Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, цели и задачи государственной финансовой политики
1.1. Государственная финансовая политика
1.2. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики
1.3. Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики
Глава 2. Анализ финансовой политики в современной России
2.1. Пути повышения эффективности финансовой политики РФ
2.2. Оценка основных направлений бюджетной политики
2.3. Проблемы, связанные с использованием механизма государственного финансового регулирования в РФ
Введение
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Цель курсовой работы – проанализировать состояние финансовой политики в современной России.
Нами были поставлены следующие цели:
– рассмотреть цели, задачи, типы, финансовой политики государства, механизмы ее реализации;
– проанализировать состояние бюджетной и налоговой политики современной России;
– предложить пути повышения эффективности государственной финансовой политики в РФ.
Глава 1. Понятие, цели и задачи государственной финансовой политики
1.1. Государственная финансовая политика
Можно привести много определений термина финансовая политика. Вот некоторые из них:
финансовая политика –
1) совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций;
2) часть экономической политики государства, представляющая собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики;
3) совокупность мер, методов и инструментов регулирующего воздействия на социально-экономические процессы, связанные с реальным денежным оборотом.
Первое определение таит в себе несколько опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Далее, использование политики только как инструмента выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов органов государственной власти, органов местного самоуправления с др. субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны. Государственная финансовая политика должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.
Второе определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственно управление финансами. [6,c 200] Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В свою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т. е. выполняет вспомогательную роль. В финансовой политике конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами. В то же время финансовая политика – самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
Финансовая политика включает:
1. Разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач.
2. Создание адекватного финансового механизма.
3. Управление финансовой деятельностью государства и его субъектов. [4, c80]
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Примеры финансовой стратегии – программные документы, антиинфляционная финансовая политика, политика по приватизации госсектора. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Примеры: новые задачи, которые ставятся в федеральном бюджете. Все эти мероприятия взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс. Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Задачи финансовой политики:
1) Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.
2) Установление рационального распределение и использования финансовых ресурсов.
3) Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов.
4) Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися стратегическими целями и задачами государства.
5) Создание эффективной системы управления финансами.
Можно выделить следующие приоритеты финансовой политики:
1) Снижение социальной напряженности.
2) Оздоровление государственных финансов.
3) Восстановление нормального функционирования банковской сферы.
4) Достижение сбалансированности товарных и денежных потоков.
5) Повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности регионов в рамках единого федеративного государства, создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере.
6) Искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
Существуют следующие направления финансовой политики:
Налоговая – направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Основные принципы: а) горизонтальное и вертикальное равенство (юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить равные налоги; богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные); б) нейтральность налогов; в) удобство взимания налогов для правительства; г) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; д) трудность уклонения от уплаты налогов.
Бюджетная – наиболее актуальные задачи: реализация программ экономии государственных расходов; реструктуризация госдолга. Определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом др. законов. Выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом в определении приоритетных направлений расходов бюджета, допустимых пределов разбалансированности бюджета, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы. [6,c 90]
Денежно-кредитная – под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией; регламентация и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др. Важнейшие задачи: восстановление доверия к кредитным организациям; стимулирование организованных сбережений населения; реструктуризация банковской системы; регулирование процентных ставок и т. д.
Социальная – задачи: упорядочение системы социальных льгот с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения; регулирование вынужденной миграции. Связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Ценовая – выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, железные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы.
Таможенная – ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживает или поощряет экспорт товаров и услуг из страны. Это симбиоз налоговой и ценовой политики.
Инвестиционная – направлена на: развитие ипотечного кредитования; создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения. Связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. В области международных финансов
Направлена на: продолжение интеграции России в мировую финансовую систему; создание условий для признания России страной с рыночной экономикой; укрепление позиций России в МВФ и МБРР; повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам. Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга. Она оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика. [16 ,c342]
3 основных типа финансовой политики:
I. Классическая основана на трудах А. Смита и Д. Рикардо. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствие этого – ограничение государственных расходов (сводились в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашение и к расходам на управление) и налогов (система налогов строится главным образом на косвенных и имущественных налогах, которые достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания).
II. Регулирующая. В ее основу положена экономическая теория Дж. М. Кейнса. Утверждается необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основной инструмент вмешательства в экономику – государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Они обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Главный механизм регулирования – подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
III. Планово-директивная. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни. Цель – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Создан механизм двухканального изъятия чистого дохода: вначале при помощи налога с оборота, затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли. Изымалось до 80% чистого дохода государственных предприятий. Население уплачивало подоходный налог, часть средств изымалась путем размещения государственных займов.
Ведущие экономисты разделяют финансовую политику на 3 вида:
1. Политика экономического роста (стимулирующая) – система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов ВНП и повышение уровня занятости. Она включает: рост государственных расходов; снижение налогового бремени.
2. Финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны, они ограничиваются бюджетом и местными налогами. [5,c 100]Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые проводятся в процессе решения основных задач государства в области управления.
К этим преобразованиям, в частности, относятся:
– капитализация просроченной налоговой задолженности предприятий в акции и их последующая продажа государством;
– передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;