце и две сережки.
В гости к Мусе я пришел,
Зеркальца в лукошке не нашел.
Не увидит теперь кашка,
Как красиво ей в сережках.»
Зайка зеркальце отдал
И мишутке пожелал
Больше вещи не терять
И нигде не забывать!


Вопросы: Кто шел по дорожке? Что нашел Зайка? Кто потерял зеркальце? Что мишка нес в подарок кошке?

Примечание: